Иван Джуляк |
|
«В работе чиновника не так много моментов, когда есть возможность заниматься не совсем свойственными интересным проектами. Особенно приятно, когда получается реализовать свои давние идеи, которые так и не выходят из головы..., - честно признается молодой и перспективный чиновник Хабаровского края Иван Джуляк, юрист по образованию, в феврале с.г. назначенный и.о. председателя комитета по молодежной политике правительства края. - Мы запускаем литературный проект для молодых писателей, главным результатом которого станет издание осенью сборника рассказов о крае...»
Вот такой литературный проект под названием «+-35» на этой неделе запустил молодежный комитет края совместно с интернет-изданием «Hleb».
Иван Джуляк этой новостью поделился в социальных сетях. На странице в «Живом журнале» он написал: «Мы до конца не знаем, что у нас из этого получится, но мне хочется верить, что этот проект станет самым амбициозным литературным проектом на Дальнем Востоке». Мол, таких проектов в истории Дальнего Востока со времен чжурчжэней никогда не было.
И еще: «Надеюсь у авторов получится через своих героев донести свои мысли, чувства, страхи людей, которые живут в нашем крае, показать все самое лучше что у на есть. Пишите, оставьте свой след в истории!»
Оказывается такие проекты давно были, оставили многочисленные следы в истории (вспомните, хотя бы 12 выпусков сборников «Дальневосточных путешествий и приключений», начиная с 1970-го и заканчивая 1989 годом), которые теперь умело затерты и забыты. Начинай сначала.
Правда, тогда были и редакторы, которые переписывали, переделывали, словом, работали с авторами. А теперь кто это будет работать. И главное, с кем работать. Где они писатели?
На этот вопрос ответа пока нет! Вы, думаете к этому проекту привлекли Союз писателей России? А зачем?
Как можно понять из условий конкурса, автор должен прислать уже готовое произведение искусства! Если что, юристы отредактируют....
Об идее найти писателей в Хабаровском крае и издать сборник произведений - «первый кирпичик в новом образе Хабаровского края - креативном, привлекательном для молодежи», мы говорим с прозаиком Владимиром Ивановым-Ардашевым.
- Владимир Васильевич, насколько я знаю, вы давно интересуетесь темой молодежных движений и могли бы сравнить инициативу Ивана Джуляка с теми, что были в годы вашей комсомольской юности.
- Да, эта инициатива напоминает проекты Хабаровского крайкома комсомола семидесятых годов, и в этом нет ничего зазорного. Почему бы не использовать прежние наработки и не помочь молодым литераторам, стоящим на распутье? Только отнестись к этому разумно и не навязывать единую точку зрения. Ведь творчество многолико, и молодым поэтам и прозаикам, конечно, хотелось бы большей самостоятельности.
Ну а то, что в краевом комитете по молодежной политике найдут средства на издание литературного сборника, и вовсе удивительно, ведь сейчас даже местному отделению Союза писателей выделяются мизерные суммы.
А вообще отношение к писателям и книгоизданию в нашем крае достойно сожаления. И ладно бы сами литераторы проявили слабину, так нет же, книги издаются, наших авторов отмечают в других регионах, но только не в Хабаровске.
В прошлом году, к примеру, местные поэты, прозаики и публицисты вновь получили медали на региональной выставке «Печатный двор» во Владивостоке, но в хабаровских средствах массовой информации об этом ни слова. Были и другие награды, также обойденные вниманием СМИ и чиновников. Это что, ревность к соседям, умеющим организовать литературные праздники?
Поэтому не удивительно, что Год литературы в Хабаровском крае провален. И если бы не библиотекари, пытающиеся хоть как-то пропагандировать былую русскую и советскую литературу, было бы совсем горько.
Конечно, мне могут возразить, что падение читательского интереса во многом связано с интернетом, но это отговорка. Новые технологии не способны сами по себе изменять культуру, а вот кризис в экономике и умах - это бульдозер, коверкающий нашу суть.
- Да, кризисом мы сыты по горло, а вот насчет деформации умов можно поспорить…
- И бога ради. Я ведь не заядлый спорщик в духе шестидесятых годов, когда молодежь всерьез выясняла, кто нужнее обществу - физики или лирики.
Нужны все. И даже нынешние молодые чиновники, которых частенько поругивают в прессе, тоже нужны обществу, но только в качестве энергичных и толковых работников, а не карьеристов.
- Кстати, о чиновниках. Как аналитик и публицист с большим стажем, вы пообщались с многими аппаратчиками, в том числе и теми, кто влиял на писательское сообщество и журналистов. Что можете сказать о былых и нынешних руководителях?
- Прежде всего, это личности. Кто-то ярче, кто-то в тени. Я ведь тоже поработал в одном из краевых министерств, занимался мониторингом инфраструктурных проектов. И этого достаточно, чтобы увидеть в чиновниках обычных людей, а не какие-то голые схемы.
Не знаю, пригодятся ли они в качестве персонажей в моих будущих книгах, но знакомство пошло на пользу и я убедился, что для чиновничьей работы не гожусь, поскольку человек творческий и могу взбрыкнуть. Только вольный характер для писателя не главное, важнее - книги. И я по-доброму вспоминаю друга студенческой поры, ставшего крупной фигурой в крайкоме партии.
Писатели постарше еще помнят этого знатока творческих душ, кто-то, возможно, и проклинает, но для меня он был добрым собеседником и даже профинансировал одну из моих книг, так что методы «руководства» литературой и творческим сообществом знаю давно. И не в обиду нынешним молодым чиновникам, но они уступают тогдашним партийным деятелям, курировавшим СМИ.
- Так ведь они, молодые, наверняка учатся и что-то перенимают от старой гвардии?
- А хотя бы и так. Отчего бы не использовать разумный и проверенный опыт. Только не надо заниматься плагиатом, выдавая это за свое открытие. Сам я коммунистом не был, но то, как в советские времена относились к писателям, заслуживает внимания.
Конечно, было всякое, в том числе и борьба с инакомыслием, но была и реальная поддержка. Сейчас слово «писатель» звучит как издевка. И кто-то даже радуется, что «властителей человеческих дум» низвели до уровня маргиналов. А ведь творческий человек не обязательно спивается, разочаровавшись в своей профессии, кто-то становится энергичным, решительным, злым.
И эта эволюция хорошо показана писателем Достоевским. Я не случайно вспомнил Федора Михайловича, поскольку еще с семидесятых годов соотношу его с молодыми радикалами, стремящимися изменить мир.
Сейчас вновь настало время Достоевского. И затевая добрый литературный проект для молодых авторов, как это сделал Иван Джуляк, не мешало бы увидеть проблему в целом. Это и в адрес краевого министерства культуры, и вообще руководства региона, где немало «знатоков» литературы. Для начала бы встретиться и обсудить с писателями их проблемы, тогда бы что-то изменилось к лучшему.
- На сайте «Дебри-ДВ» уже есть ваши публикации, затрагивающие эту тему, и особенно жестко это прозвучало в интервью «Придумавший бренд Амуру». Не изменилось ли ваше мнение?
- Ничуть. Заодно хотел бы предложить читателям свою статью, ранее не публиковавшуюся, она как раз по данной теме…
* * *
Если долго глядеть в бездну
или Почему не надо забалтывать историю и литературу
Читатели постарше, конечно, вспомнили новеллу Стефана Цвейга о философе Фридрихе Ницше, переиначившем тексты легендарного пророка Заратуштры на современный и жестокий лад. Там была фраза, что если долго вглядываться в бездну, то и бездна начнет вглядываться в вас. А поскольку древняя иранская тематика и нынешняя злоба дня переплелись в моем творчестве, то хотел бы немного рассказать о своем приобщении к тематической бездне, некогда явившейся и вновь возвращающейся.
И чтобы статья не показалась слишком мрачной, использую давний журналистский прием, когда одна незначительная деталь может стать поводом к долгому тематическому расследованию.
Итак, деталь. Пусть это будет… элегантный серый костюмчик, подаренный мамой в далеком семьдесят пятом. Каким-то удивительным образом он сохранился, и я его изредка надеваю, к восторгу моих постаревших ровесников, с грустью вспоминающих о временах ГДР.
Да, ГДР была самым надежным союзником СССР, и когда московские товарищи уже обрастали жирком, замышляя перестройку, их суровые берлинские коллеги били тревогу: грядет измена! Так и случилось. И как бы мы сейчас ни относились к руководству ГДР и всемогущей «Штази», надо честно признать: союзников Горбачев сдал с потрохами.
И упомянутый серый костюмчик как раз из тех времен. Его я даже в шутку называл «подарком от Маркуса Вольфа». Уверен, что многие вздрогнут, услышав это имя, ибо оно не только наводило ужас на диссидентов из Восточной Германии, но и опекало легендарного Че Гевару, отправившегося воевать в боливийскую сельву.
Упомянул же я генерала Маркуса Вольфа не для пущей интриги, а для того, чтобы напомнить о мужестве бывшего руководителя «Штази», остававшегося порядочным в отношении российских коллег, даже когда ГДР рухнула, а сам он оказался за решеткой.
Но эта статья не панегирик суровому генералу, и уж тем более не ностальгия по брежневским временам, когда такие, как я, молодые историки и журналисты, числились почти что в диссидентах, но ими не стали, а затерялись в провинциальной глуши, чтобы украдкой мечтать о грядущей демократии и свободе слова.
Короче, речь о тех непростых условиях, в которых мы когда-то работали. Ну и о модном сером костюмчике, сшитом в городе Дрездене, который я храню до сих пор.
Таких дефицитных костюмчиков в редакции газеты «Молодой дальневосточник» было всего два - у меня и Сашки Куприянова, с которым мы родились в один день - 30 июля 1951 года и познакомились еще студентами.
Александр позже работал в «Комсомольской правде» и «Российской газете», был причастен к большой информационной политике, да и ныне является редактором крупной московской газеты. Интересно, а тот самый серый костюмчик у него сохранился?
Я же пока окунусь в дни журналистской юности, хоть и далекой, но ставшей вновь актуальной. Вспомню о былых надеждах и разочарованиях.
Итак, в середине семидесятых, после окончания исторического факультета, я специализировался на теме радикальных молодежных движений в зарубежных странах, и тексты моих лекций тиражом в двести экземпляров отправляли из крайкома комсомола в районные организации.
Помню, как первая лекция - о событиях на пекинской площади Тяньаньмэнь - получила отличные отзывы. Текст следующей лекции - о молодых бунтарях Америки и движении «черных пантер» - был также одобрен, но уже без восторга, и мне деликатно заметили, что вообще-то «черные пантеры» - сами порядочные националисты, хотя и борются с империализмом.
А когда я предложил текст о студенческих волнениях в Париже конца шестидесятых годов, на меня и вовсе зашикали, дескать, хватит нам молодых радикалов!
Но я не угомонился и предложил тему еще круче - об итальянских «красных бригадах» и западногерманских «ячейках Красной Армии», отважно сражающихся с твердынями капитализма, после чего моя деятельность в качестве нештатного лектора и референта крайкома комсомола прекратилась, и пришлось уехать в таежную глубинку, чтобы поработать в районной газете, вздыхая украдкой о боливийской сельве и тамошних партизанах.
Партизаны для меня вообще тема особая, ибо оба моих деда в Гражданскую войну сражались на стороне «красных», один - в отряде ГПУ, другой - в партизанском, и об этом есть публикации в интернете.
О партизанах, но уже современных, мы частенько спорили, еще будучи студентами. А позже не раз слышал, как во время музейных экскурсий ребята из Латинской Америки, обычно скучавшие, вмиг оживлялись, когда к разговору подключался седой фронтовик, и его расспрашивали, как нужно… снимать вражеского часового и взрывать телеграфные столбы, а бедные переводчицы испуганно оглядывались и спешно уводили группу.
Сейчас об этом можно говорить в открытую, да и времена повторяются, и после двух десятилетий наивной веры в «человеколюбие» капитализма все больше молодых людей чувствуют себя обманутыми. И говорю об этом не пропаганды ради, а чтобы мысленно оглянуться на свою юность, когда было много надежд, но и много ошибок.
И к персонажам своих лекций для крайкома комсомола, которые упомянул, по-прежнему отношусь с интересом, хотя многое и переосмыслил и даже запечатлел в романе «Судьба оружейников». О книге этой вообще отдельный разговор. Начинал рукопись еще на излете афганской войны, когда многое было под запретом. И даже спустя двадцать лет не был уверен, что книгу опубликуют, ибо некоторые имена до сих пор замалчиваются. Но они возвращаются. И недавние трагические события на Ближнем Востоке и в Европе тому подтверждение.
Помню, как в середине семидесятых годов хотел предложить крайкому комсомола лекцию о западногерманской РАФ, возглавляемой Андреасом Баадером и Ульрикой Майнхоф.
На роман Достоевского «Бесы» тогда часто ссылались журналисты, многие из которых, я уверен, даже не читали его.
Сейчас «Бесы» возвращаются, и даже в виде телевизионного сериала, в котором показано какими «нехорошими» бывают молодые бунтари.
Но я всегда возражал, что случай с психически ненормальным террористом Сергеем Нечаевым, легший в основу романа, не надо обобщать. Да и сам Достоевский был не только великим писателем, но и… неудавшимся террористом, и тоже с надломленной психикой, и его восприятие ситуации, в общем-то, частное мнение.
Но в России «Бесов» всегда воспринимали упрощенно, подгоняя под определенную схему. И мало кто пытался взглянуть по-иному на ту же Ульрику Майнхоф, которая, между прочим, была журналисткой, а не только стреляла из пистолета.
Поймите меня правильно, эта статья - не апология РАФ, или «Фракции Красной Армии», как называли ее в ФРГ, но и считать эту радикальную группу просто «исчадием ада», как это принято, тоже не намерен. Вопрос тактики и методов борьбы подобных организаций вообще дискуссионный, и сейчас, когда так любят говорить о боевиках, разделяя их на «плохих» и «хороших», не должно быть двойных стандартов. Террор или есть, или его нет, но есть что-то иное и тоже очень жестокое. Поэтому при всем моем уважении к писателю Достоевскому, считать его «Бесов» неким мерилом истины не собираюсь.
И вообще не надо делать фетиш из классической русской литературы. Да, она необычна, талантлива. Но устраивать какие-то коллективные читки известных произведений, возводя их в ранг иконы, это уж слишком. Не надо исполнять хором «Войну и мир», ибо это напоминает всеобщую читку брежневских книг. Не надо забалтывать историю и литературу.
Еще вот умиляются, что в американской тюрьме на базе Гуантанамо террористов приобщают к русской классической литературе, дают читать книги Толстого, Чехова и Достоевского, но это вряд ли поможет перевоспитанию. А вот переосмыслить прочитанное уже не террористам, а нам, обычным людям, все же следует. И сделать правильные выводы.
Владимир Иванов-Ардашев,
историк и публицист.