«Савоя С.55» с бортовым номером «СССР Л 840» (макет) |
|
К итальянской летающей лодке, а точнее летающему катамарану, который разбился в тайге 26 июня 1935 года, за это время было совершено девять экспедиций. И с каждым походом почти целый (!) самолет, сохранившийся при падении, так как летел он на бреющем полете и задел макушку вековой лиственницы на малой скорости, превращался в груду металла, перкали и фанеры.
За восемьдесят лет самолет почти весь растащили. Удалось спасти лишь итальянское сердце самолета - две силовые установки «Isotta-Fraschini Asso 750» («Изотта-Фраскини Ассо»), каждая по полтонны веса. Это сделал местный житель Иван Шило с сыновьями. Он проделал целую операцию по эвакуации с горы из глухой тайги этих двигателей.
Он сохранил и сейчас хранит их на огороде, в одном из частных домов в авиационном центре Дальнего Востока России - Комсомольске-на-Амуре. Именно в этом городе, где стоит и работает Комсомольский авиационный завод им. Ю.А. Гагарина (КнААЗ) - филиал холдинга компании «Сухой» - Иван Шило обратился к авиационным специалистам - узнать, что за двигатели и с какого они самолета?
Посмотрев двигатели и увидев «итальянский язык» на кожухе, Ивана Шило отправили к итальянским производителям авиационной техники, благо которые трудились на Комсомольском авиазаводе. Представителем в России был Carlo Bassani (Карло Бассани) - в то время вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» («ГСС») - акционерами которой являются ПАО «Компания «Сухой» и стратегический партнер - «World’s Wing SA» (дочерняя компания итальянской «Alenia Aermacchi», группа Finmeccanica). Карло Бассани регулярно посещал комсомольский авиазавод и заинтересовался находкой.
Он попросил у Ивана Шило номер двигателя, сказав, что по нему в Италии расскажут все про самолет и подтвердят его подлинность. Оказывается, все эти годы, никакого официального подтверждения о найденном самолете в тайге не было - в том месте были лишь свидетели, который помнили еще, что СССР закупал в Италии самолеты, и они работали на пассажирских линиях в 30-х годах XX века на Дальнем Востоке России.
Пилот А.С. Демченко, 1929 г. |
|
На этом самолете, пилотируемом советскими летчиками: командир самолета А.С. Демченко (за этот сверхдальний, «ответственный перелет» он награжден орденом Красной Звезды), второй пилот Конкин, штурман Петров и бортмеханик Эренпрейс, 8 июля 1933 года был совершен сверхдальний перелет из Сесто-Календе (Sesto Calende, Италия) во Владивосток, через Стамбул (Турция), Одессу, с остановкой на технические испытания в Севастополе (проверяли устойчивость машины в турбулентных потоках). И, далее, в конце сентября 1933 года - самолет прилетел в оперативно-войсковой отдел на Камчатку - это ровно 22 тыс. км.
Самолет этот вообще был военный - дальний морской бомбардировщик или торпедоносец - и мог на борт брать настоящую торпеду! Но вооружения на «Савое С.55» самой современной тогда модификации «X» не предусматривалось, хотя в то время об этом знали лишь разработчики. Именно этот самолет, при пересечении госграницы в Одессе в 1933 году, не зная, что он уже советский, обстреляли зенитчики Украинского военного округа, но промахнулись!
В 1935 году самолет получив бортовой номер «СССР Л 840», его перегнали в гидропорт - аэростанцию Хабаровска, и стал он работать на пассажирской авиалинии «Хабаровск - Александровск-Сахалинский (тогдашняя столица Сахалина, половина которого была занята японцами)», а принадлежал Дальневосточному территориальному управлению Гражданского воздушного флота (ГВФ, Гражданвоздухофлот) - это было тогда полное название «Аэрофлота».
«Савоя С.55» с бортовым номером «СССР Л 840» 1933 года постройки, самый первый самолет, купленный СССР в Италии за золото (макет) |
|
Пилот А.П. Светогоров. Последнее прижизненное фото, 1935 г. Публикуется впервые. |
|
Машина упала, все 12 человек - 9 пассажиров и 3 члена экипажа погибли. Дело это засекретили, ведь отказывается с Сахалина на борту везли большую сумму денег (до 1 млн рублей), а первыми после охотников пришли туда спецслужбы НКВД. Начальника аэропорта расстреляли, но на месте катастрофы больше полувека было запрещено что-либо трогать. Это уже в нынешнее время, самолет стали разбирать по частям, а останки пассажиров и экипажа обходили стороной, они до сих пор так и не захоронены...
Между тем, вице-президент АО «Гражданские самолеты Сухого» Карло Бассани заявил, что двигатели с итальянского самолета «Савоя С.55» - уникальны. Они не сохранились ни в одном музее мира, даже в авиационным музеем «Воландия» (Volandia Aviation Museum) в Милане (Milano) - макет. И объявил эту находку в России, в Хабаровском крае сенсационной!
Причем, как заверяет сам Иван Шило - тот, которых спас и вывез двигатели, а также говорят и авиаторы - установки в полном порядке, и одну можно хоть сейчас заводить!
Здесь же выяснилось, что СССР в 1933 году в Италии купил 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии их построено - 243), пять из них - для Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота (одна разбилась при перелете, командир Б.Л. Бухгольц погиб), а головная, с полным зимним капотированием двигателей - для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).
В авиационным музеем «Воландия» сообщили: один самолет «Савоя С.55» в 1933 году стоил 477 тыс. лир, что по тогдашнему курсу равнялось 1 млн рублей золотом, а по нынешнему курсу - это примерно 1 млрд лир, 530 тыс. евро или 37,3 млн рублей.
Все «Савои С.55» Дальневосточного управления Гражданвоздухофлота, впрочем и по всему миру, списали к концу 30-40-х годов и разобрали на дрова, деревянная конструкция требовала ангарного хранения, не всегда возможного в тогдашних условиях.
Авиационный инженер Франко Бугада (Franco Bugada) из Италии, сотрудничающий с авиационным музеем «Воландия» собирает информацию об итальянских самолетах «Савоя С.55» по всему миру. Он недавно прислал в Хабаровск письмо, в Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия, пропаганды и популяризации малоизвестных исторических событий, связанных с обороной Тихоокеанских рубежей российского Дальнего Востока.
Франко Бугада ссылается на своих коллег - представителя Общества гидросамолетов Верхней Италии «SIAI» Филиппа Майни (Filippo Meani) и председатель технического комитета музея «Воландия» Клаудио Товаглейри (Claudio Tovaglieri), которые в курсе истории, произошедшей с итальянским пассажирским самолетом в Хабаровском крае.
В Италии следят и за судьбой расследования причин катастрофы самолета С.55, ведь общественный Совет добился, чтобы по этому факту началось следствие (его ведет Дальневосточное следственное управление на транспорте Следственного комитета России).
Последний взлет «Савои С.55» с бортовым номером «СССР Л 840». Александровск-Сахалинский. Публикуется впервые. Фото из архива Volandia Aviation Museum |
|
Франко Бугада заявил о готовности купить спасенные двигатели! Ведь местное хабаровское правительство заявило, что эти уникальные итальянские агрегаты «Isotta-Fraschini Asso» 82-летней давности «не несут экспозиционной привлекательности и информативности, что делает невозможным их использование в музейных экспозициях и выставках, а также нецелесообразным хранение в фондах Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова».
Между тем, появилось предложение, если и отдать итальянским авиаторам двигатели - то один, а второй оставить для потомков в России. А еще, увековечить «Савою С.55» - первый пассажирский гидросамолет, связавший города и веси Дальнего Востока, - поставить памятник. Ведь тогда, на востоке страны, не было ни одного сухопутного аэродрома.
Из героической хроники итальянского самолета известно, что именно на нем командир 13-го гидроотряда ГВФ Илья Мазурук доставил из Хабаровска в село Пермское госкомиссию, которая окончательно определила место для строительства Комсомольска-на-Амуре. И в свете послания президента России Владимира Путина, что «еще одним динамичным центром Дальнего Востока должен стать Комсомольск-на-Амуре», где как не в этом городе должен стоять памятник «Савое С.55».
Почему же итальянский самолет с легендарной судьбой оказался никому не нужен в России?
Константин Пронякин,
участник девятой поисковой экспедиции.
Хабаровск