Стенографический отчёт о заседании Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека (отрывок)

 

Москва, Кремль

 

Д. Медведев
Д. Медведев

«Д. МЕДВЕДЕВ:

Добрый день, уважаемые коллеги!

 

Это наша с вами вторая встреча. Я специально решил собраться ещё до Нового года для того, чтобы паузы между нашими встречами не были слишком длительными. Нужно обменяться впечатлениями о том, что происходит в стране, и о том, что удалось сделать с момента нашего предыдущего разговора, что сделать не удалось.

 

В любом случае хотел бы в начале нашего с вами общения поблагодарить вас за предыдущий разговор: он получился содержательным, насыщенным. Могу вам откровенно сказать, что после этой встречи у меня на столе был большой объём переданных вами документов. Как я вам и обещал, я их все лично посмотрел и лично расписал. Это не означает, что все проблемы, которые были в них указаны, решены, но как минимум то, что обещалось, и то, о чём мы с вами говорили (личное участие Президента в рассмотрении этих вопросов), это было сделано. Думаю, что и сегодня мы так поступим.[…]

 

И. ПОЛНИКОВА:

Уважаемые коллеги, уважаемый господин Президент!

 

И. Полникова
И. Полникова

Я представляю отдалённую территорию – Хабаровский край, отдалённость которого рождает массу проблем, которые, увы, не решить даже таким симпатичным образом, как утягивание часовых поясов. Я хочу обратить Ваше внимание на ситуацию, которая сложилась сегодня на Большом Уссурийском острове по завершении демаркационных работ на восточном участке российско-китайской границы. Если интересно, то сегодня её последний рубеж – в получасе езды от центра Хабаровска. Вы у нас были, Вы это знаете. Если хорошим ходом на автомобиле, то через 20 минут вы окажитесь на берегу Уссури. Итак, всё рядом.

 

Китайская сторона взялась за освоение своего участка с предельным энтузиазмом. Объём инвестиций просто заоблачный, у них всё по-взрослому. К острову со своей стороны они уже ведут автобан, причём стратегического уровня. Через год планируют ввести аэропорт в районе городка Фуянь, это 40 минут езды на «Ракете» от набережной Хабаровска в сторону Китая, опять-таки аэропорт международного уровня. Активно ведётся и проектирование застройки самого острова. Со своей природной предприимчивостью они даже сохранили одну из наших погранзастав, устроив там музей с маршрутом выходного дня для своих граждан. На этом фоне мы выглядим не просто бедными родственниками, но даже в некотором смысле музейными экспонатами, поскольку, в отличие от Китайской Народной Республики, которая считает освоение Большого Уссурийского острова частью своей большой политики, такого намерения со стороны нашей Федерации мы пока не ощущаем.

 

Ну, в покое оставлю большую политику и обращу Ваше внимание на нарушение прав человека. Дело в том, что в связи с проведением демаркации для государственных нужд были изъяты земельные участки у нескольких десятков юридических и физических лиц. Естественно, поскольку была пометка «Изъятие для государственных нужд», эти люди справедливо полагали, что ответственность возмещения материально этих утрат должно разделить родное государство, чего не происходит. В течение последних лет нет решения Правительства, которое дало бы возможность получить какую-то компенсацию за эти вещи. Пример фермера Шевченко, который прошёл судебную вертикаль вплоть до федерального арбитража, убеждает в том, что даже и этот метод недейственный, поскольку он получил два таких ответа, что, первое, нет решения Правительства, и поэтому не к кому апеллировать, и, второе, что принудительное отчуждение земель для государственных нужд не распространяется на ответственность государства, поскольку демаркационные процессы в это понятие не входят. Вот такая странная формулировка отказа.

 

Вы знаете, я бы себе не простила, если бы не озвучила ещё две проблемы, поскольку очень больная тема. 8 ноября исполнился ровно год со дня трагедии в Японском море. Тогда в ходе первых ходовых испытаний на подводной атомной лодке «Нерпа» погибло 20 человек, в том числе 12 специалистов Амурского судостроительного завода, это город Комсомольск-на-Амуре. Сегодня лодка в строю, на днях она вышла в море сдавать госэкзамен. Люди, которые работали над её восстановлением, опять же гражданские специалисты, говорят, что не нужно ругать лодку, «Нерпа» хорошая. К годовщине этого события в Комсомольске появился памятник с правильными словами, на мраморе – гребень волны такой символический. Как мы знаем, у волны есть такая особенность в жизни, она слизывает все пометки на песке. Таким же образом это происходит сегодня и по отношению к людям.

 

Прошёл год, и возникла такая ситуация, что больше 60 военных моряков Тихоокеанского флота получили государственные награды за спасение лодки «Нерпа». Судостроители с большим уважением относятся к этому решению и уверены, что люди получили совершенно справедливо эти государственные награды, поскольку военные моряки, в основном мальчики, выносили пострадавших и погибавших в это время. Но в спасении лодки и людей участвовали и гражданские специалисты. В этом списке не нашлось места ни одному из них. Почему? Дело в том, что на акте расследования того происшествия был поставлен гриф «сов. секретно», и документы были закрыты, ввиду чего ни у руководства завода, ни у городской администрации не было оснований пройти наградную вертикаль самостоятельно, поскольку необходимо было, чтобы его поддержало Министерство обороны. Но Министерство обороны на запросы и завода, и мэрии ответило тишиной.

 

В моём блокноте множество примеров личного мужества людей, которые в тот момент трагедии не запаниковали, не струсили, а сделали всё, чтобы спасти совсем ещё мальчишек, а не чьи-то погоны. Кстати, спасительное всплытие лодки в тот момент организовал также гражданский специалист – это Борис Федорович Сазонов, у которого был сложный выбор: либо спасать лодку, либо сбежать из отсека, спасая свою жизнь. В тот момент счёт действительно шёл на секунды, а точнее, за 34 секунды он произвел 28 операций, безошибочно управляя пультом. Лодка всплыла, была возможность её продуть, благодаря чему 188 спасённых жизней на его счету. Я полагаю, что эта ситуация должна привлечь внимание Вас как Верховного Главнокомандующего.

 

И ещё небольшая просьба. Я Вам привезла письмо от детей и учителей маленького поселка в Нанайском районе. В нём очень трогательные слова: «Уважаемый Дмитрий Анатольевич, с очень тонким делом мы обращаемся к Вам и с огромной надеждой в воплощении его». В чём тут суть? Дело в том, что в маленьком стойбище с забавным названием Муха, из которого родом был и Кола Бельды, в 41-м году был взят на фронт молодой охотник Максим Пассар. Через некоторое время он стал лучшим снайпером Сталинградской битвы. Это было подтверждено и в воспоминаниях его командира Батова. В 43-м году он погибает. Документы на «Героя Советского Союза» были поданы, но где-то заблудились, и в течение многих лет и ветераны Великой Отечественной, и власть местная, и дети, и школьный музей пишут с тем, чтобы, в общем-то, эта ситуация нашла какое-то понимание и поддержку. И вот такие чудные слова: «Мы – школьники, педагогический коллектив и весь нанайский народ единодушно считаем, что наш земляк заслуживает получения этого звания. Если бы не он, если бы он этого не сделал, страшно представить, сколько бы ещё наших советских людей убили бы эти 380». 380 – это личный счёт Максима Пассара убитых фашистов. Но дело в том, что из Министерства обороны – опять же в Министерство обороны они обращались – тоже равнодушный очень ответ пришёл, что, к сожалению, Положением о государственных наградах Российской Федерации отмена ранее принятых решений о награждении с целью перенаграждения более высокой наградой не предусмотрена. Ветераны Великой Отечественной Хабаровского края меня очень просили похлопотать…

 

Д. МЕДВЕДЕВ:

Ирина Георгиевна, передавайте.

 

Героя Советского Союза дать, к сожалению, не могу в силу понятных причин, а наши награды, они в моей власти находятся. Пожалуйста, отдайте.

 

А теперь два слова по поводу того, что Вы сказали в отношении Большого Уссурийского острова. В отношении компенсации – я поручу, чтобы разобрались, в чём там проблема и почему эти вопросы не закрыты, потому что они должны быть закрыты по понятным причинам. И по награждениям, связанным с той трагедией, которая случилась при спасении на известной подводной лодке, в том числе для гражданских специалистов тоже дам поручение разобраться.

 

Пожалуйста, кто хотел бы дальше?..»

 

Полный текст стенограммы.

 

kremlin.ru

--------

 

См. также Тарабарщина

 

О чем умолчал Виктор Ишаев.