|
Тут одна деталь. Валерий Павлик умер в 2003 14 декабря. Мог ли он реально быть на Маглое в 2003 и тем более вести раскопки за полгода до ухода? Везде ищите скепсис, разгадка может быть только в документах, а их не осталось.
Цветные фотографии раскопок на Маглое мне подарили наши амурские СМИ, это шесть снимков - четыре высокого качества они подарили сначала и три среднего качества следом. Рисунок из моей ПДФ коллекции отчета 2001 года.
Павел Петрович Попельский. Существует ли Святилище горы Маглой?! Авторское право текст, фото и рисунок © Копирайт февраль 2022
Официально опубликовано в старейшей районной газете Администрации Амурского района "Амурская Заря" 8-14 февраля 2022 номер 6 (6787) страница 20
В 1995-1999 мои друзья, выдающиеся краеведы и писатели Амурского района, поведали мне о старинном каменном святилище, стоявшем когда-то рядом с горой Маглой, которое находилось в ущелье у горного ручья, и к которому поднималась каменная лестница в стиле фэн-шуй. Они подчеркивали, что по ночам внутри входа в святилище горел странный огонек. Я тогда узнал, что Маглой – потухший вулкан, что в небе над ним появляются сферы из ионизированного светящегося газа, и связал это с загадочным огоньком.
Мои знакомые рассказывали, что якобы в 1996-1999 Валерий Исаевич Павлик вместе со школьниками то ли тогда четвертой школы, то ли центра «Темп» ходил к святилищу горы Маглой. Их отряд вроде бы нашел на сопке у Маглоя пирамидальные развалины из плит, но специалисты нашего краеведческого музея определили найденное, как руины фундамента непостроенной советской ЛЭП. Это якобы была первая экспедиция.
В 2001 году в библиотеках и городском музее Амурска была распространена отпечатанная на пишущей машинке рукописная книга историка Оксаны Гайнутдиновой «По следам древних легенд. Часть 1: Легенды старого Чонга», где на странице 96 рисунок «Шаманское святилище Маглой». На предыдущих страницах легенда о том, как шаманы в старые времена привезли на Маглой валуны и принесли песок с разных концов Амура, а затем у ручья на склонах Маглоя построили каменное святилище с двумя каменными же истуканами у его входа. К святилищу наверх от ручья вела каменная лестница, а внутри сооружения якобы горел огонѐк. У меня сложилось такое впечатление, что историк либо сама лично видела это святилище и ездила к нему с той экспедицией конца 90-х, настолько детален рисунок с лежащими плитами, либо, скорее всего, воспроизвела рассказы моих друзей - краеведов.
Вторая археологическая экспедиция отправилась на гору Маглой в 2001-2005. По словам моих знакомых, еѐ участники ехали туда вдоль лесовозной трассы от ж\д станций Известкового и Малмыжа. Экспедиция тогда же опубликовала фотографию в наших газетах – то ли в «Амурской Заре», то ли в закрывшемся «Амурском Вестнике»: рядом с Маглоем, на вершине небольшой горы, сверху выступали тоже наподобие покореженной пирамиды бело-серые растресканные плиты.
Экспедиция вынесла вердикт: так называемое плиточное святилище Маглоя, - природные останцы, которые тянутся по сопкам вдоль ж\д станций. Камни как бы вмурованы в гору, выступая из неѐ группами.
В 2016 я узнал о третьей экспедиции к святилищу. Знакомые амурчане переслали мне четыре цветных фотографии раскопок гигантского сооружения у горы Маглой. На снимках виден поставленный рядом знак «Федеральный объект этнокультурного значения охраняется государством».
Проблема вот в чѐм. Если первая экспедиция нашла фундамент ЛЭП, а со страниц наших районных газет вторая научная экспедиция заявила, что святилище на Маглое природного происхождения, зачем тогда третьей экспедиции ставить знак «Федеральный объект этнокультурного значения»? Природное значение было бы понятно, но при чѐм тут этнокультурное? А, может быть, они установили страховочный знак для охраны раскопок?
Я так говорю, потому что есть Хабаровский краевой центр охраны памятников истории и культуры, он же ОПИК Хабаровск. На его сайтах
Таким образом, знак «Федеральный объект этнокультурного значения» на раскопках этого горного объекта был поставлен временно до выяснения его происхождения?
Нигде в научных сборниках и на сайтах Хабаровского края и Амурского района нет ни одного результата трѐх экспедиций к гипотетическому святилищу Маглоя. Кроме машинописного сборника легенд с рисунком в фондах библиотек и музея. Значит, они ничего археологического не нашли?
Давайте еще раз поглядим на рисунок и на снимки. Это стопроцентно два разных сооружения явно в различных местах. Мне краеведы рассказывали, и историк на рисунке показывает пещерное святилище внутри вершины горы с арочным входом и трехъярусной каменной плиточной крышей – вершиной. А на снимках торчащие из песка валуны, на которых положены плиты типа гробниц – дольменов, да впереди стоят два каменных столба, вообще-то напоминающие идолов. Это что-то совершенно разрушенное или природное. Два объекта, два святилища, - или одно до сих пор не найденное святилище и другое - природный останец плюс фундамент ЛЭП?!
Ни одна из всех трѐх экспедиций не указала, где у Маглоя находятся найденные ими объекты, то есть результаты экспедиций – фейковые, они никому ничего научного не дали, поэтому и не вошли в официальные списки.
А нужно ли тогда настоящее святилище искать вообще? Не исчезло ли оно полвека назад? Первостроители Амурска рассказывали мне в 2019, что в 1950-1960-х годах в тайге на хребте Джаки вокруг Маглоя стояли заросшие старинные деревянные святилища – бревенчатые срубы на сваях. Коммунистическая партия запрещала их трогать и говорить о них, чтобы не обижать коренных жителей. Скорее всего, мои друзья – краеведы имели в виду такие избушки. Все святилища и усыпальницы коренных жителей были деревянными избами на сваях. В таком случае, настоящего святилища Маглоя давно нет.
Или я неправ, и мы чего-то не знаем?..