Владимир Путин. © Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Владимир Путин. © Михаил Климентьев/пресс-служба президента РФ/ТАСС
Президент России Владимир Путин посетит Китай 2-3 сентября по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина для участия в торжествах, посвященных 70-летию победы китайского народа в Войне сопротивления Японии и окончания Второй мировой войны.
 
В преддверии поездки он рассказал в интервью информационным агентствам ТАСС и «Синьхуа» о торгово-экономических отношениях двух стран, схожих целях развития и актуальных международных и региональных проблемах.
 
- В этом году исполняется 70 лет Победы в мировой войне против нацизма. Ваш отец и отец председателя КНР Си Цзиньпина принимали участие в этой борьбе. Ваши воспоминания о войне носят как семейный, так и общенациональный характер. Вслед за майским визитом Си Цзиньпина в Москву для участия в торжественных мероприятиях по случаю 70-летия Победы в Великой Отечественной войне состоится ваш визит в Пекин для участия 3 сентября в большом параде в честь Дня победы в Войне сопротивления японским захватчикам. В чем, по вашему мнению, заключается для современного мира значение памяти о Победе и увековечивания этих исторических событий? Как вы оцениваете вклад Войны сопротивления китайского народа японским захватчикам в победу в мировой войне против нацизма?
 
- Действительно, для России и Китая юбилей Победы имеет особое значение. Она далась Советскому Союзу ценой колоссальных жертв. Большие потери понес китайский народ. Мы никогда не забудем героизм, стойкость, духовную силу поколения победителей. Будем вечно чтить павших, воздавать почести ветеранам.
 
Наши страны были союзниками в борьбе с нацизмом и японским милитаризмом, приняли на себя основной удар агрессоров. И не просто выстояли в этой страшной схватке, но и одержали победу, освободили порабощенные народы, принесли на планету мирную жизнь.
 
Такая взаимная поддержка советского и китайского народов в трудные годы, общая историческая память служат прочной основой для современных отношений между Россией и Китаем.
 
Сегодня и в Европе, и в Азии мы видим попытки фальсифицировать историю Второй мировой войны, продвигать вольные, не основанные на фактах, искаженные трактовки событий, особенно предвоенного и послевоенного периодов. Вызывающим попранием решений Нюрнбергского и Токийского трибуналов стали шаги некоторых стран по героизации и реабилитации преступников и их пособников. Иначе как оскорблением памяти миллионов погибших это не назовешь. А цель таких исторических спекуляций абсолютно ясна: использовать их в сомнительных геополитических играх, рассорить страны и народы.
 
Россия и Китай придерживаются схожих взглядов на причины, историю, итоги Второй мировой войны. Для наших народов священны и память о ней, и ее уроки. Это трагическое прошлое взывает к нашей общей ответственности за судьбы мира, к осознанию того, к каким страшным последствиям может привести разрушительная идеология собственной исключительности и вседозволенности. Именно эти идеи питали нацизм и милитаризм. И мы обязаны не допустить их возрождения и распространения.
 
Поэтому крайне важно, что наши государства едины в стремлении и далее решительно отстаивать историческую правду, защищать общую Победу. Совместное празднование 70-летия Победы во Второй мировой войне наглядно демонстрирует эту приверженность.
 
- В последние годы ситуация в мире полна драматических событий и перемен, некоторые тенденции вызывают опасения. Какими вам видятся отношения между Москвой и Пекином в сегодняшней международной обстановке? Могут ли Россия и Китай способствовать построению нового миропорядка, и если да, то какими, по вашему мнению, должны быть его основы?
 
- К сожалению, международная обстановка становится все менее предсказуемой.
 
Объективный процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом нестабильности как на региональном, так и на глобальном уровне. И основная причина такой напряженной, сложной ситуации - дефицит поиска компромиссов.
 
Не находят устойчивого разрешения межцивилизационные и межрелигиозные противоречия. Так и не вошла в фазу стабильного развития мировая экономика. В числе системных проблем - упорное стремление некоторых государств любой ценой сохранить свое доминирование в мировых делах. Декларируя внутри своих стран нормы демократии, верховенства закона и прав человека, они игнорируют их на международной арене - по сути, отвергая закрепленный в Уставе ООН принцип равенства государств.
 
В этих непростых условиях российско-китайское взаимодействие приобретает особое значение для сохранения и укрепления международной и региональной стабильности и безопасности, поиска эффективных ответов на глобальные вызовы.
 
Именно в таком ключе выстраиваем нашу совместную работу в ООН, «Группе двадцати», а также по линии БРИКС и ШОС, саммиты которых с успехом прошли в июле в Уфе.
 
Российско-китайская связка сыграла важную роль в решении таких острых вопросов, как вывоз химического оружия из Сирии, достижение договоренностей по иранской ядерной программе.
 
Россия и Китай - приоритетные партнеры в продвижении принципов построения архитектуры неделимой безопасности и сотрудничества в АТР, в укреплении мер доверия в космической деятельности, в обеспечении международной информационной безопасности.
 
Расширение российско-китайского партнерства отвечает и стратегическим целям развития наших стран. Именно этим соображением мы руководствовались при принятии в мае нынешнего года Совместного заявления о сопряжении ЕАЭС и «Экономического пояса Шелкового пути». Речь идет о начале процесса координации долгосрочных приоритетов развития, чтобы придать мощный импульс хозяйственной активности на обширном евразийском пространстве.
 
- Торгово-экономические отношения между Россией и Китаем в целом на подъеме, однако антироссийские санкции Запада все же оказывают негативное воздействие на двустороннюю коммерцию. Могут ли страны в нынешних условиях добиться выполнения намеченных ранее задач удвоения товарооборота? Какие направления здесь наиболее перспективны?
 
- Китай - наш ключевой партнер в экономике. За последние годы нам удалось существенно продвинуться по всем направлениям экономической и производственной кооперации.
 
Не соглашусь с тем, что введенные отдельными западными странами нелегитимные ограничения в отношении России оказывают негативное влияние на российско-китайское экономическое взаимодействие. Как раз наоборот, это стимулирует наш отечественный бизнес к развитию устойчивых деловых связей с Китаем.
 
С 2010 года КНР прочно удерживает позицию главного торгового партнера России. По итогам 2014 года, несмотря на неблагоприятные тенденции в мировой экономике, удалось не допустить снижения товарооборота, который составил порядка $88,4 миллиарда.
 
Ведущей отраслью здесь продолжает выступать энергетика. Наши страны последовательно продвигаются к формированию стратегического энергетического альянса, который, уверен, будет играть заметную роль в международных экономических отношениях.
 
В 2014 году достигнуты настоящие прорывы в газовой сфере. В мае прошлого года в ходе моего визита в КНР заключен контракт на ежегодную поставку в Китай 38 миллиардов кубических метров российского природного газа. Он будет доставляться по «восточному» маршруту в течение 30 лет. Для реализации проекта уже начато строительство газопровода «Сила Сибири». В мае нынешнего года зафиксированы предварительные договоренности по «западному» маршруту. Объем экспорта по нему составит 30 миллиардов кубических метров в год. Реализация этих масштабных проектов - безусловный приоритет на ближайшую перспективу.
 
Есть ощутимый прогресс и в других сегментах энергетической кооперации. Построен и штатно функционирует нефтепровод из России в Китай, заключены соглашения об увеличении нефтяных поставок, созданы СП по разведке и добыче нефти в нашей стране. Китайские компании подключились к газовым проектам на российском арктическом шельфе и на шельфе Сахалина. Есть хорошие перспективы для совместного освоения угольных месторождений в дальневосточных регионах.
 
Интенсивно развивается взаимодействие в атомной сфере. Построенные Росатомом первый и второй энергоблоки Тяньваньской АЭС демонстрируют лучшие показатели по эффективности и безопасности среди всех АЭС в Китае. В настоящее время при нашем участии идет строительство третьего и четвертого энергоблоков станции, которые планируем сдать в 2018 году. Словом, потенциал российско-китайского энергетического сотрудничества очень велик.
 
Одним из наиболее перспективных направлений считаю развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения. Уже согласованы параметры совместного финансирования высокоскоростной магистрали Москва - Казань, в строительство которой мы планируем инвестировать совместно с китайскими партнерами более 1 триллиона рублей. Рассчитываем, что новая магистраль заработает уже к 2020 году и станет модельным проектом для российско-китайского взаимодействия в области транспорта и инфраструктуры.
 
Крайне важна для обеих стран кооперация в авиастроительной и ракетно-космической отраслях. Уже принято решение о совместном создании широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и тяжелого вертолета, реализации ряда других программ.
 
Новый импульс тесному сотрудничеству в научно-технической и производственной сфере придало участие Китая в качестве страны-партнера в Международной промышленной выставке «Иннопром-2015» в Екатеринбурге.
 
И Москва, и Пекин настроены на интенсификацию финансового партнерства, включая расчеты в национальных валютах. Планируем расширять межрегиональные связи и приграничное взаимодействие, повышать здесь практическую отдачу, совершенствовать трансграничную транспортную инфраструктуру.
 
- В последнее время Россия предприняла ряд мер, нацеленных на ускоренное развитие регионов Дальнего Востока, включая создание свободного порта во Владивостоке. В июле в Уфе вы также особо поприветствовали участие китайских предприятий в развитии российского Дальнего Востока. Какие, по вашему мнению, возможности открываются здесь для китайско-российского сотрудничества? Как российская сторона будет привлекать китайских инвесторов?
 
- Действительно, подъем Сибири и Дальнего Востока - наш национальный приоритет на весь XXI век. Для решения этой масштабной задачи мы уже сделали ряд значимых шагов. Сегодня активно реализуется программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая включает десятки крупных инвестиционных проектов. Среди них - строительство газопровода «Сила Сибири», космодрома Восточный, планируемые «Газпромом» и «Сибуром» проекты по газопереработке и газохимии, модернизация и расширение БАМа и Транссиба, судостроительный комплекс «Звезда».
 
Разумеется, Россия заинтересована в привлечении к реализации этих проектов зарубежных, в том числе китайских, инвесторов. Благодаря Федеральному закону «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» создан новый инструмент и для нашей страны в целом, и для Дальневосточного региона, где уже образованы первые девять таких территорий.
 
Территории опережающего развития, наряду с особыми экономическими зонами, должны стать локомотивами преобразований в экономике Дальнего Востока, своего рода кластерами, притягивающими и аккумулирующими инвестиции и технологии. На этих территориях за счет масштабного налогового стимулирования и упрощения условий ведения бизнеса создается льготный режим для инвестиционной и предпринимательской деятельности вне зависимости от страны происхождения капитала.
 
Их резиденты, в частности, получат следующие льготы: нулевой налог на прибыль, имущество и землю в течение первых пяти лет; нулевые ввозные и вывозные таможенные пошлины; предоставление субсидий по кредитам; льготные ставки арендной платы; облегченный режим государственного и муниципального контроля. В течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОР будут применяться пониженные тарифы страховых взносов - 7,6% вместо 30%. Налог на добавленную стоимость на импорт для переработки будет также обнулен.
 
Однако комплекс стимулирующих мер этим не исчерпывается. Отечественным и иностранным компаниям будут предоставлены налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых: использование понижающего коэффициента (от 0% до 0,8%) в течение 10 лет. Будут сведены к минимуму административные барьеры. И главное, государство берет на себя обязательство создать необходимую инфраструктуру. По расчетам Правительства России, суммарные инвестиции только в первые три территории опережающего развития могут превысить 50 миллиардов рублей. Из российского бюджета на их развитие также выделяются значительные средства - около 7,5 миллиарда рублей.
 
Не менее масштабные перемены ожидают инвесторов на юге Приморского края, где формируется режим свободного порта, охватывающий все ключевые порты региона от Находки до Зарубино, включая, конечно, Владивосток. Закон о свободном порте вступает в действие уже в октябре 2015 года. Здесь планируется ввести значительные налоговые льготы - вплоть до нулевой ставки по ряду налогов. Максимально облегчаются условия ведения бизнеса, в том числе капитального строительства, вводится фактически безвизовый режим для иностранных граждан. Кроме того, на территории свободного порта будет применяться процедура свободной таможенной зоны, что означает, по сути, беспошлинный ввоз иностранных товаров.
 
Убежден, что эти новые возможности вызовут интерес у инвесторов из Китая, других азиатских стран к участию в реализации наших планов, тем более что ряд крупных компаний уже предложили конкретные инвестиционные проекты. К примеру, китайские партнеры готовы вложить свыше ста миллиардов рублей в проекты строительства нефтеперерабатывающего и клинкерного заводов в Амурской области, мостовых переходов Нижнеленинское - Тунцзян и Благовещенск - Хэйхэ, металлургического и кирпичного заводов в Якутии.
 
- В мае этого года вы подписали Указ о ежегодном проведении Восточного экономического форума во Владивостоке. Какие у вас прогнозы и ожидания от проведения форума? Как к данной инициативе отнеслись региональные партнеры?
 
- Прошедший в июне этого года Петербургский международный экономический форум наглядно продемонстрировал, что, несмотря на введенные в отношении России санкции, препятствующие развитию полноценного экономического сотрудничества, интерес иностранных деловых кругов к нашей стране возрос.
 
На форум приехали более 10 тысяч представителей из 120 стран мира. Поэтому у нас нет сомнений, что первый Восточный экономический форум, который пройдет во Владивостоке 3-5 сентября, также будет привлекателен для наших зарубежных партнеров - и, прежде всего, из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
 
Главные задачи этого форума - позиционирование России как активного участника экономических и интеграционных процессов в АТР, представление инвесторам конкретных проектов для совместной работы. Уже сейчас большой интерес к нему проявляют деловые круги Индии, Вьетнама, Республики Корея, Японии, Сингапура, других стран, в том числе географически не относящихся к этому региону.
 
Высоко ценим намерение китайских партнеров направить представительную делегацию, в которую войдут предприниматели из более чем ста ведущих энергетических, горнодобывающих, транспортных, сельскохозяйственных, машиностроительных и иных компаний, а также крупных финансовых структур, представители центральных властей и губернаторы. Рассчитываем на их самое активное участие в работе форума.
 
- Вы ранее говорили, что у вас особые чувства к Китаю. После избрания на первый президентский срок в 2000 году вы к настоящему времени 13 раз наносили визиты в Китай в качестве российского лидера. Какие из замеченных в ходе этих визитов перемен произвели на вас наиболее глубокое впечатление? Какие чувства у вас вызывает развитие Китая?
 
- Как вы справедливо отметили, мне посчастливилось наблюдать Китай в динамике на протяжении целого ряда лет.
 
И с каждым приездом отмечал, как укрепляется экономическая мощь вашей страны, какие новые рубежи достигаются в строительстве современной инфраструктуры, в вопросах социального развития.
 
При этом в Китае продолжают бережно относиться к культурным и историческим традициям. И каждый, кто посещает вашу прекрасную страну, чувствует, ощущает это буквально на каждом шагу. Особое значение имеют объекты культурного наследия, которые отражают всю полноту древнейшей китайской цивилизации. Для меня незабываемые впечатления оставила поездка в монастырь Шаолинь во время визита в 2006 году.
 
В частности, это изменение структуры экономики в пользу высокотехнологичных секторов. Отраслевые приоритеты России и Китая также во многом совпадают: это атомная энергетика, космос, новые информационные технологии, энергосбережение, охрана окружающей среды, производство высокоэффективных лекарственных средств и медицинской техники, ряд других сфер.
 
У наших стран колоссальный потенциал для более тесного взаимодействия деловых кругов, для активного гуманитарного сотрудничества. И главное, что мы готовы реализовать все эти возможности, что растет интерес и доверие друг к другу, укрепляются дружеские связи. На этой основе многое можно сделать, многого добиться. Уверен, что так и будет.
 
ТАСС, 01.09.15