Петропавловск-Камчатский |
|
Жанна Лельчук сравнила прежний Петропавловск-Камчатский, который запомнила со времен своей юности, с его нынешним обликом. Она пишет, что до приезда видела фотографии современного города, на которых запечатлены красивые улицы и здания. Ей очень хотелось посмотреть, как они гармонируют со старыми постройками. Однако городские пейзажи, которые профессор увидела воочию, ее не порадовали.
«То, что я увидела, не поддаётся никакому описанию. Разочарование? Нет, это тоже не передаёт моего состояния. Вот, пожалуй, так: буквально через день-два я впала в депрессию. Я вдруг поняла: того города, который я так любила - больше нет. Есть нечто другое - искалеченный, изуродованный город, в котором все пятьдесят оттенков серого смешались со всевозможными расцветками безвкусной рекламы практически на каждом доме. Где много новых интересных и красивых зданий вперемешку со старыми развалинами. Где старые дома смотрят на людей страшными зеницами оконных рам, уродливыми балконами и ржавой обивкой боковых стен, а между ними совершенно неуместно и нелепо громоздятся новые стеклянные гиганты», - пишет Жанна.
По ее мнению, канул в лету стиль, присущий когда-то Камчатке, «пусть и не особо возвышенный, но свой - северный и суровый».
«Когда это началось? Может быть тогда, когда впервые модернизировали Камчатский театр, заменив классическое здание с колоннами на более современное и превратив его в площадь Ленина вместо Театральной? А может, когда снесли первое здание в центре города - гостиницу Восток, место, где побывал хотя бы раз каждый житель города? Зачем и почему? Построить что-то новое? Но тогда где это новое?» - задается вопросами Жанна Лельчук.
По словам туристки, впадать в депрессию она начала, побывав на улице Рябиковской, на которой жила в детстве. Там, по ее воспоминаниям, когда-то были дворы с неплохими площадками, где играли дети. Были хорошие дома с большими комнатами, высокими потолками и видом на Авачинскую бухту. Теперь ничего этого нет.
«Пройдите по улице Курильской, Рябиковской или Командорской до бывшего кинотеатра Маяк. Я такое видела только в кино, когда показывают города после войны или бомбежки», - пишет Лельчук.
Вину за то, что случилось с Петропавловском за последние годы, жительница Аляски возлагает не только на власти, но и на горожан.
«И эта вина - в вашем равнодушии. Как можно было допустить такую разруху в городе? Как можно было довести дома до такого ужасного состояния? Почему не отстояли кинотеатр «Камчатка» - визитную карточку центра города? Почему позволяется разрушать то, что должно исторически быть? Я могу себе представить, что бы произошло, если бы власти города, где я сейчас живу, на Аляске, попытались снести здание, подобное кинотеатру «Камчатка». Весь город бы поднялся и встал стеной. Дома здесь стоят по двести лет, стоят ещё со времён золотой лихорадки», - пишет она.
Впрочем, Лельчук обратила внимание и на то, что за две недели, что она находилась в Петропавловске, ее глаз «замылился». Женщина привыкла к тому, что ей приходится ходить «вдоль дорог, забитых транспортом, по разбитым тротуарам, вдыхая смрад от бесконечного потока машин».
«К концу второй недели мне вдруг стало казаться, что все не так уж плохо, и город не такой уж уродливый. Глаз привык к разноцветию зданий и рекламы на них. Перестала обращать внимание на разбитые тротуары и дворы. Одним словом - глаз «замылился». И я вдруг поняла, что именно ТАК все и живут. Это нормально. Все привыкли. Всем все равно. Сопротивляться системе бесполезно, потому никто и не дёргается. Отсюда прямой путь в безразличие. В этом и есть трагичность ситуации. Потому что пока живет безразличие - ничего не меняется...» - полагает Жанна Лельчук.
В завершение она признает, что в Петропавловске пытаются, что-то сделать: на набережной в центре города, на Театральной площади, на Никольской сопке. Но подобные эпизоды, по ее мнению, единичны.
Пост Жанны Лельчук вызвал довольно широкий отклик в Фейсбуке. Комментарии к нему оставляют камчатцы, которые, как и Жанна, уже уехали с полуострова. Многие из них поддерживают жительницу Аляски.
«Согласен с тобой, Жанна. Я после 15 лет отсутствия был просто потрясен увиденным. Почти всё, к чему прикоснулась рука человека, выглядит ужасающе. Зимой всё гораздо хуже…» - написал бывший руководитель «Камчатского печатного двора» Олег Эппорт.
С ним солидарна журналистка Наталья Сафронова. «Жанна! Спасибо за ваш такой эмоциональный и в тоже время тревожный и бередящий душу рассказ! Читала и плакала - как горько сознавать, что город «болен», он смертельно ранен, и ранен равнодушием и черствостью властей в первую очередь», - считает она.
Впрочем, среди комментаторов нашлись и такие, кто не согласен с профессором с Аляски. В их числе бывший губернатор Камчатской области Михаил Машковцев. «Ваши рассуждения аналогичны стенаниям девицы, которая была советской ткачихой, а стала буржуазной танцовщицей в стрипбаре. С себя спрашивайте!» - написал он отзыв под постом Жанны Лельчук.
Между тем Жанна - не первая гостья Петропавловска, у которой остались негативные впечатления от городских пейзажей. Еще в 2010 году Геннадий Онищенко, работавший тогда главным санитарным врачом России, назвал краевой центр Камчатки «самым грязным и неухоженным городом страны». С тех пор ситуация в Петропавловске, как считается, изменилась в лучшую сторону. Однако люди, которые давно не были в городе или же приезжают в него впервые, об этом не знают. В минувшем апреле путешественник Вячеслав Чернов пришел к выводу, что в Петропавловске «нет никакого благоустройства». В прошлом сентябре драматург Евгений Гришковец написал, что нигде не видел такого контраста красоты природы и ужасных результатов человеческой жизнедеятельности. Годом ранее примерно также отзывался о краевом центре Камчатки известный блогер Илья Варламов.
«Кам 24», 13.9.19