В XIX веке английский десант, намеревавшийся во время Крымской войны захватить пост Де-Кастри в заливе Чихачева, был остановлен одним выстрелом: потеряв командира, нападавшие отступили. История, как утверждают мудрецы, может повторяться, но уже только в виде фарса. И он произошел - полтора века спустя.
С. Хохлов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Но выстрел не вышел, ибо доселе безотказное партийное оружие дало осечку.
В списке соискателей кресла главы села Де-Кастри, единственного поселения в крае, до недавнего времени имевшего бездефицитный бюджет, оказалось восемь человек. На стадии проверки подписных листов удалось «отсеять» только одного кандидата. И пять зарегистрированных претендентов оказались с официальным представителем «Единой России» Сергеем Георгиевским по разную сторону избирательной баррикады. Причем противостояли ему не только поддержанный коммунистами Александр Сергеев и беспартийный Николай Перышков, но и формальные единороссы - местные чиновники и хозяйственные руководители.
Еще печальнее (для партии власти) выглядел список претендентов на вхождение в состав Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения: все 20 зарегистрированных кандидатов были самовыдвиженцами, причем добрая половина из них состояла на учете в первичной организации «Единой России»! Среди них - и лидер сельских «медведей» Татьяна Кривоногова, и нынешняя хозяйка села Ольга Зайнулина, и бывшие секретари единороссовской первички Александр Ерин и Лидия Титова.
Кандидаты-единороссы ухитрились за несколько недель агитации вылить друг на друга столько ушатов компромата, что потребовалось вмешательство арбитра самого крупного уровня.
Вернуть избирательную кампанию в спокойное русло «десантники» намеревались одним точным «выстрелом». Николай Перышков уже подвергался остракизму, когда его «ушли» с поста председателя сельского совета депутатов. Уязвим он и ныне: весь бизнес местного олигарха полностью зависит от отношения к нему властной вертикали. Потому ему был подан знак к примирению - предложено вступление в «Единую Россию».
Гораздо труднее было принять решение по Лидии Титовой, ныне лидеру местных экологов и руководителю сельской женской организации, а в недавнем прошлом - организатору сельской и районной организации «Отечество» и руководителю районного исполкома «Единой России». Правда, в последние годы неоднократно поднимался вопрос об ее исключении из «медвежьего» стана - за критику партии власти.
На этот раз перед десантом из краевого центра стояла дилемма: что лучше - исключить ее из партийных рядов или уговорить снять свою кандидатуру? Не удалось ни то и ни другое.
Четверку кандидатов-самовыдвиженцев пригласили на беседу. Сергей Хохлов отрекомендовался председателем Законодательной думы Хабаровского края, представил он и Юрия Сировского, руководителя аппарата законодательного органа, и хорошо известного де-кастринцам главу Ульчского района Юрия Данкана. И грозно спросил своих крамольных собеседниц: по какому праву они, члены партии «Единая Россия», выдвинули свои кандидатуры и ведут агитацию вразрез линии партии власти? И получил неожиданный отпор - вопрос вернулся к нему рикошетом: а по какому праву он, председатель краевой думы, органа хоть и закрытого для дискуссии, но многопартийного, занялся решением проблем одной партии, хоть и партии власти?
И еще спросили в лоб: уж не за средства ли краевого законодательного органа прибыли в де-кастринскую тьмутаракань краевые гости? И пообещали сделать на этот счет запрос в прокуратуру: ведь заниматься решением партийных дел даже второе лицо в крае и лидер регионального отделения «Единой России» мог, согласно ст. 52 Избирательного кодекса, только в арендованном помещении, а доставка самолетом и служебными автомобилями должна оплачиваться из избирательного фонда партии.
И добавили, что закон одинаков для всех: каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным. И отвечать за свои поступки.
Кстати, прецедент привлечения к ответу за использование служебного положения уже есть: начальник Николаевского-на-Амуре авиаотряда беспартийный Валерий Долматов был некогда снят с выборной гонки за то, что занимался в Охотске агитацией, не оплатив из выборного фонда пролет в самолете собственного авиаотряда.
Обстановка борьбы между кандидатами от «Единой России» сложилась не только в Де-Кастри. Члены регионального политсовета колесят ныне, по имеющимся у нас сведениям, по городам и весям, стараясь в спешном порядке разрулить ситуацию, дабы не размыть к 10 октября голоса сторонников партии власти и не усилить позиции кандидатов от оппозиции. Были они отмечены во многих населенных пунктах, где не удалось в стадии регистрации расчистить политическое поле для «правильных» кандидатов, где жителям самим предстоит определять принадлежность депутатских и мэрских кресел. Похоже, направляемая демократия начала давать сбои?
Валерий Резвов,
«Хабаровский Экспресс», 26 сентября - 6 октября 2010, № 40(891)