В ответ на Алаверды от ученого

 

В. Ишаев
В. Ишаев

«Виктор Иванович, не знаю, дойдет ли до вас это письмо, или получится как у Ваньки Жукова с посланием на деревню, но отправляю его сразу в несколько краевых газет, а вот какая осмелится напечатать, не берусь даже гадать. Впрочем, надежда у меня есть и даже не на одну, а на две газеты. Вот только опять знак вопроса, читаете ли вы их, вернее, дают ли их вам читать, а может они относятся к тем самым, которые вы считаете «недобросовестными СМИ»? Тем не менее, пишу открытое письмо, потому что иначе до вас не достучаться. Хотя в своем интервью вы говорите, что с вами очень даже легко встретиться не то что, записавшись на прием, но даже прямо на улице, так как ходите вы на работу пешком. Но, видимо, мне просто не везет. Вот уже 5 лет. Ведь пишу я вам не первый раз, но письма до вас почему-то не доходят.

 

Виктор Иванович, я такой же человек, как и вы. Как у вас, так и у меня, есть свои недостатки, и есть свои плюсы.

 

У вас дети. У меня тоже. Вы много трудитесь. Я тоже трудолюбивый человек - несмотря на инвалидность, заработала себе пенсию по возрасту. Я беспартийный человек. Вы – член партии власти - «Единой России».

 

И у каждого из нас есть любимая работа. На этом мне хотелось бы остановиться подробнее.

 

Если о вашей любимой работе - 18 лет назад вы приступили к исполнению обязанностей губернатора Хабаровского края. В вашей любимой и очень тяжелой работе вам помогает огромный штат сотрудников, вас поддерживает мощный административный и информационный ресурс, а содержат вас, как и большинство чиновников в стране, налогоплательщики.

 

Что касается меня, то 5 лет назад в Ванинском районе я начала выпускать газету «Моё побережье», которую создаю на собственные зарабатываемые мною средства одна - в единственном числе я корреспондент, фотограф и верстальщик. Есть у меня и помощники – в нашем цивилизованном обществе таких, как они и я, называют людьми с ограниченными возможностями – из них кто работает бухгалтером, кто водителем, кто фальцует и разносит газеты по торговым точкам…  С этими людьми меня свела судьба.

 

У газеты тысячи читателей. Они обращаются в редакцию со своими радостями, бедами и вопросами, которые адресуют как районным чиновникам, так и краевым. В том числе и вам. Свои письма они начинают или заканчивают почти одинаково, например, как пенсионерка М. И. Салеева: «Можно ли направить копию моего письма в те газеты края, которые читает Ишаев и его «дума»??? Вот решила написать о том, что уже так наболело – дальше некуда…».

 

Сегодня, обращаясь к вам, на примере коллектива нашей редакции, на примере тех проблем, с которыми приходят в редакцию газеты мои земляки, я хочу хоть чуть-чуть, но показать и рассказать вам, как исполняются на местах ваши распоряжения и постановления, и как на самом деле живется тем, о ком вы говорите, что вам не стыдно смотреть им в глаза. Итак…

 

Четыре года назад Комитет соцзащиты населения администрации района предложил мне поучаствовать в конкурсе на квотирование рабочих мест для инвалидов. Поначалу я отказывалась, так как понимала всю степень ответственности, но, в то же время, прекрасно осознавала, как тяжело инвалиду найти работу. Победило чувство солидарности, так как я сама инвалид с детства и на себе не раз ощутила, как «хорошо» живется в наших краях на скудную пенсию.  Людей я приняла, сложился коллектив, который вместе уже 4 года. К сожалению, были за это время и невосполнимые потери – кто-то ушел из жизни, у кого-то очень сильно осложнилось заболевание – ведь приняла я людей со сложными группами инвалидности. Но, на их места впоследствии если и принимала кого-то, то только инвалидов (кстати, в районе из тех коллективов, что вместе со мной получили деньги на создание рабочих мест для инвалидов, жив и работает только наш). А деньги, что были выделены под квотирование, за минувшие годы я давно уже выплатила инвалидам в виде зарплаты.

 

Думаю, что такого коллектива, как наш, нет больше ни в Хабаровском крае, ни во всей  России. Ведь у нас не специализированное издание, а работаем мы наравне с физически здоровыми людьми. В свое время к нашим заслугам постаралась примазаться и администрация Ванинского района, откровенно спекулируя весьма удобным моментом. Вот как написала в официальном документе одному из ваших заместителей зам. главы района по социальным вопросам Л. В. Воробьева: «В соответствии с постановлением губернатора края «О порядке квотирования рабочих мест для инвалидов, лиц, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы» для создания рабочих мест редакции были выделены средства, что позволило создать стартовые возможности для издания газеты».

 

  Это «бред сивой кобылы», потому что к этому времени газета выходила уже целый год, и о каких стартовых возможностях можно было говорить, если штат редакции увеличивался на пять инвалидов?  Это не на курорт, туда сюда, съездить! Но красивая легенда была удобна ванинским чиновникам для отчетов, чтобы показать краю, какая же у них проводится колоссальная работа: и целую газету создали, и инвалидов трудоустроили! Правда, совсем скоро, чиновники соцзащиты попытаются собственноручно «созданное» ими дитя придушить: «я тебя породил, я тебя и…»

 

После публикации в нашей газете критического материала в адрес главы Ванинского района из «белого дома» в торговые точки последовал устный приказ не брать газету в продажу. И не брали, что тут же сказалось на доходах и, соответственно, зарплатах этих самых инвалидов. А через некоторое время глава пошел еще дальше – подал в суд, чтобы редакцию выселили из муниципального помещения, так как комната, где мы располагались, понадобилась …соцзащите для размещения бухгалтерии. Выселять редакцию, заметьте, до решения суда, неоднократно являлись начальник Комитета соцзащиты Ярова Л. Н. и начальник Центра комплексного обслуживания Десяева Е. В.

 

Словом, забыв не только о президентских и губернаторских программах поддержки инвалидов, но и элементарном милосердии, о доброте и участии, наконец, о долге социального работника, эти милые дамы старались  сделать все возможное, чтобы создать как можно больше трудностей коллективу оппозиционной на их взгляд газеты. И у них это получилось, что здоровья нам, безусловно, не прибавило. Но мы выдержали все. Нашли себе другое помещение и, несмотря ни на что, работаем. А в комнате, где располагалась целая редакция, сейчас восседает всего один человек – социальный работник Дома ветеранов А. В. Гусева, тоже приложившая немало усилий, лишь бы избавиться от неугодной редакции. Ведь у редакции, что не случись, все на виду, и старики, чуть что, тоже со своими обидами шли сюда. Но, редакцию, целенаправленно мешая ей работать, вынудили уйти. Вот вам и безбарьерная среда, и помощь в трудоустройстве инвалидов!

 

Не лучше выглядит здесь и отношение к ветеранам. Ушел из Дома ветеранов коллектив народной песни «Россияночка», найдя себе приют для репетиций в зале для заседаний администрации поселка. А вот что пишет в редакцию вдова орденоносца, ветерана войны Ахатова К. З.: «Почему в Дом ветеранов не пускают телепередачи посмотреть и газеты почитать? Для кого туда купили два телевизора и выписывают газеты?» Кстати, именно редакция, а не Комитет соцзащиты, помогла вдове восстановить справедливость – вернуть имя мужа-фронтовика в список ветеранов района, откуда его вычеркнули, будто человека и не было…

 

Не лучше ситуация и в Доме для престарелых и одиноких граждан – здесь персонал попался на воровстве продуктов. А кому пожаловаться старикам, ведь во всех подведомственных Комитету соцзащиты учреждениях свили себе гнезда семейные кланы социальных работников, состоящие из жен, мужей, матерей, дочерей, племянниц и племянников – в их руках все рычаги управления, бухгалтерия, заведование кадрами и хозяйством. Какой уж тут контроль?

 

Хорошо, если информация о том, что происходит в этих соцучреждениях, каким-то чудом становится достоянием журналистов, а так – старики боятся о чем-либо говорить вслух, чтобы не дай бог не попасть в немилость. Ведь им приходится и один на один оставаться с соцработниками!

 

Но, порой, и публикации в газетах не являются поводом для наказания нерадивых и нечестных, поскольку районная соцзащита имеет мощное прикрытие в крае. Что объясняется очень просто – если в районе работают плохо, значит, край недоглядел, поэтому краевым чиновникам выгоднее (неважно, касается это соцзащиты, культуры или образования), чтобы происходящее просто сглаживалось, ну а критическую публикацию, да еще в какой-то «районке», можно и не заметить.

 

Недавно (наконец-то!) прокуратурой было выявлено более 60 фактов нарушения прав инвалидов в Ванинском районе, хотя об этих фактах наша газета писала несколько лет подряд. Они повсюду. В том же Доме для престарелых, который строили лет десять, вбухали в него не один миллион, и, наконец-то, построили. В том же восхваляемом Центре помощи семье и детям, в котором бывали и вы, и ваш зам по социальным вопросам, и начальник департамента соцзащиты края, и прочее начальство. У всех они вызывают только умиление, и никто не обращал внимания на вопиющие нарушения, в том числе и на то, что тому же инвалиду-колясочнику без посторонней помощи в эти Дома и Центры не попасть никогда, как и не выйти из них! Главное, построена красивая оболочка и есть чем отчитаться… И при таком раскладе дел на ниве соцзащиты, уже по 17-18 лет в районе занимают руководящие посты начальники этой самой «соцзащиты». Мало того, их работа устраивает край. Так, где же и у кого в таком случае обиженным инвалидам и старикам искать действительно защиты?! Вот они и идут в редакцию!

 

Говорить о соцзащите, вернее о том, как с ее помощью жизнь инвалидов и стариков не становится легче, можно, к сожалению, много. Кстати, сталкиваясь то с одним, то с другим очередным случаем циничного, хамского отношения к беспомощным людям - старикам и инвалидам, каждый раз я невольно думаю, что очень повезло хабаровским хоккеистам. А везение их в том, что вы лично очень любите хоккей…

 

Виктор Иванович! С помощью открытого письма я хочу помочь своим землякам, воспользовавшись и вашим добрым советом. В День печати, обратившись с высокой трибуны к журналистам края, вы как-то сказали: «Говорите людям правду!».

 

Не знаю, в курсе вы или нет, но благодаря окружающим вас чиновникам-«левковым» – этак ненавязчиво рекомендующим давать в краевых и районных СМИ только положительную информацию, за правду журналист в Хабаровском крае может лишиться работы, или «голоса». Я это испытала на себе, когда попыталась через радио «Восток России» на весь край рассказать о том, в каких условиях живет население Ванинского района (а он считается у вас одним из самых благополучных в крае).

 

О преследовании редакции за критику главы района, о жилищном кризисе, о трущобах, рядом с которыми возводится стройка века, о том, как во время предвыборной кампании в районе похитили кандидата… «Неправильную» информацию (да еще накануне выборов!), по указанию ваших чиновников, тут же сняли с сайта радио, а договор о сотрудничестве со мной прервали... Выходит, такую правду в Хабаровском крае говорить нельзя! А какую тогда можно, если все, что касается человеческих бед, вашими чиновниками принято называть «чернухой»? И в кого превращают журналистов, «рекомендуя» им о чем писать желательно, а о чем – нет… В бесчувственных животных?

 

А в курсе ли вы, что во время ваших визитов в Ванинский район, ваши представители в прямом смысле ведут отбор, кого из журналистов допускать на встречу с вами, кого нет, кому разрешить задавать вопросы, а кому ни в коем случае?!

 

Пишут, вы большой ученый, и у вас готов ответ на любой вопрос в телепередачах и в газетах. Но, боюсь, что на вопрос, как живется в крае его жителям, объективно вы ответить уже не можете. По мнению моих земляков из п. Тулучи, месяцами не получавших зарплату, в своих заботах и трудах о крае, вы перестали замечать главное – его жителей.

 

Слушая ваши рассуждения по местному телевидению о проделанной работе, люди, сидящие без денег на продукты, ловят себя на мысли, что за бесконечными цифрами, состоящими из тонн, километров и кубометров, совершенно теряется смысл, для кого все это делается?

 

Лично я, например, как и многие мои знакомые, как только начинаются «часы губернатора», выключаем телевизор вообще, так как складывается впечатление, что все это мы уже слышали и неделю назад, и две, и три, вот только в реальной жизни жителей Ванинского района ничего за это время не изменилось. На экране телевизора вы, действительно, очень доступный.

 

На самом деле, хотите - верьте, хотите – нет, но когда вы посещаете угольный терминал, жители поселка Токи, рядом с которым ведется эта гигантская стройка, молят бога, чтобы вы хоть на минутку заглянули в их многострадальный поселок, дома в котором – это хижины. В ветхий фонд они превращались все 18 лет, что вы возглавляете край, еще до введения местного самоуправления и наступления глобального кризиса, на которые сейчас можно кивать, как на спасение. Надо отдать должное жителям поселка, они еще умудряются шутить.

 

Один такой местный юморист, в своем письме в редакцию написал: «Хат не будет, на каждую семью дворец с завалинкой из кафеля…» - так говорил в прошлом веке герой из произведения Гайдара «Бумбараш». У нас в Токах хат, действительно, не стало…». Сейчас эти бедолаги надеются, что на официальное открытие терминала приедет сам премьер-министр и уж он то точно, в отличие от вас, не проедет мимо.

 

О какой же еще «чернухе» вот уже пять лет пишет газета «Мое побережье»? … О том, что в ванинской милиции избивают людей, а управы на милицию нет. О том, как там же, так «расследуются» дела, что преступников по следам этих расследований не найти никому и никогда. О том, как мать больного ребенка не может добиться, чтобы местные медики своевременно отправляли в Хабаровск на анализ кровь. О своевременном выделении квот на вылов рыбы. О том, что в школьной библиотеке п. Тумнин не хватает нужной литературы. О том, что приезжая в краевую больницу на обследование, больному человеку негде остановиться, так как все места в больничной гостинице отданы самим медикам, приезжающим в Хабаровск на обучение. О том, какие бесчеловечные ответы приходят из министерства ЖКХ края людям, оставшимся без крова: «основания для выделения субвенций на приобретение вам жилого помещения отсутствуют». О том, как в своих квартирах замерзали без отопления жители поселков Ванино, Токи, Монгохто, из-за чего они решили бойкотировать выборы главы района…

 

За пять лет пришло различных жалоб и обращений – сотни. И все они о снижении уровня жизни, о нарушении трудовых прав граждан, и о защите их социальных прав, о том, сколько вокруг несправедливости, какова степень доверия населения к местной власти и насколько ослабло расположение людей к институту губернатора. Словом, о том, от чего вас так бережет ваше окружение. Впрочем, на мой взгляд, берегут они не вас, а свои должности.

 

Многим жителям Ванинского района не забыть прошлый 2008-й год. Как и кое-кому из ваших подчиненных. Тогда на выделенные вами миллионы срочно восстанавливалось жилье для погорельцев – без крыши над головой у нас осталось более ста человек. Прошел год, и уже никому нет дела до того, как живется людям? Как нет дела и до тех, кто так и остался без жилья, тщетно ждет его, и обивает пороги кабинетов. Сразу после трагедии с экрана краевого ТВ бывший глава района пообещал пострадавшим построить для них новый дом и клятвенно заверил, что пожелания и запросы пострадавших будут учтены. Потом решили на губернаторские миллионы отремонтировать заброшенные квартиры в соседнем районе, что и было сделано. Деваться некуда, погорельцам пришлось, покинув родной Ванинский район,  въезжать в них.

 

Семья Шкудиных, с маленьким ребенком на руках, категорически отказалась. Родители, как только побывали в квартире, сразу поняли, что в ней, несмотря на внешний привлекательный вид, их ребенку будет очень плохо. В итоге, эта строптивая, с точки зрения чиновников, семья до сих пор так и скитается по съемным углам (просьбы выделить им деньги хотя бы на стройматериалы тоже не увенчались успехом). А вот те, кто вместо Шкудиных въехал в предложенную квартиру, теперь не видят белого света: пластиковые окна в ней постоянно во льду и совсем не держат тепло; отошли от стен обои, а сами стены покрылись грибком; постеленный под линолеум оргалит сгнил от сырости и пол стал проваливаться. В квартире от плесени нечем дышать, постоянно холодно и жильцы сутками гоняют обогреватель. Сколько тысяч угрохано из краевой казны на этот и другие подобные «ремонты»?

 

А ведь краевые чиновники, отправленные вами, Виктор Иванович для контроля, проверяли качество и укоряли Шкудиных в излишней придирчивости! Я сама свидетель заседанию целой комиссии, на которой с вполне серьезным видом, специально «рассматривали» этот вопрос. Как очевидец и тому, что творится сейчас в квартирах бывших погорельцев.

 

Виктор Иванович! В прошлом году, накануне выборов, вы лично прилетали на несколько часов к нам в Ванино. Так неужели не ради выборов, а ради людей, вы не можете специально побывать в поселке Токи, или  в поселке Заветы Ильича, куда согнали ванинских погорельцев, и лично увидеть, как живут эти люди? Возможно, тогда вы сами поймете, насколько для них не убедительна та статистика благополучия в Хабаровском крае, о которой вы еженедельно вещаете им с экранов телевизоров?!

 

Татьяна Седых,

еженедельник «Моё побережье»,

п. Ванино».