Железнодорожный вокзал Ванино. «Почему, изучая историю ДВЖД, можно запутаться в датах и даже поставить под сомнение, а действительно ли именно 20 июля в Ванино пришел первый поезд?»
Железнодорожный вокзал Ванино. «Почему, изучая историю ДВЖД, можно запутаться в датах и даже поставить под сомнение, а действительно ли именно 20 июля в Ванино пришел первый поезд?»
Пять лет назад, в 2010 г. газета «Мое побережье» обратилась к теме открытия сквозного движения на железнодорожной линии Комсомольск-Ванино. Татьяна Седых задала правомерный вопрос, а действительно ли именно 20 июля 1945 г. в Ванино пришел первый сквозной поезд? Иными словами, является ли исторически достоверной информация, размещенная в 1995 г. на здании вокзала ст. Ванино: «На этой станции 20 июля 1945 года было открыто сквозное движение на железнодорожной линии Комсомольск-Ванино»?
 
Прежде всего обратим внимание на сочетание слов «сквозное движение поездов». Дело в том, что строительство железной дороги Комсомольск - Советская Гавань велось скоростными методами, подразумевавшими пошаговое введение в рабочую эксплуатацию даже небольших построенных участков. Поезда начинали ходить и перевозить строительные материалы, технику, людей и другие грузы по только что проложенному полотну. В ходе такой эксплуатации велась доводка линии до требуемых нормативов.
 
Речь в предлагаемом материале идет о сквозном открытии движения поездов не на всей дороге Комсомольск - Советская Гавань, строившейся в соответствии с постановлением Государственного комитета обороны №3407 сс от 21 мая 1943 г., а об ее участке от Пивани до Ванино. Паромная железнодорожная переправа через р. Амур начала функционировать только в августе 1945 г., а несколько десятков рельсового пути соединили Ванино и Советскую Гавань еще позже, в 1946 г.
 
Итак, вернемся к тексту памятного знака на здании железнодорожной станции Ванино. Нельзя не заметить некорректность его формулировки. Хорошо известно, что сквозное движение поездов было открыто на ст. Пивань; первый сквозной поезд шел от Амура на восток, в Ванино, а не наоборот. Следовательно, текст памятного знака должен был зафиксировать значимую деталь: «На этой станции такого-то числа завершилось открытие сквозного движения поездов…».
 
Согласимся с Т. Седых: требует уточнения и сама дата - 20 июля 1945 г. Действительно ли в этот день сквозной поезд прибыл в Ванино? А если прибыл в Ванино, то куда именно - на железнодорожную станцию? На морской причал? Куда?
 
«На этой станции 20 июля 1945 года было открыто сквозное движение на железнодорожной линии Комсомольск-Ванино»
«На этой станции 20 июля 1945 года было открыто сквозное движение на железнодорожной линии Комсомольск-Ванино»

 
В имеющейся сегодня литературе, как и несколько лет назад, продолжает присутствовать разноголосица. Так, в книге А.Н. Сеселкина «Советско-Гаванский и Ванинский районы: хроника событий» (Комсомольск-на-Амуре, 2013. с. 116, 117) отмечено, что первый сквозной поезд со ст. Пивань в Ванино отправился 15 июля и вечером 19 июля прибыл в Тишкино (Ванино); на следующий день в Ванинском порту состоялся торжественный митинг.
 
Составители книги «Берег Отечества» (Хабаровск, 2008) вслед за В.В. Бурковой указывают другое: 15 июля после стыковки рельсового пути на Сихотэ-Алиньском перевале поезд с лучшими строителями направился от разъезда Кузнецовский, а поздним вечером 16 июля подошел к берегам Татарского пролива.
 
Выявленные нами архивные документы (можно предположить, что какая-то часть документов остается пока неизвестной исследователям), а именно телеграфная переписка начальника «пятисотки» Ф.А. Гвоздевского с руководством Хабаровского края, документы секретаря парткома Строительства №500 В.Е. Перегудова, адресованные в ГУЛАГ НКВД СССР, и другие позволяют иначе расставить акценты.
 
15 июля 1945 г. Ф.А. Гвоздевский находился на Сихотэ-Алине, на самом ответственном и «горячем» участке стройки - станционной площадке разъезда Кузнецовский. На подходах к разъезду и на самом разъезде кипела работа, завершалась укладка пути.
 
В 11 час. 40 мин. 15 июля из Мули, где располагалось управление Перевального треста-лагеря, в разные адреса ушло сообщение начальника Ф.А. Гвоздевского и В.Е. Перегудова, которое ждали в Москве, Хабаровске, Владивостоке:
 
«Докладываем:
в результате напряженного почти двухгодичного труда коллектив строительства №500 НКВД СССР, воодушевленный героическими победами нашей родной Красной армии, 15 июля на перевале Сихотэ-Алинь завершил укладку сквозного рельсового пути от Пивани до бухты Ванина общим протяжением 440 километров главного пути и 50 километров станционных путей. Тем самым досрочно выполнено решение Государственного комитета обороны о строительстве в годы Великой Отечественной войны весьма трудной горной железнодорожной магистрали на Дальнем Востоке с громадным объемом скальных работ и искусственных сооружений и нового порта на Тихом океане в бухте Ванино».
 
День окончания укладки пути на Перевале превратился в праздник всего коллектива. Очевидцы отмечали, что не прошло и пяти минут после того, как начальник строительства Ф.А. Гвоздевский выполнил почетную миссию - вбил символический последний костыль в железнодорожное полотно, соединившее станцию Пивань и порт Ванино, - показался паровоз с двумя платформами, на которых разместились строители. Ровно в 19.00 час. начался торжественный митинг.
 
15 июля 1945 г. на Перевале через Сихотэ-Алинь состоялась стыковка рельсового пути западного и восточного направлений дороги. Однако, самое внимательное прочтение приводимой выше телеграммы Ф.А. Гвоздевского и В.Е. Перегудова не позволяет отыскать даже намека на отправление куда либо поезда с лучшими строителями.
 
Поезд со строителями - важнейший завершающий элемент железнодорожного строительства, показатель высокой готовности линии к рабочей эксплуатации. Такая готовность в середине июля 1945 г. отсутствовала. Совершенно не случайно в торжественном событии на Перевале фигурировал лишь паровоз с двумя платформами со строителями, а не поезд.
 
К тому же слишком большие объемы работ нужно было выполнить в течение кратчайшего времени для того, чтобы открыть движение поездов по всей линии. По этому поводу сохранилось красноречивое замечание инженера Л.В. Зубарева:
 
«Рельсы сомкнуты, но путь не готов, нужна доводка и частичная балластировка. Спуск в обе стороны от Перевала по 25 метров на километр (на нормальных дорогах максимум 9 метров). Движение открывать нельзя, но и ожидать некогда, нужно перебрасывать военную технику… Командование движением по недостроенной дороге, без согласия нашего начальства [1], переходит к военному руководству».
 
Выход из неординарной ситуации был найден: при подъеме на Перевал поезда разделялись на три части, каждая из которых получала дополнительно по толкачу сзади. При такой технической поддержке состав медленно поднимался к разъезду Кузнецовский.
 
Труднее давался спуск с Перевала. Л.В. Зубарев указывал главные причины: «Паровозы разболтаны, всю войну без ремонта. Из всех возможных отверстий валит пар». К тому же «состояние недостроенной дороги, упомянутые… обстоятельства, как и всякие нарушения правил технической эксплуатации, приводят к печальным событиям».
 
И далее инженер сослался на случай, свидетелем которому он стал сам: «В пяти перегонах ниже нас, в сторону Ванина, приехала вагон-лавка. В ней отоваривают мясные талоны продовольственных карточек американскими консервами. Связной разъезда Кузнецовский просит разрешения съездить отоварить наши карточки и влезает на тендер спускающегося эшелона (паровоз двигался тендером вперед, развернуться еще было негде). По пути - авария. Паровоз набок, а тендер со связистом, оторвавшись, мчит в одиночестве четыре перегона по громадному уклону, развив скорость до 100 км/час. Когда внизу с помощью ватников и песка его наконец остановили, а пассажира сняли и привели к селектору, то он говорил нечленораздельно»[1, л. 25].
 
Итак, не было времени как не было и возможности до открытия сквозного движения поездов отправлять лучших строителей в поездку в Ванино даже на несколько дней. Обстоятельства требовали скорейшего доведения дороги до рабочего состояния.
 
Не менее важным является другой вопрос: когда было открыто сквозное движение?
 
Автор многочисленных публикаций по истории Комсомольского отделения ДВЖД В.Ф. Зуев считает, что открытие сквозного движения поездов состоялось 20 июля 1945 г. Такой же точки зрения придерживается В.В. Буркова. Отстаивая свою позицию как исторически достоверную, В.В. Буркова ссылается на наличие в Государственном архиве Хабаровского края телеграммы Ф.А. Гвоздевского.
 
Действительно, 15 июля Ф.А. Гвоздевский и В.Е. Перегудов сообщали секретарю Хабаровского крайкома ВКП(б) Р.К. Назарову: «Первый сквозной пусковой поезд с гостями отправится из Пивани в бухту Ванина в 6 часов утра 20 июля 1945 года. Просим Вас приехать к нам и принять участие в празднике».
 
Однако тщательное изучение комплекса исторических свидетельств говорит о другом: первый поезд вышел из Пивани не ранним утром 20 июля, а вечером 19 июля. Именно 19 июля указывается в ряде телеграмм Гвоздевского секретарю Хабаровского крайкома ВКП(б), отправленных в августе-октябре 1945 г.
 
По всей видимости, взвесив все аргументы за и против, прежде всего морально-психологическую и политическую значимость трудовой победы, краевые власти и руководство «пятисотки» решили дать праздничный старт сквозному движению, придав ему высокий статус и привлекая к его проведению тысячи участников строительства.
 
Сделать это ранним утром 20 июля было намного сложнее, чем вечером 19 июля.
 
В том же Государственном архиве Хабаровского края сохранилась копия докладной записки В.Е. Перегудова, направленная в ГУЛАГ. Она раскрывает не планы по проведению открытия сквозного движения, а содержит отчет, как проходил праздник. В контексте наших рассуждений важно обратить внимание на хронологические вехи, приводимые секретарем парткома строительства.
 
Через четыре дня после окончания укладки пути на Перевале, вечером 19 июля со станции Пивань вышел первый поезд с гостями от краевых партийных, советских и военных организаций, от краевых органов Наркомата внутренних дел и Наркомата государственной безопасности, руководящих работников строительства №500 НКВД СССР.
 
20 июля в 8 час. 15 мин., фиксирует в докладной записке секретарь парткома строительства №500 НКВД СССР, преодолевая Сихотэ-Алинь, поезд прибыл на разъезд Кузнецовский, а на следующий день, то есть 21 июля, в 9 час. 10 мин. поезд прибыл в Ванино. Таким образом, поезд находился в пути с вечера (приблизительно с 19.00 час.) 19 июля до 9 час. 10 мин. 21 июля 1945 г. - всего около 40 час. Для сравнения: сегодня пассажирский поезд от ст. Пивань до ст. Ванино идет 12 час. 10 мин.
 
Нельзя не заметить, что вопрос о времени открытия сквозного движения поездов нашел отражение в воспоминаниях участников строительства.
 
Например, А.А. Григоров пишет, что движение поездов по всей линии было открыто 1 июня 1945 г.; другие относят это событие к 15 июля, третьи - к 19 июля, четвертые, например, изыскатель и строитель этой дороги А.И. Картус - к 20 июля.
 
Касаясь мнения А.А. Григорова, заметим, что действительно ранней весной 1945 г. у руководителей «пятисотки» была уверенность в открытии движения поездов по всей линии 1 июня, но непредвиденная ситуация, вызвавшая необходимость решения сложнейших инженерно-технических производственных задач, отодвинула это событие. Видимо, в памяти А.А. Григорова отложилась дата 1 июня 1945 г. и именно ее он указал в воспоминаниях несколько десятилетий спустя.
 
Важная деталь, объясняющая расхождения в датах, приводимых участниками строительства, содержится в письмах инженера В.В. Степанка.
 
Он замечал: «И вот наступил долгожданный день, когда пошел первый поезд от Пивани до Ванино. Мы садились на него прямо на своих участках, где работали» [здесь и далее выделено нами. - О.Е.]. Вот и А. И. Картус свидетельствует: «20 июля 1945 г. прошел первый сквозной, Правительственный поезд из Комсомольска в новый порт Ванино… Толпы народа, все население станции Джигдаси, празднично одетое, восторженно приветствовало поезд. На глазах у многих были слезы…».
 
Таким образом, строители называют те даты, когда поезд следовал по тому участку, где они трудились, где их застал праздник.
 
Важное историческое значение имеет еще один вопрос: конечный пункт следования поезда, открывшего сквозное движение, - Ванино, а в Ванино - что? Железнодорожная станция или морской порт?
 
Т. Седых права, у В.Ф. Зуева, у других авторов в одних случаях указывается, что движение было открыто на всем участке от Пивани до ст. Ванино, а в других случаях - до порта Ванино.
 
Еще раз обратим внимание на приводимую выше телеграмму начальника строительства: «…Первый сквозной пусковой поезд с гостями отправится из Пивани в бухту Ванина».
 
А вот что зафиксировано в докладной записке Перегудова начальнику Политотдела ГУЛАГа НКВД СССР полковнику Буланову о конечном пункте движения поезда - Ванино:
 
Морпорт. Важное историческое значение имеет еще один вопрос: конечный пункт следования поезда, открывшего сквозное движение, - Ванино, а в Ванино - что? Железнодорожная станция или морской порт?
Морпорт. Важное историческое значение имеет еще один вопрос: конечный пункт следования поезда, открывшего сквозное движение, - Ванино, а в Ванино - что? Железнодорожная станция или морской порт?

 
«Внимание всех гостей и собравшихся строителей привлекал причальный вокзал… В центре на фронтоне посеребренными буквами написано название вокзала. Выше помещен барельеф герба Советского Союза. По обеим сторонам от центрального здания - полукруглые открытые павильоны для пассажиров. Здание вокзала венчала башня с семиметровым шпилем, увенчанным пятиконечной звездой из красного стекла. Перед вокзалом разбиты газоны и клумбы из живых цветов».
 
«Путь к Тихому океану открыт» изображена триумфальная арка, украшенная гирляндами цветов и флагами; за аркой хорошо просматривается морской причал и залив.  Другими словами, текстовые документы и фотоматериал однозначно говорят, что поезд, открывший сквозное движение на линии Пивань - Ванино прибыл к морскому берегу.
«Путь к Тихому океану открыт» изображена триумфальная арка, украшенная гирляндами цветов и флагами; за аркой хорошо просматривается морской причал и залив. Другими словами, текстовые документы и фотоматериал однозначно говорят, что поезд, открывший сквозное движение на линии Пивань - Ванино прибыл к морскому берегу.
Установить историческую истину помогают сохранившиеся уникальные фотографии, сделанные 21 июля 1945 г.
 
Часть таких фотографий представлена в экспозиции музея им. Бошняка в Советской Гавани, другая часть находится в Объединенном ведомственном архиве РЖД. Филиал Дальневосточной железной дороги. Комсомольское отделение.
 
Например, на фотографии «Митинг, посвященный открытию сквозного движения Комсомольск - бухта Ванино» прекрасно виден описанный выше двухэтажный морской вокзал в праздничном оформлении; а на снимке «Путь к Тихому океану открыт» изображена триумфальная арка, украшенная гирляндами цветов и флагами; за аркой хорошо просматривается морской причал и залив.
 
Другими словами, текстовые документы и фотоматериал однозначно говорят, что поезд, открывший сквозное движение на линии Пивань - Ванино прибыл к морскому берегу, где располагался морской порт с причалами и морской вокзал.
 
Именно сюда чуть позже будут приходить первые пассажирские поезда из Комсомольска.
 
Как видим, пока нет оснований утверждать, что на станции Ванино «20 июля 1945 года было открыто сквозное движение поездов на железнодорожной линии Комсомольск - Ванино». Вполне возможно новые документы позволят это сделать.
 
Таким образом, неимоверно сложная государственная задача по строительству самого восточного участка БАМа решилась сверхударными темпами: несмотря на невероятные трудности в 1943-1945 гг. строители проложили железную дорогу от Пивани до Ванино; 15 июля 1945 г., на 15 дней раньше срока, установленного Государственным комитетом обороны, был дан сквозной железнодорожный путь от берегов Амура до берегов Тихого океана. Первый сквозной поезд по маршруту Пивань-Ванино находился в пути с 19 июля по 21 июля 1945 г.
 
Ольга Еланцева,
д.и.н., профессор кафедры отечественной истории и архивоведения
Школы гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.
 
«Моё побережье», 05.08.15
п.Ванино Хабаровский край.
 
[1] Имеется в виду начальство строительства № 500 НКВД СССР.