Учителя школы № 9 Биробиджана, которых  в начале учебного года просто поставили перед фактом, что школа закрывается.
Учителя школы № 9 Биробиджана, которых в начале учебного года просто поставили перед фактом, что школа закрывается.
Всем нам, всему Биробиджану в самый разгар предвыборной кампании резвый юноша-мэр поведал в своем личном пиар-бюллетене о своих великих делах и свершениях за сто первых дней в должности главы муниципалитета. Населению этот бюллетень, словно китайскую лапшу, полотно «навешивали на уши», им, как прожеванной-пережеванной жвачкой, «замазывали» нам глаза, его, как мантру, «ввинчивали» в наши головы.
 
Выборы закончились. Наступила, наконец, долгожданная тишина. Проснувшись утром девятого сентября, горожане стали постепенно стряхивать «лапшу» с ушей, промывать глаза и проветривать головы. Затем почитали новости, выглянули в окна, прогулялись по городу и увидели, что же такого сотворил, вернее, натворил резвый юноша-мэр уже за сто шестьдесят дней пребывания в должности главы муниципалитета.
 
Начнем по порядку: он полностью ликвидировал два муниципальных предприятия и методично ведет дело к ликвидации третьего муниципального предприятия. К слову сказать, Биробиджан сегодня, если я не ошибаюсь, единственный город в России, где муниципальные предприятия, по мнению городской власти, не могут быть прибыльными, или хотя бы доходными. В других городах МУПы приносят доход в муниципальную казну и решают целый ряд проблем муниципалитетов, проблем, которые практически невозможно решить в пользу горожан посредством частных предприятий.  
 
Почему так получается? Думаю, потому что резвый юноша-мэр понятия не имеет, что такое муниципальные предприятия и как с ними работать. В г. Облучье таких предприятий не было, поэтому никакого опыта работы с МУПами у этого юноши нет. Но суть даже не в этом. Опыт ведь - дело наживное. Суть в том, что он не собирается наживать этот опыт, а действует по принципу: «Баба с возу - кобыле легче».  
 
Он просто перекрыл движение города в сторону развития и запустил обратный ход, стремясь превратить Биробиджан в подобие Облучья.  
 
Муниципальная управляющая компания, которую с легкостью ликвидировал этот юноша, заявив, что она никакого дохода в казну города не приносит, а значит, смысла в ее существовании нет, на самом деле создавалась не для получения муниципалитетом прибыли. Идея ее создания принадлежит депутатам городской Думы прежнего созыва. Возникла она, потому что частные управляющие компании всеми способами избегали обслуживания ветхого жилого фонда города, то есть старых деревянных муниципальных многоквартирных домов. Но в них живут люди. И они имеют право даже в таких домах получать качественные коммунальные услуги.  
 
Муниципальная управляющая компания, в основном, должна была содержать и обслуживать именно такой жилой фонд. То есть изначально ни о какой прибыльности этой компании депутаты и городская власть не говорили. Речь шла об ответственности городской власти перед горожанами, проживающими в старом муниципальном жилом фонде.  
 
Что сделал резвый и страшно говорливый юноша? Ликвидировав муниципальную «управляйку», он передал ветхий жилой фонд на обслуживание именно той частной «управляйке», к которой больше всего претензий и у прокуратуры, и у ГЖИ, и у самих жителей многоквартирных домов. Неоднократно и прокуратура, и жители добивались от этой частной компании выполнения ее обязательств через суд. Единственное, что она всегда делала добросовестно - собирала с жильцов квартплату. И все! Даже мусор из выгребных ям не вывозила, пока прокуратура, или ГЖИ не начинали закидывать ее предписаниями, предостережениями и т.д. Думаю, никакой надежды на то, что их дома будут содержаться нормально, у жильцов деревянного жилого фонда теперь нет. Жить будут, как в Облучье, окруженные кучами мусора. Зато юноша доволен: «Баба с возу - кобыле легче».
 
Методичное уничтожение муниципального пассажирского автотранспортного предприятия - это еще один шаг резвого юноши-мэра к превращению столицы региона в город Облучье, или вообще в большую деревню: автобусы будут ходить по городу тогда, когда это будет выгодно частникам. После девяти часов вечера не выгодно? Ходите пешком.  
 
Сразу скажу: то, что предприятие находится в состоянии банкротства, - заслуга, в основном, городской власти. Отобрав у предприятия маршруты, которые приносят стабильный доход, власть просто перекрыла ему кислород. Добавьте к этому постоянное снижение дотаций из городского бюджета, компенсирующих затраты на обслуживание убыточных маршрутов, несвоевременные выплаты компенсации разницы тарифа из областного бюджета, и вы получите ответ на вопрос: кто виноват в плачевном состоянии ПАТП, (теперь - транспортной компании).  
 
По моему глубокому убеждению, налицо сознательное доведение до банкротства муниципального предприятия, или, говоря юридическим языком, преднамеренное банкротство предприятия с целью передачи его функций частному бизнесу. То есть нынешняя городская власть действует не в интересах муниципалитета и жителей города Биробиджана, а в интересах узкого круга лиц, занимающихся частными перевозками. И это, по сути, уголовное преступление.  
 
Ст. 196 УК РФ: «Преднамеренное банкротство, то есть совершение руководителем или учредителем (участником) юридического лица… действий (бездействия), заведомо влекущих неспособность юридического лица… в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если эти действия (бездействие) причинили крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо без такового».
 
Что касается ущерба, то в данном случае он наносится городу, поскольку предприятие в результате действий муниципальной власти обрастает долгами, то есть оно не может заплатить налоги, они не поступают в городскую казну. Ущерб наносится работникам предприятия, поскольку оно не может перечислить взносы в пенсионный фонд, и люди, в результате, не смогут получить честно заработанную ими пенсию.
 
Ну и, наконец, большое количество работников предприятия становятся безработными в городе, где работу днем с огнем е сыщешь.
 
В «шоколаде» только резвый юноша-мэр! И все потому же: «Баба с воза - кобыле легче», плюс бонус: частные перевозчики ради прибыли, как правило, очень договороспособны.  Таков закон бизнеса: он создается ради получения прибыли. А МУПы создаются для решения задач муниципалитета. Чувствуете разницу? А юноша про нее не знает. Он никогда не имел дело с МУПАми, зато, по имеющимся в редакции сведениям, обладает солидным опытом сотрудничества с бизнесом.
 
При желании пассажирское предприятие можно вывести из кризиса в течение года, а через два года превратить его в прибыльное. Для этого надо сделать первый шаг: сменить ему форму собственности, перерегистрировав из МУПа в муниципальное автономное предприятие и отдав ему в качестве муниципального заказа обслуживание всех прибыльных городских маршрутов. Но тогда участие частных перевозчиков в этой сфере жизни города значительно уменьшится, а значит и бонус для юноши-мэра не будет уже таким «жирным». Я думаю, юноша выбирал между бонусом и интересами жителей города. Выбрал бонус. Он так привык: себе - бонус, а людям - «пудра» для мозгов.
 
Он, будучи мэром Облучья, никогда не имел дело с системой образования, потому что школы и детские сады в Облучье - это прерогатива администрации Облученского района.  
 
А в городе Биробиджане школы и детские сады, которых по сравнению с Облучьем огромное количество, являются ответственностью муниципалитета. Здания, в которых находятся школы и детские сады, принадлежат городу, и город в своем бюджете учитывает средства, необходимые на ремонт этих зданий, на их содержание, включая оплату коммунальных услуг, частичную оплату питания детей из малообеспеченных семей, оснащение этих образовательных учреждений необходимым инвентарем. Город ежегодно выделяет средства на их текущий ремонт, который проводится в летний период.
 
Этим летом город выделил очень небольшие деньги на текущий ремонт школе № 9. В то же время, на одном из последних заседаний прошлого созыва городской Думы резвый юноша-мэр объявил, что, видимо, в следующем году школу № 9 придется сносить, а детей распределить по разным школам. Депутатов такое решение проблемы не устроило, и они предложили сохранить и коллектив школы, и уже сформированные классы, переведя их в полном составе в ту школу, в которой есть возможность организовать для них вторую смену. И даже номер школы назвали.
 
Второй раз к обсуждению этого вопроса вернуться не удалось, поскольку начался предвыборный период. А когда он закончился, словно гром среди ясного неба, прозвучало заявление этого резвого юноши о том, что школа № 9 закрывается, а детей распределят по разным школам. Прямо сейчас! Прямо в начале учебного года, когда и классы сформированы, и нагрузка на учителей во всех образовательных учреждениях распределена, и вакансии закрыты.
 
«Последнее время не проходит и дня, чтобы я не принял категорического решения», - заявил наш говорливый юноша на своей странице в инстаграм, видимо, всерьез считая это своей с ума сойти какой заслугой!
 
От его «категорического решения» относительно школы № 9 пострадало немало людей, а его от гордости за себя самого просто распирает, он  
 
сам себе орден вручить готов? За что? За то, что педагоги, которых на самом деле в городе не хватает, остались без работы? Что из всего коллектива школы № 9 только нескольким учителям предложили работу, остальные бегают по городу, пытаясь хоть как-то трудоустроиться, а госпожа Пчелкина им заявила, что в Биробиджане школьных учителей больше, чем надо, то есть профицит?  Мол, вы нам, господа учителя, не нужны, а мы вам ничем не обязаны?
 
Вся эта ситуация с закрытием школы № 9 вызывает много вопросов и серьезные сомнения в том, что она возникла по объективным причинам.
 
Начну именно с того, как она возникла.
 
В один прекрасный день 20-го июня, как раз тогда, когда и учителя, и директор школы ушли в отпуск, в прокуратуру поступила жалоба от, якобы, родителя одного из школьников Админова В.Д. В этой жалобе некий Админов сообщал, что, проезжая мимо школы № 9, он вдруг заметил трещину в стене здания и страшно обеспокоился безопасностью детей, учащихся в этой школе, что школа в любой момент может обрушиться. На данную жалобу прокуратура отреагировала так, как никогда не реагировала даже на заявления о возможных преступлениях. Она немедленно обратилась в суд с иском, в котором потребовала от руководства школы найти экспертную организацию для проведения экспертизы здания, а учредителя - мэрию отплатить проведение экспертизы.  Руководство школы о трещине знало, поскольку она появилась давно. О ней знали и все те, кто ежегодно проверял готовность школы к учебному году. Все понимали, что школе требуется капитальный ремонт, но паники никакой не было, поскольку трещина со временем не увеличивалась, устойчивость здания сохранялась, причин говорить о том, что детям и сотрудникам школы угрожает опасность, не было.  
 
Скажу больше: трещине этой уже более тридцати лет! И она проходит не по зданию школы, а между двумя зданиями. Дело в том, что школа № 9 состоит из двух зданий. Первое здание построено в 1938 году. А к нему было пристроено второе в 1965 году. Связаны они так называемым температурным швом. Вот по нему и проходит трещина. Так что из-за этой трещины школа никак обрушиться не может.
 
Однако, 12-го августа суд удовлетворил иск прокуратуры, руководство школы нашло экспертную организацию, а учредитель - мэрия города пообещала тут же оплатить проведение экспертизы: всего-то каких-то семьдесят тысяч рублей!
 
Экспертизу 20-го августа проводили хабаровчане. Они внимательно осматривали школу и в присутствии сопровождавших их сотрудников администрации школы говорили о том, что не видят опасности обрушения здания, что и фундамент, и несущие стены, и перекрытия достаточно прочные. Да, трещина есть, и это ненормально, но и не опасно. Пока ждали результата экспертизы, никаких действий мэрия не предпринимала. И отдел образования, и комитет образования никаких опасений по поводу того, что школу придется закрыть, не высказывали. Более того, директору школы говорили, что, возможно, включат школу в план капитального ремонта.
 
Прошло несколько дней, и вдруг, еще до того, как из Хабаровска поступила готовая экспертиза, в местной прессе появляется информация о том, что школа в ужасном состоянии, что она вот-вот рухнет, что на чердаке здания, оказывается, был пожар, про который никто не знал, но из-за которого крыша не сегодня-завтра может обрушиться.
 
Откуда появилась эта информация? И неужели те, кто ее вбросил, не понимали, что вопросы по поводу пожара, в первую очередь, возникнут к Госпожнадзору, который ежегодно проверяет школу на предмет пожарной безопасности перед началом учебного года и, если бы он обнаружил следы пожара, то обязательно должен был указать это в актах проверки. Так что же получается? Сотрудники Госпожнадзора совершили должностное преступление - скрыли факт пожара? Или никакого пожара на самом деле не было?
 
Сотрудники школы утверждают: не было! Ни в этом, ни в прошлом, ни в позапрошлом году никаких пожаров не было! И раньше тоже ничего такого не случалось. В школе регулярно, в соответствии с существующими нормами, осуществляется противопожарная пропитка стропильной системы.  
 
Экспертиза была готова 27-го августа. Но об этом коллектив школы узнал только после выборов. Почему? Потому что забрать экспертизу мэрия могла только после ее оплаты. А она почему-то не очень спешила оплатить. Уже близилась к финалу выборная эпопея, уже родители и дети готовились к первому учебному дню, уже коллектив школы был готов начать учебный год, а мэрия все никак не могла перечислить семьдесят тысяч рублей за экспертизу.  
 
И снова вопрос: почему юноша Головатый двенадцать дней - с момента готовности экспертного заключения и до окончания выборов - не переводил экспертной организации деньги и не забирал заключение? Если он был уверен в том, что в данном заключении ничего неприятного для школы нет, мог и деньги перевести, и забрать заключение хоть в августе, хоть в начале сентября.  Почему этого не делал?
 
Не мог никак найти семьдесят тысяч рублей? А сразу после выборов - 9-го сентября - резко нашел! Значит, знал, что написано в экспертизе и не хотел, чтобы горожане узнали содержание заключения перед выборами? Не хотел, потому что понимал: и родители детей, и общественность могут обратиться в суд, могут ходатайствовать о проведении независимой экспертизы другой экспертной организацией? Знал, что выводы другой экспертной организации не совпадут с результатами экспертизы, которые он так старательно скрывал? Иначе, зачем скрывал?!
 
Возникает еще целый ряд вопросов. Например, откуда мог резвый юноша-мэр заранее знать содержание экспертного заключения? Он общался с экспертами? Он влиял на выводы экспертов? Почему, осматривая здание, эксперты говорили одно, а в письменной форме изложили совсем другое? Почему, заранее зная о том, что школа не начнет учебный год, этот мэр ничего не предпринял для трудоустройства всех учителей школы № 9?  
 
Почему вся эта история началась с обмана? Кто этот человек - Админов В.Д., написавший жалобу в прокуратуру? Чей он родитель? Нет и не было в школе № 9 ученика с такой фамилией. Почему с 20-го июня и по 12 августа эта фамилия держалась в секрете? Почему она была озвучена только в судебном заседании, а самого Админова так никто и не видел? Он вообще существует? И как он мог увидеть трещину в стене школы, проезжая мимо нее, если ее можно увидеть только находясь во внутреннем дворе школы, который с проезжей части не просматривается?  
 
Если в школе № 9 существует родительский комитет, если родители, состоящие в нем, не намерены мириться с тем, что происходит, они вполне могут заказать проведение независимой экспертизы. И скорее всего, вернут таким образом своим детям школу, а учителям - работу. Я бы на их месте поступила бы именно так. А кто еще защитит детей, если не их родители? Ведь они понимают: ребенку с ходу влиться в новый коллектив, начать учебу по правилам другой школы, а некоторым - и по другой программе крайне сложно. Это стресс, который наверняка повлияет на то, как ребенок будет учиться. А их - детей, учащихся школы № 9 - более четырехсот!
 
Знаете, разбираясь в истории со старейшей школой нашего города, я никак не могла избавиться от мысли, что она напоминает мне другую недавнюю историю с художественным музеем. Согласитесь: очень похожий сценарий.
 
Тогда, пытаясь ликвидировать единственный в Биробиджане Музей современного искусства ЕАО, чиновники приводили в качестве аргумента экономию бюджетных денег. Мол, на уничтожении этого учреждения культуры они сэкономят аж 500 000 рублей!
 
Еще раньше такой же сценарий был реализован в сфере здравоохранения с физдиспансером с целью сэкономить чуть больше 500 000 рублей.
 
А теперь вот добрались до сферы образования.
 
На школу № 9 в год выделяется в среднем девятнадцать с половиной миллионов рублей - часть из муниципального бюджета, часть из областного. Из них шестнадцать миллионов - на зарплату сотрудникам, два с лишним миллиона на содержание здания, коммунальные услуги и т.д. Учитывая, что в результате закрытия школы сокращается администрация, а также сотрудники хозяйственного блока, и часть учителей вынуждена будет встать на учет в Центр занятости, из этих девятнадцати с половиной миллионов рублей чиновники смогут сэкономить почти половину.
 
А теперь главное: резвый юноша-мэр до сих пор не издал никакого постановления о закрытии школы № 9. Есть постановление о приостановке ее работы, а о закрытии нет. А это значит, что нет оснований увольнять учителей и других сотрудников школы. На что рассчитывает юноша? Думаю, на то, что учителя сами потихоньку уволятся, и не придется выплачивать положенные им по закону компенсации в связи с сокращением. Баба с возу - кобыле легче?
 
Кто следующий? Вернее, какая сфера жизни нашего города следующая? И будем ли мы продолжать позволять опускать наш город до уровня Облучья, потому что резвому юноше мэру так удобней и понятней?  
 
Совсем немного осталось времени до начала работы нового созыва городской Думы. Посмотрим, кто на самом деле эти новоиспеченные депутаты и для чего они пришли в Думу: исключительно для того, чтобы делать с резвым юношей-мэром зарядку на Набережной, а потом петь ему дифирамбы в Интернете, или чтобы защищать наш город, людей, предприятия, детей от таких вот резвых юношей и их непомерных амбиций.
 
Я по-прежнему убеждена: он занял кресло мэра незаконно. Я по-прежнему считаю: он хороший говорун и плохой управленец. И если он продолжит занимать это кресло, Биробиджан очень быстро перестанет быть столицей региона. А если он в ближайшее время завершит свою мэрскую карьеру, город вздохнет с облегчением. Это мое личное мнение. «Баба с возу - кобыле легче».  
 
Елена Голубь,
«Газета на Дом», 18.9.19
Ст. «Баба с возу - кобыле легче».