Представители ОАО «Амурский судостроительный завод» (АСЗ) обнародовали данные, полученные госкомиссией, расследующей аварию на атомной подлодке «Нерпа». Судостроители утверждают, что в системе противопожарной защиты ЛОХ, в результате несанкционированного запуска которой погибли 20 человек, оказался фреон с примесью ядовитого тетрахлорэтилена. Факты, подтверждающие версию технического сбоя в ЛОХ, госкомиссией не обнаружены, напротив, все полученные на настоящий момент данные свидетельствуют, что фреон в жилой отсек пустил человек. Специалисты полагают, что исключить повторение трагедии сможет только доработка отдельных узлов управления системой пожаротушения.

Новые данные о ходе расследования обстоятельств аварии на «Нерпе» СМИ сообщил главный инженер АСЗ Александр Меринов. По его словам, первичный анализ смеси, находившейся в неиспользованных станциях системы противопожарной защиты ЛОХ, показал, что вместо малотоксичного тетрафтордибромэтана с фреоном был смешан опасный для жизни тетрахлорэтилен. Господин Меринов уточнил, что токсичное вещество составляло две трети смеси. Таким образом, вместо вызывающего у человека состояние легкого опьянения тетрафтордибромэтана, от подачи которого «смертельных исходов в принципе не могло быть», на 96 человек, находившихся в отсеке «Нерпы», полился настоящий яд.

 

Надо отметить, что еще в советское время имели место случаи отравления и гибели подводников при срабатывании ЛОХ и подачи в отсеки фреона с ядовитыми примесями, тогда это устанавливали соответствующие экспертизы. Как пояснил вчера главный инженер АСЗ в беседе с „Ъ“, пробы, извлеченные из системы ЛОХ на «Нерпе» и баллонов той же партии, оставшихся на заводе, также направлены на экспертизу — в московский институт судебной медицины. Результаты исследования, по словам Александра Меринова, будут получены примерно через неделю. «Поставщиком смеси является одно из предприятий Санкт-Петербурга, с которым завод работает впервые. Если подтвердится, что был поставлен фреон ненадлежащего качества, поставщику будут выставлены претензии»,— пояснил он.

 

В свою очередь, директор ЗСО «Восток» (на этой достроечной базе АСЗ в Большом Камне готовили «Нерпу» к ходовым испытаниям) Геннадий Багин сообщил вчера „Ъ“, что смесь огнегасителя, заправленного затем в систему ЛОХ, поступила на предприятие со всеми документами, подтверждающими ее соответствие техусловиям на поставку. «Перед заправкой мы провели повторную проверку хладона, но это был, разумеется, не полный анализ состава — наша лаборатория лишь подтвердила, что это действительно фреон»,— рассказал господин Багин. Однако, по его словам, детальные исследования вылившейся на подводников смеси, выполненные уже после аварии на «Нерпе», показали, что в систему действительно попал не чистый фреон-114. «Разумеется, здесь возникают вопросы к поставщику, которые задаст следствие»,— заключил Геннадий Багин.

 

Как подчеркнул главный инженер АСЗ Александр Меринов, главной причиной трагедии на «Нерпе» стало то, что смесь была подана в отсек на «совершенно не подготовленных к этому людей». «Когда на них полился фреон, обязательной в таких случаях тройной предварительной команды покинуть отсек и включиться в портативные дыхательные аппараты (ПДА) не прозвучало»,— пояснил господин Меринов. Вместе с тем, отметил он, экипаж в нештатной ситуации действовал безупречно, а все приказы командира и старпома подлодки были грамотными и своевременными. Более того, по заверению главного инженера, все гражданские специалисты, члены сдаточной команды, прошли курс и практические занятия по применению средств защиты и носили с собой ПДА «в обязательном порядке».

 

Также Александр Меринов рассказал, что после двухнедельной работы госкомиссия не нашла подтверждений версии сбоя в программном обеспечении ЛОХ. «Система сработала так, как это от нее и требовалось, но в ситуацию вмешался человеческий фактор»,— заявил он. По словам господина Меринова, было проверено 16 «самых невероятных версий технического плана», однако все предварительные данные, в том числе записи системы управления, расшифрованные специалистами, свидетельствуют о том, что ЛОХ запустил человек. Напомним, немотивированный запуск системы следователи инкриминируют трюмному матросу-контрактнику Дмитрию Гробову. «Я не могу давать оценку действиям матроса, как и не могу сказать, отдавал ли он отчет в последствиях своих действий»,— заявил господин Меринов.

 

Отказываться от системы ЛОХ на флоте не собираются, однако судостроители уверены, что отдельные узлы системы пожаротушения будут доработаны. «Это наиболее эффективная система из всех ныне существующих, и никому просто и в голову не приходило, что кто-то захочет ее несанкционированно запустить, без приказа командира»,— заявил господин Меринов. Вместе с тем, в своем докладе по итогам предварительного расследования главный инженер АСЗ предложил ввести блокировку подачи команды включения ЛОХ с местного пульта без разрешения вахтенного механика центрального поста управления (ЦПУ). Согласие с тем, что в систему нужно вносить доработки, выразил вчера „Ъ“ и Геннадий Багин. «На мой взгляд, можно было бы ввести требование подтверждения с ЦПУ в ситуации, когда ЛОХ запускается с пульта в отсеке»,— высказал свое мнение директор «Востока». Он также добавил, что «изменения однозначно будут сделаны», но какие именно — это предстоит решать проектировщикам.

 

Подполковник запаса медицинской службы Валерий Королюк, служивший на субмаринах ТОФ 611,613, 641 и 877 проектов, считает, что возможность запуска ЛОХ без ведома ЦПУ, если она предусмотрена конструкторами, это «грубейшая ошибка». «Что это за такая „защита от дураков“ в системе управления, что матрос тыкает кнопками и губит 20 членов экипажа?» — недоумевает господин Королюк. Он напоминает, что сих пор нет объяснения тому обстоятельству, что во второй отсек пошел фреон сразу из трех — самого второго, первого и третьего. «Если учесть, что в систему ЛОХ был запущен еще и ядовитый газ, то можно уже всерьез рассматривать версию о диверсии, направленной на срыв российско-индийского военно-технического сотрудничества»,— заключил господин Королюк.

 

Напомним, ранее предполагалось, что после завершения заводских ходовых испытаний «Нерпа» будет передана в лизинг ВМС Индии для подготовки флотских экипажей. Однако после аварии начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров заявил, что субмарина будет принята на вооружение российского флота, а на лизинг или продажу не пойдет. Представители АСЗ вчера не смогли прояснить „Ъ“ судьбу подлодки, впрочем, заверив, что после завершения работы следствия испытания субмарины будут продолжены.

 

Дмитрий Щербаков; Алексей Чернышев, Владивосток,

«Коммерсант», № 223.