В. Басыгысов
В. Басыгысов

Северные регионы страны справедливо называют кладовой государства. Но всегда ли природные богатства гарантируют благополучие территории? Кризис показал, что далеко не всегда. Если, конечно, ничего не предпринимать для устойчивого развития региона. Об этой и других проблемах корреспондент «Парламентской газеты» беседует с председателем Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Виталием Басыгысовым.

 

– Виталий Николаевич, как отразился кризис на ситуации в Якутии?

 

– Если бы экономика Якутии сейчас оставалась моноотраслевой, опиравшейся, как и много лет назад, только на добычу алмазов и угля, думаю, положение в республике при нынешнем кризисе было бы несравнимо хуже. В первый год кризиса реализация алмазов на внутреннем и мировом рынках почти полностью прекратилась, потребность в угле упала наполовину, а ведь это были основные наполнители республиканского бюджета. Спасали другие отрасли промышленности: добыча нефти, газа, золота. Поэтому начатая несколько лет назад диверсификация экономики сейчас только подтверждает абсолютную правильность выбранного пути.

 

– Насколько нам известно, республика стала пионером в этом направлении?

 

– Да, правительством Якутии была разработана первая в России комплексная программа развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Она получила поддержку на федеральном уровне. Сегодня республика участвует в одиннадцати федеральных целевых программах. Приняты решения о строительстве железной дороги до Якутска и крупнейшего на Дальнем Востоке автомобильно-железнодорожного моста через Лену, идёт сооружение нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. По готовому участку нефть Якутии впервые пошла на перерабатывающие заводы России. Благодаря диверсификации в развитие якутской экономики привлечено около 150 миллиардов рублей.

 

– Какие законодательные меры были приняты в республике с учётом последствий кризиса?

 

– Депутаты оперативно отреагировали на ситуацию, приняв ряд важных решений – например, закон о государственном резервном фонде для исполнения расходных обязательств на случай недостаточности доходов государственного бюджета. Для снижения напряжённости на рынке труда правительство и парламент Якутии ежегодно вносят изменения в республиканский бюджет. Подготовлена соответствующая нормативно-правовая база. Созданы межведомственная комиссия, рабочие группы по отраслям, принят план действий по снижению негативных последствий кризиса на экономику республики. Одновременно приняты республиканские законы, направленные на создание новых рабочих мест, поддержку частной инициативы людей, которые вследствие спада производства оказались без работы. Предусмотрена финансовая помощь тем гражданам, которые хотят сменить место жительства при поиске работы. Законодательно были утверждены снижение с 15 до 10 процентов ставки налога, уплачиваемого в рамках упрощённой системы налогообложения, перечень государственного имущества республики, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего бизнеса. Кроме того, мы создали центр мониторинга, где в полном объёме концентрируются текущие сведения о проводимой работе, утвердили перечень системообразующих предприятий, в который вошло 79 организаций республики.

 

– Но всё ли по плечу одному субъекту Федерации? Наверное, не обойтись без поддержки федерального Центра?

 

– Я убеждён, что усилий одних только органов власти субъектов Российской Федерации недостаточно. Для нас, например, важнейшей проблемой вновь, как и в 90-е годы, может стать отток населения, особенно из промышленных районов, где риск потерять работу наиболее велик. А ведь это стратегические районы, где добывают алмазы и золото, уголь и нефть, газ и олово. Конечно, во время кризиса первое, от чего отказывается человечество, – это бриллианты, и последнее, что начинает покупать потом, – это тоже бриллианты. Но кризис рано или поздно пройдёт, а вот вернуть сюда квалифицированных специалистов, да ещё адаптированных к местным условиям, будет очень трудно. И думать об этом государство должно уже сегодня.

 

– И что конкретно нужно сделать?

 

– Одним из испытанных и действенных механизмов привлечения и закрепления трудовых ресурсов является более совершенная оплата труда и пенсионного обеспечения с учётом районных особенностей. Сегодня территории Дальневосточного федерального округа становятся безлюдными. Отток населения из восточной части страны – проблема общегосударственная. Кризис усиливает этот процесс. Поэтому сегодня перед нами особенно остро стоит задача создания максимальных условий для сохранения работы на действующих предприятиях. Помочь этому может более гибкая налоговая политика государства. Например, в условиях кризиса весьма актуальной становится дифференциация налоговых платежей горнодобывающими предприятиями.

 

Сегодня республика ведёт работу по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа для развития алмазогранильного и ювелирного производства в Якутске. У нас есть для этого немалые возможности и основания. До 80 процентов затрат в данном производстве приходится на сырьё, то есть алмазы и золото. Затраты на производство бриллиантов и ювелирных изделий невелики. При этом на месте осуществляется максимально глубокая переработка и создаётся наибольшая добавленная стоимость. Но для решения данного вопроса требуются соответствующие решения федерального Центра.

 

– Виталий Николаевич, есть ли у властей республики предложения по принятию конкретных федеральных законов?

 

– Мы давно говорим о районировании Севера. Сегодня необходимо ускорить разработку проекта и принятие федерального закона «О районировании Севера Российской Федерации». Это поможет определить перспективы развития Севера, оказать повышенную государственную поддержку ряду традиционных и новых отраслей, социальных и этнических групп населения, особенно малочисленных народов Севера. Закон должен предусмотреть новые принципы районирования северных территорий на основе критерия дискомфортности условий проживания и тем самым создать основу для регионального регулирования оплаты труда, установления социально-трудовых льгот, распределения средств финансовой поддержки регионов.

 

Также нужен федеральный закон «О государственной поддержке досрочного (северного) завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с особыми условиями доставки грузов». Целесообразно включить протяжённость автомобильных дорог сезонного пользования, автозимников, в методику расчёта для определения субсидий из федерального бюджета.

 

– Очевидно, что в силу особой природной среды региона и в этой сфере нужны действенные законодательные решения?

 

– Действительно, для нас очень важны вопросы природоохранного законодательства. Считаю необходимым принятие законов «Об экологическом страховании», «О рекультивации земель» в республике, «Об экологическом аудите Республики Саха (Якутия)» – он послужит базой для усиления производственного экологического контроля и разработки природоохранной политики крупных компаний. Для усовершенствования нормативно-правовой базы в сфере питьевого водоснабжения населения нужен федеральный технический регламент. Одновременно требуется внести некоторые изменения и уточнения в Водный кодекс, в Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и другие федеральные законы, касающиеся питьевой воды.

 

Рассчитываем, что совместная работа с Центром, в том числе с Советом Федерации как палатой регионов, принесёт положительные и ожидаемые в республике результаты.

 

Беседовал Юрий Говердовский,

фото: ИТАР–ТАСС    

«Парламентская газета»,  № 17-18.