Всего 48 состоявшихся выступлений - концерты и доклады. Докладов было всего два - дома у Кротова и на сходе АВП. Выступлений на квартирах и в частных домах - 11. Выступлений в пивных заведениях - 4. Организационных провалов - 7. Из них 3 - также в пивных. Пора прекращать иметь дело с пивбарами, хотя в этот раз их было меньше, чем во времена карантинных ограничений. Бывали также откровенно слабые результаты, но если какие-то песни прозвучали, это провалом не считается. А в целом провалы и слабые результаты обусловлены недостаточным временем планирования и неудачным сезоном: июнь - не сезон для выступлений.
Общий результат в целом довольно неплохой. По числу выступлений - наибольший в сравнении с прошлыми заездами. По числу публики, пожалуй, уступает тем временам, когда плотно гастролировал по деревням, где народу приходит стабильно больше. Но если считать с года 2019, когда переключился строго на города, нынешний заезд относительно неплох. Но ещё есть над чем работать.
Обломились Европа, Индия и даже Иран с Арменией. Повсеместный карантин стали снимать только ближе к лету. До тех пор наземные российские границы с большинством стран были перекрыты, а перелёты возле "жареного места" невозможны. И только когда в июне открылся Казахстан, я нырнул в него на обратной дороге - наконец, свобода!
Как и в былые заезды, я так и не вылез за пределы СНГ. Но продолжаю готовиться к выезду из русскоязычных стран. Казахстан в этом отношении мне нужен как трамплин, откуда мне ближе и проще лететь, во-первых, в Индию, а во-вторых, даёт возможность выйти из-под санкций. Пока только начал пробивать вопрос открытия счёта в казахстанском банке, чтобы иметь возможность совершать международные платежи и переводы, поскольку с российских пластиковых карт теперь это стало невозможно.
В этот заезд я объехал почти по периметру "жареное место": Гомель (Белоруссия), Брянск, Курск, Старый Оскол, Белгород, Воронеж, Ростов-на-Дону с пригородом, Таганрог, Крым и другие города чуть поодаль. В целом не создавалось никакого ощущения, что где-то в менее ста километрах рвутся снаряды и гибнут тысячи людей. В российских приграничных городах жизнь от этого никак не изменилась. Больше военных стало в поездах, хостелах, на вокзалах, а в остальном всё осталось прежним. Здесь царит жизнь всё также мирная и спокойная.
Развлекательные заведения продолжают работать. Репертуар - прежняя попса, либо что-то релаксационное и нейтральное. Вопросы если есть у тех немногих, кто может их задавать, то в плане, возможно ли вообще согласовать происходящее со своей совестью, или куда бы подавно свалить отсюда подальше. Многие посваливали в соседние и не очень страны, чтобы не связывать себя с государством, которое, по их мнению, развязывает войны. Страх перед туманным будущим тоже сыграл не последнюю роль. Другие бы хотели тоже уехать, да не могут себе такого позволить по тем или иным причинам - можно их понять. Но численность населения, видимо, в сумме не изменилась. На место уехавших пришли военные.
Кстати, в Белгороде я выступал за два дня, до того как там неподалёку громыхнуло. Через некоторое время там стало громыхать регулярно, и появились человеческие жертвы. Но все оставшиеся, видимо, склонны думать, что надо переждать немного, и всё закончится. Ну, а как ещё всё это уложить в голове?
Провалы и слабые результаты были и там, в неспокойных местах. Восприятие творчества в целом без особых ожиданий, без ажиотажа. Всеобщий пофигизм и спад энергетики остался такой же, как и до всех событий. И я задаю вопрос: что должно произойти, чтобы сознание людей поменялось?
Доводилось пересекаться и с военным контингентом в хостелах. Те не задают вопросов и не копаются глубоко в причинах. Они варятся в горячих последствиях. Из музыки многие предпочитают шансон. У них нет времени на долгие рассуждения - постоянно на службе. Чувствовалось волнение у некоторых.
На обратном пути останавливался у одного свалившего. Это был программист из Перми. В данный момент релоцировался в столицу Казахстана. Снимал апартаменты в той части города, состоящей из одних новостроек. Принимал прекрасно и щедро. Неравнодушен к происходящему. Поговорили о многом.
Насчёт других мест нашей необъятной отмечу Башкортостан, где в этот раз меня снова душевно приняли. Квартирник в Уфе провели у музыкального педагога, которая в прошлом была учителем Земфиры. К слову, она не единственный в этом отношении человек. Ещё задолго до этого визита я зондировал Уфу, и мне давали контакт женщины, тоже учительницы Земфиры. Но в тот раз решить вопрос с концертом не удалось. А в этот раз выяснилось, что тогда я писал совсем другой женщине. Более того - сейчас многие называют себя учителями Земфиры. Вывода напрашивается два: у Земфиры было много учителей, либо многие называют себя учителями Земфиры, чтобы поднять свой рейтинг учителя музыки. Как-то так.
Также неплохо встречали и слушали в Красноярске, Абакане, Бийске, Москве, Таганроге, Липецке, Подольске, Орле, Калуге, Туле. В остальных городах более-менее штатно прошло. Обошлось без ЧП и эксцессов. Ущербы если были, то по причине моей рассеянности - забытых вещей по всей стране было много.
Казахстан был в этот раз довольно развесёлым и пьяным (впрочем, как и в тот раз, в 2019 году) - пивбары, да посиделки вплоть до глубокой ночи. Из-за этих поздних тусовок я даже проспал свой поезд в Уральске (впервые такое!), который уехал без меня в Актобе в 7 утра. Пришлось втридорога ехать на частной машине, потому что автобус из Уральска в Актобе не ходит. Единственный удачный и цивильный концерт был в Павлодаре.
С Беларусью глухо и волокитно. Там только два города я посетил: Гомель, Витебск. Но это уже больше, чем в прошлый раз, когда заезжал только в Гомель. Пытаться выступать в странах с тоталитарным режимом довольно трудно. Каждый концерт - это всегда чья-то инициатива на месте. Но когда инициатива постоянно наказуема, задача сильно усложняется. Хотя в целом белорусы мне нравятся.
Менталитет последних характерен на примере недавней ситуации. Высаживаюсь с поезда в Витебске. Весна. Было прохладно. Но я уже по-летнему. Жду трамвай. Я был в международном роуминге, и чтобы лишний раз не лезть в интернет, выписал себе нужные номера трамваев. Подходит один - кажется, не мой. Хотя было сомнение, правильно ли я себе выписал. Тут ко мне обращается женщина рядом:
- Садитесь!
- Да я на следующий сяду. Этот не знаю, куда идёт.
- Да они все в одну сторону идут. Куда вам надо? Садитесь!
Будто бы она мои колебания сразу угадала. Действительно, до моей остановки идёт любой трамвай - водитель тут же подтвердил. Она просто увидела меня одетого не по сезону, стоящего под влажным ветром, и решила, что мне надо срочно в вагон трамвая, чтобы не мёрзнуть на улице. Забота в крови.
Цены на проезды в Беларуси и Казахстане в два, а то и в три раза дешевле, чем в России. Жалко, что эти страны имеют малую протяжённость, а то бы ездил по ним через всю Евразию - кучу средств бы сэкономил. Продовольствие примерно по российским ценам. Но если что-то попадается из местных продуктов, местной выпечки, то тоже может быть очень дёшево. Коммунальные платежи тоже недорогие. Хорошее место для всяких удалёнщиков - можно засесть в дешёвой стране, а работать на буржуев.
Заграница пока трудно поддаётся, но я не оставляю попыток навести мосты в нерусских странах. Надеюсь на будущее невзирая на любые обстоятельства.