"Реальных шагов к тому, чтобы поток коррупции укротить, закрыть гранитными берегами закона, чтобы она не размывала устои общества, - не делалось", - признался год назад (хотя о борьбе с коррупцией трезвонят давно) ныне бывший Генпрокурор Устинов на расширенном заседании этого ведомства в присутствии президента Путина. О том, что такие шаги не делались, депутат Собрания депутатов Советско-Гаванского района Хабаровского края Светлана Балашова знает на своем опыте. Она неоднократно обращалась в прокурорские инстанции по поводу дела, где, по ее мнению, - налицо факт коррупции. В ответ - "отписки".  Почему не делались "шаги"? Устинов не признался. Недавно депутат нашла свой ответ на этот вопрос. В этом ей помогла публикация в №22 нашей газеты "Дохлая лошадь" для прокурора Татьяны Ламаш.

 


Попытки укротить поток

 

Какая связь между совгаванским делом (из-за которого не может успокоиться депутат Светлана Балашова) и прогремевшим на всю страну "прокурорским" делом, в эпицентре которого оказалась зам. прокурора Железнодорожного района Хабаровска Татьяна Ламаш? Связь простая. Ее можно выразить двумя словами: "коррупция и прокуратура", которая не делала реальных шагов. А Ламаш и Балашова в меру своих сил пытались укротить поток, о котором так образно сказал Генпрокурор. Правда, Балашова пока ничего не добилась, а Ламаш даже поплатилась. Ей пришлось уволиться из прокуратуры.  

 

Т. Ламаш
Т. Ламаш

В. Малиновский
В. Малиновский

В сентябре прошлого года Ламаш обратилась в администрацию президента России с заявлением, где приводила доводы о коррупции в нашей прокуратуре (см. Прокурорский общак (письмо Президенту РФ) и Прокурорский общак-2). В Хабаровск  нагрянула московская проверка. Одним из итогов проверки стал вышедший в декабре приказ Генпрокурора РФ Устинова "О привлечении к дисциплинарной ответственности".  К ответственности привлекались прокурор края Малиновский, его первый зам. Хохлов, замгенпрокурора по ДФО Чайка  и начальник отдела Генпрокуратуры в ДФО Костюкович. В ноябре Ламаш второй раз вынесла сор из избы - обратилась ещё и в СМИ.  Спустя полгода, выяснилось, что всё это время руководство прокуратуры края, судя по всему, искало возможность взять реванш за тот  прошлогодний скандал - о прокурорской коррупции.  А кто ищет, тот всегда найдет... Наскрести смогли против Ламаш только "дохлую лошадь".  Но именно её, отряхнув от нафталина и пыли, положили в основу уголовного дела, которое возбудили два месяца назад в отношении прокурора Ламаш (подробности  - в № 22 нашей газеты).

 

А теперь - о совгаванском деле. В июне с.г. депутат Балашова вновь обратилась в высокие инстанции (в том числе, к президенту России):  

 

"Мной неоднократно ставился вопрос перед руководителями различных  рангов прокуратуры Хабаровского края и России, а также перед судебной системой края - о привлечении к ответственности зам. прокурора Советской Гавани Пилипенко Г.Н. и председателя Советско-Гаванского горсуда Морозовой А.В. - за допущенные ими грубые нарушения законодательства РФ, свидетельствующие, по моему мнению, о коррумпированности указанных чиновников. Не смотря на подтвердившиеся факты подлога процессуальных документом (уголовное дело было оформлено "задним" числом), из прокуратуры края и Генпрокуратуры мне даны ответы, что для привлечения Пилипенко и Морозовой к какой-либо ответственности не имеется оснований по причине  - "отсутствия существенных нарушений прав и законных интересов граждан либо охраняемых законных интересов общества и государства".

 


"Порадеть родному человечку"

 

Итак, высокие инстанции считают "несущественными" те нарушения, что были допущены Пилипенко и Морозовой. Да и простому человеку сам факт оформления уголовного дела "задним" числом (это лишь одно из нарушений, о которых говорится в обращениях Балашовой) тоже не кажется грубым нарушением. Ведь известно, какая огромная нагрузка у прокуроров и судей. Закрутились, потому, видно, и забыли вовремя оформить дело.

 

Ан нет. Как считает Балашова, такая "забывчивость", как и другие нарушения, - вовсе не случайные, а имели мотивы. Ибо в одном из тех двух дел, где допущены эти "несущественные" нарушения, фигурантом был тогдашний глава города, а в другом - брат крупного местного предпринимателя, депутата районного собрания и бывшего родственника приятеля Пилипенко и Морозовой.

 

Может, глава города и брат бизнесмена ничего не выиграли от тех нарушений, что допустили Пилипенко и Морозова? Отнюдь. Например, что касается главы города, Балашова пишет:

 

"Зам. прокурора города Пилипенко неоправданно длительно затянула проведение проверки по моему заявлению о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего главы города Советская Гавань Шевчука В.Ф.,  вследствие чего ею было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по причине истечения срока привлечения к ответственности Шевчука и, таким образом,  стало возможным избежание Шевчуком уголовной ответственности".

 

Но это еще не всё. У прокурора Пилипенко просматривается прямая личная заинтересованность порадеть Шевчуку...  Как следует из обращения депутата, аккурат в период проведения той проверки (в отношении главы города) муж Пилипенко был принят на работу в администрацию города. Более того, отсутствие высшего образования не помещало оному мужу занять без всякого конкурса должность ведущего специалиста.

 


Кисельные берега потока

 

А вот что пишет депутат по поводу судьи Морозовой:

 

"В конце 90-х председателем горсуда Морозовой осуществлялись мероприятия по реализации арестованного имущества ОАО "Морские ресурсы". При этом, по сведениям проверок, автомобиль "Вольво" был продан по решению Морозовой за бесценок бывшему руководителю Управления юстицией Хабаровского края - Шестакову, второй автомобиль также законно реализован не был. По этой причине бывшим работникам этого ОАО не выплатили долги по зарплате, поскольку для погашения этого долга не хватило средств, полученных от реализации арестованного имущества".

 

Когда Балашова (как и полагается любому законопослушному гражданину) сообщила об этих фактах в краевой суд, пришел ответ: в действиях судьи Морозовой нарушений закона не усмотрено. "Видимо, руководители краевого суда руководствовались принципом: "в своем глазу бревна не видно...", - предполагает депутат.

 

Вернемся к прокурорам. Почему прокурор края Малиновский не желает дать надлежащую оценку незаконным действиям зам. прокурора Пилипенко? Задав президенту Путину этот риторический вопрос, депутат далее пишет:

 

"Предполагаю, ответ можно найти в хабаровской истории с зам. прокурора Ламаш. Почему так легко инициировать возбуждение уголовного дела на сотрудника прокуратуры, поставившего вопрос о коррупции своих коллег, и в тоже время, почему другой сотрудник - при явных фактах, свидетельствующих о его коррумпированности, - не привлечен даже к дисциплинарной ответственности? Ответа от руководства краевой прокуратуры нет. Вот почему прокурорский мундир в прокуратурах края под руководством Малиновского рвется по всем швам, а штопают его белыми нитками".      

 

Действительно, когда мундир трещит по швам, трудно делать какие-то шаги. Видимо,  поэтому поток коррупции пока не закован в гранит, а течет молочной рекой вдоль кисельных берегов закона и правосудия.

 

Ирина Харитонова

 

P.S.

1. На днях депутат Балашова получила ответ из Генпрокуратуры РФ:  "Ваше обращение от 14.06.06 г. в части незаконного привлечения к уголовной ответственности зам. прокурора Железнодорожного района Хабаровска Ламаш Т.Г. направлено для рассмотрения прокурору Амурской области. О принятии решения Вам сообщат.  В остальной части обращения Вам будет дан ответ Генпрокуратурой РФ".

 

2. На недавнем расширенном заседании коллегии прокуратуры края замгенпрокурора по ДФО Юрий Гулягин подчеркнул, что деятельность прокуроров должна осязаемо перейти из формальной плоскости в реальную, особенно в вопросах борьбы с коррупцией.

 

“Хабаровский Экспресс” № 32 (за 9-16 августа 2006 г.).