Владимир Кузнецов / ДВТРК |
|
На них запечатлены защитники рубежей Отечества, рыбаки и моряки, их будни, наполненные трудом и романтикой. Пашни Приамурья, путина на Курилах, первые рельсы БАМа - за этими и другими сюжетами впечатляющая география Дальнего Востока, неизменный интерес автора к происходящему независимо от времени года и суток.
Владимир увлекся фотографией, когда служил на Тихоокеанском флоте. Его умение сделать неординарную карточку заметили в редакции газеты «Боевая вахта», и внештатный автор был принят в творческий состав ежедневной флотской газеты. Легкий на подъем, общительный, безукоризненный в выполнении редакционного задания, он недолго ходил в начинающих. Его фотографии печатали не только владивостокские, но и столичные издания. Кузнецова пригласили на стажировку в «Комсомольскую правду», после чего последовало приглашение в штат.
Дальний Восток он не оставил. Работа в «Комсомолке» вспоминается не только потому, что тиражом в десять с лишним миллионов экземпляров она превосходила «Правду», «Труд», «Советскую Россию». В главной молодежной газете страны творил Василий Михайлович Песков, сочетавший в себе ипостаси пишущего и снимающего. Его пример побудил подкреплять карточки текстами, встречи с ним расширили творческий диапазон. Представленные на юбилейной выставке в ГДК снимки флоры и фауны Дальнего Востока как подтверждение, что неизменная линия Пескова, его рубрика «Окно в природу» получила продолжение у Кузнецова.
Правда, газеты публиковали исключительно черно-белые снимки, и когда Владимиру Афанасьевичу предложили перейти в журнал «Огонек», значительная часть страниц которого печаталась в цвете, он предпочел журнал. Там пленка уступала место слайдам, там от собственного корреспондента требовались не только иллюстрации, но и тексты.
Смена работы повлекла за собой смену жительства. Корреспондентский пункт «Огонька» был предусмотрен в Хабаровске, и достоинства Владивостока во внимание не принимались.
Фотоотдел «Огонька» возглавлял Дмитрий Николаевич Бальтерманц, прошедший Великую Отечественную, как пелось, с лейкой* и блокнотом, снимки которого получили всемирную известность. Владимир Афанасьевич убежден, что «Огонек» эпохи Бальтерманца (1965-1990 гг.) - вершина национальной фотожурналистики, не превзойденная в последующие десятилетия с появлением «цифры», других технических новшеств.
Переход СМИ на рыночные рельсы - это не только падение тиражей, закрытие корреспондентских пунктов. Профессия фотокорреспондента на глазах ушла в прошлое, как внимание к производителю материальных ценностей, позитивным событиям, место которых занято кумирами шоу-бизнеса и чернухой. Невостребованность укоротила жизнь Анатолия Галушко, Владимира Садового, Виталия Яшонкова, Анатолия Шляхова, других хабаровских фотокоров.
Что касается Кузнецова, то он без работы не остался: два десятка лет вел фотолетопись Хабаровского края, будучи в штате пресс-службы администрации и правительства региона. На планшетах его выставки в ГДК впечатляющие кадры самолетов и кораблей, собранных в Комсомольске-на-Амуре, новостроек Хабаровска, фольклорных коллективов коренных малочисленных народов.
Впрочем, есть и на выставке и другие кадры. Они обжигают правдой, которую не замечают власть предержащие. Это остановленные производства, брошенные дома, лица людей, потерявших надежду. Другие словами, деградация глубинки, сельской, таежной, рыбацкой, где приснопамятные реформы похоронили совхозы, леспромхозы, рыбколхозы.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Это некрасовские строки вспоминаются, когда всматриваешься в фотографии, составившие юбилейную выставку Владимира Афанасьевича Кузнецова. Без сомнения, он состоялся как профессионал. Но не меньшего уважения заслуживают честность и совесть.
Михаил Карпач.
*Leica - малоформатный дальномерный фотоаппарат, производимый с 1932 года в Германии.