В. Шпорт, В. Ишаев
В. Шпорт, В. Ишаев

Вчера по итогам облета приграничных территорий вблизи Хабаровска полпред президента в ДФО Виктор Ишаев, не называя конкретного адресата своих высказываний, в довольно жесткой форме указал на необходимость берегоукрепительных работ на Большом Уссурийском острове, а также высказал сомнения в необходимости строительства моста к острову от российского берега и создания там торгово-развлекательной зоны. Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт неделей ранее заявил „Ъ“, что знаком с ситуацией на острове, однако работы по укреплению берега невозможны без решения федеральных властей и привлечения частных инвестиций.

 

Вчера полпред Виктор Ишаев заявил о срочной необходимости укрепления берега острова Большой Уссурийский в его российской части. К такому выводу полпред пришел в ходе инспектирования с воздуха границы по реке Амур до китайского города Фуюань, осмотра протоки Казакевичево и визита на российскую часть Большого Уссурийского острова.

 

На встрече с пограничниками в присутствии начальника пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО Александра Костюченко военные рассказали полпреду о том, что российская часть острова начала размываться и уменьшаться. По данным пограничников, только в этом году берег отступил «более, чем на 10 метров», уже приблизился к пограничной смотровой вышке и к православной часовне святого воина-мученика Виктора. Полпред выразил обеспокоенность тем фактом, что работы по укреплению берега острова Большой Уссурийский российской стороной совсем не ведутся, китайская, напротив, активно «бетонирует» свой берег. «Мы должны срочно приступить к берегоукрепительным работам. Смотрите, что происходит — меняется русло реки, подмывается пограничный пост. У дальневосточников, хабаровчан, у правительства Хабаровского края должна болеть душа за этот остров, за свою границу, за построенную здесь часовню»,— отметил Виктор Ишаев.

 

Отметим, что неделей раньше губернатор края Вячеслав Шпорт на пресс-конференции, отвечая на вопрос „Ъ“, заявил, что осведомлен о проблеме размыва берегов Большого Уссурийского. «Да, остров размывается, и я там сам бывал, и не раз, и это видел. Мы сейчас разрабатываем проектную документацию, и часть берега начнем укреплять сами. Кроме того, мы обратились в федеральный центр с тем, чтобы нам выделили средства, поскольку берегоукрепительные работы — это полномочия федеральные. Вопрос сейчас в проработке», — сообщил господин Шпорт, отметив необходимость привлечения частных инвестиций к освоению приграничной территории. Так, в правительстве края активно обсуждается проект создания совместной российско-китайской торговой и туристско-рекреационной зоны, предусматривающий строительство на Большом Уссурийском острове таможенно-пограничного перехода и постоянно действующего моста вместо ныне существующего понтонного.

 

Вчера господин Ишаев выразил сомнение в целесообразности соединения двух стран мостовым переходом. «Они (КНР. — „Ъ“) строят мост, чтобы остров у Хабаровска использовать как транзит, и подталкивают российскую сторону к строительству моста. Что мы будем возить по этому мосту? Нам возить нечего. Стоит ли нам быть просто транзитной территорией? Я думаю, что это не надо делать»,— заявил вчера полпред, осмотрев границу с воздуха. В начале октября он на пресс-конференции в полпредстве уже высказывался на эту тему: «Мысль о том, что начнется строительство мостового перехода, и все хабаровчане от этого расцветут, она немножко смешная. Или непрофессиональная».

 

Вчера после встречи с пограничниками господин Ишаев заявил, что доложит о создавшейся ситуации президенту РФ Дмитрию Медведеву. «Деньги здесь не в счет. Мы не должны говорить о том, за счет кого должны вестись укрепработы, а должны громко озвучивать существующую проблему и предпринимать соответствующие безотлагательные меры»,— резюмировал полпред.

 

«Проблема размыва берегов не нова. Китай уже 15 лет строит бетонированные берега, от которых вода отражается и размывает российский берег Амура. Да и между Виктором Ишаевым и Вячеславом Шпортом уже полтора года есть напряженность в отношениях»,— прокомментировал вчера на условиях анонимности полемику между губернатором и полпредом один из хабаровских политологов. «С самого начала Виктор Ишаев построил всю сеть управления регионом. Когда его сняли и назначили на должность полпреда, у которого ни бюджета, ни санкций, ни рычагов реальных, ничего нет, — это совсем другое дело. А у губернатора ресурсы иные»,— сказал собеседник „Ъ“. «Любой шаг губернатора Шпорта полпред Ишаев воспринимает скептически. Лучше бы им работать вместе, чем делать взаимные уколы»,— считает политолог.

 

Евгения Сычева, Дмитрий Щербаков,

Коммерсантъ(Хабаровск) № 192 (4490) от 15.10.10

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1522134

----------

 

Как делили Большой Уссурийский

история вопроса

 

По Пекинскому договору 1860 года российско-китайская граница в районе Хабаровска проходила по южному берегу Амура и Уссури, и, соответственно, острова Тарабаров и Большой Уссурийский являлись российскими. В 1991 году было заключено межправительственное соглашение, согласно которому граница была проведена преимущественно по главному фарватеру Амура. Таким образом, часть островов, ранее принадлежавших СССР, отошла Китаю (например, остров Даманский, пограничный конфликт из-за которого произошел в 1969 году). Острова Тарабаров и Большой Уссурийский, а также остров Большой на реке Аргунь были выведены за рамки соглашения. Китай продолжал считать эти острова спорными.

 

Дополнительное соглашение «О российско-китайской межгосударственной границе на ее Восточной части» было подписано президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао в 2004 году в Пекине. Дополнительный протокол-описание линии границы был подписан главой МИД РФ Сергеем Лавровым и его китайским коллегой Ян Цзечи в Пекине в июле 2008 года. Согласно этим документам, Китаю было передано около 337 кв. км территории России, в том числе остров Тарабаров (в китайском варианте — Иньлундао, остров Серебряного Дракона) и половина острова Большой Уссурийский (Хэйсяцзыдао, остров Черного Медведя) у слияния рек Амур и Уссури. Данные территории входили в Хабаровский сельский район и Индустриальный район города Хабаровска. На российской территории Большого Уссурийского острова осталась часовня святого воина-мученика Виктора, ради которой линия границы с Китаем была смещена. Часовня была возведена по инициативе тогдашнего губернатора края Виктора Ишаева, который всегда был сторонником активных берегоукрепительных работ на островах, но никогда публично не выступал против демаркации границы в пользу КНР.

 

http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1522135

 

Большой Уссурийский остров, Хабаровский край/ Источник: «КП» - Хабаровск», 05.10.2010, http://www.spb.kp.ru/daily/24569/741732/
Большой Уссурийский остров, Хабаровский край/ Источник: «КП» - Хабаровск», 05.10.2010, http://www.spb.kp.ru/daily/24569/741732/

 

Большая стройка на Большом Уссурийском

 

Прошло пять лет с тех пор, как некогда спорные острова перешли Китаю. Что строят соседи на своей части острова и что происходит на нашей, выясняла «Комсомолка».

 

Сегодня Хэйсяцзы-Дао, что в переводе означает остров Черного медведя (именно так жители Поднебесной называют Большой Уссурийский остров), поделен между государствами пополам. При передаче половины земли китайцам, оказалось, что новая  граница проходит прямо через часовню воина мученика Виктора, поставленного на острове в  1999 году в память о бойцах, погибших при защите дальневосточных рубежей. Часовня на нашей стороне, а крыльцо и вход в нее - на иностранной. Пришлось государственным мужам подвинуть рубеж на 400 метров ближе к китайцам.

 

Казакевичево: посторонним въезд по пропускам

 

На сам остров можно перебраться или через поселок Осиновая Речка по понтонному мосту за плату, или из поселка Казакевичево. Этот район считается приграничным, попасть сюда можно по специальному пропуску, который есть у каждого жителя поселка. Некоторым нравится жить в таком специальном районе - лишних людей в поселке не бывает, люди бросают машины, некоторые даже двери в дома не закрывают. Некоторые обзавелись здесь коттеджами - территория кажется безопасной. Пограничники на пропускном посту своего рода секьюрити - незваные гости не пройдут.

 

Уже с местной набережной хорошо видно, какая на  китайской стороне  идет масштабная стройка - расстояние до косы, разделяющей бывшую Казакевичевскую протоку и Уссури,  не больше километра. Они уже построили мост на Большой Уссурийский - на понтонном причале, который используют для монтажа мостовых конструкций, тут и там видны рабочие, гудит строительная техника.

 

Но наиболее интересное - на самой косе. Здесь наши соседи возводят площадь Солнца. Уже видны контуры будущих зданий, выполненных в восточном стиле. Через пару лет это будет  главным туристическим центром для нашего брата.

 

- Очень плохо, прежде всего, что вообще пол острова отдали, - жалуется жительница Казакевичево  Ольга Ивановна. - Теперь покоя не будет ни от китайцев, ни от наших. А то место, где у них будет площадь, раньше было русским. Мы на косу  за ягодами на лодке плавали. Ну и целоваться тоже с парнями.

 

В самом поселке людей в этот день мало - все собрались в клубе поздравить своих ветеранов с победой во Второй мировой войне. За накрытым столом главное лицо не глава поселковый, а 85-летний дедушка Лончаков из знаменитой династии пограничников. В их честь в крае даже заставу назвали. Про деда Сашу ходят вполне достоверные слухи, что день он начинает и заканчивает  с обзора в бинокль пограничной территории. Несмотря на пенсионный возраст, задерживает китайских браконьеров, контрабандистов и нелегальных гастарбайтеров каждый  год. Еще и бабушка ему помогает.

 

- То, что китайцы совсем рядом с нами, мы привыкли, - рассказывает Александр Владимирович, крепко пожимая журналистскую руку. -   Меня молодого еще мужики, которым не хватило, на косу в Усунчжень, что за косой, за спиртом постоянно гоняли. На деревянные рубли покупали мы там еще  шелк и муку «тридцатку». А их бабы к нам в больницу рожать приезжали - своих акушеров не было.

 

К передаче Большого Уссурийского в Казакевичево все относятся с осторожностью. Многие косили там лучшее в округе сено. На угодьях, доставшихся соседям, осталась и пернатая дичь - утки и цапли, нерестилища частиковых и осетровых видов рыб.

 

На бывшей протоке Казакевичевской, а ныне Фуюаньской,  китайцы чувствуют себя настоящими хозяевами.  По реке носятся джонки с моторами - перевозят  грузы и рабсилу. Пограничники на заставе с хитрым прищуром  надменно рассматривают в бинокль нашу часть острова. Им есть чем гордиться. Кроме дамбы и этого моста, у них уже построен второй мост, связывающий с Черным медведем Фуюань. С нашего берега его просто не видно.

 

На российской стороне тоже идет строительство. Два пограничника под бдительным руководством  переодетого в гражданское офицера  отсыпают берег, на краю которого стоит наш наблюдательный пункт. Построили его в одно время вместе с часовней. До воды тогда было 50 метров. За одиннадцать лет река их смыла.

 

- В пятистах метрах от возводимого моста вниз по течению  китайцы недавно построили  дамбу, - рассказали нам в Казакевичево. - Она перекрывает протоку более чем наполовину. Нас успокаивают, что дамба временная, предназначена для строительства моста. Но ведь мост уже построили!

 

Дамба возведена на китайской территории в районе 2 километров Фуюаньской протоки 5 августа 2010 года. Длина - 350 метров, ширина - 7,3 метра. Участок полотна, прилегающий  к китайской части острова, выполнен  в виде пяти раздвижных барж-понтонов водоизмещением до одной тысячи тонн, грузоподъемностью до 55 тонн. Для возможности прохода  китайских грузовых судов к мосту со стороны Уссури баржи разводятся до 70 метров.

 

Оказывается, в районе Фуюаня с момента передачи острова, давно стоит подобное гидрологическое сооружение. Строя его, китайцы сбрасывали на дно протоки списанную тяжелую технику, ржавые автобусы и автомобили. А нас также успокаивали, что дамба - временная. Действительно, со временем полметра земли  сверху дамбы для видимости убрали. А железо осталось.

 

Из-за всех этих непонятных работ течение в протоке значительно усилилось и  поменяло первоначальное направление,  со всей силы  вгрызаясь теперь в российский берег.

 

Хотя где-то на Большом Уссурийском есть и дачи хабаровчан, и брошенный военный городок, в котором, опять же по слухам, нелегально существуют лица без определенного места жительства. Прилегающий к городку укрепрайон вместе с танками, дзотами, пушечными комплексами, а также огородами достался китайцам.

 

Фуюань - дорога в мир?

 

На ту часть острова, где этаким пограничным столбом возвышается часовня святого Виктора, добираемся на катере береговой охраны. И если на китайской части острова во всю кипит работа, у нас только двое работяг с лопатами возле наблюдательного пункта - укрепляют берег: большая вода разрушает его.

 

Взбираемся на вышку, смотрим через объектив фотоаппарата на сторону соседей. Китайские пограничники с интересом рассматривают в бинокль нас.

 

Чуть дальше наблюдательной вышки - часовня святого Виктора. Двери туда открыты, нам говорят, что частенько здесь бывает отец Сергий. На крыльце часовни открывается превосходный вид на китайскую сторону. Возможно, совсем скоро именно сюда хабаровчане станут приезжать. Еще один город приграничной торговли вроде Фуюаня намечается. Добраться сюда из Хабаровска будет несложно, особенно увеличится поток наших граждан, если в Фуюане построят аэропорт, откуда откроются небесные горизонты во все уголки мира. Цены на китайские авиабилеты славятся своей демократичностью.

 

Китайская сторона активно осваивает новые для своей стороны островные территории, но подобная стройка требует таких же движений и со стороны России. Есть целая программа развития острова, но пока здесь затишье. А ведь развитие инфраструктуры на острове - это развитие поселка Казакевичево, создание новых рабочих мест. Да и в целом проект весьма выгоден экономически.  Надо только начать...

 

На обратном пути с Большого Уссурийского по Амурской протоке нам навстречу на катере пронесся отец Сергий, озабочено вглядывающийся в сторону храма и китайских строек.

 

Мост на остров есть. Но пока на бумаге

 

Без стационарного перехода на остров - не сделать климат на Большом Уссурийском привлекательным для инвесторов. Мост с финансовой точки зрения - проект затратный. По первоначальным планам, строительство моста было запланировано на 2011 год. Причем в федеральной целевой программе «Дальний Восток и Забайкалье» на эти цели было предусмотрено свыше двух миллиардов рублей, включая и краевые деньги в размере 596 миллионов. Однако после проведенных экспертиз и более тщательных обсчетов сумма возросла до 5 миллиардов 497 миллионов рублей. Китайской стороне потребовалось пять месяцев, чтобы закончить строительство моста через протоку Казакевичево.

 

Проект строительства моста «лежит» в створе ратифицированных договоренностей, он будет содействовать развитию приграничных территорий и самого острова, а с третьей стороны облегчит выход на наши федеральные трассы: «Амур - Чита», «Уссури - Хабаровск - Владивосток». Кроме того, откроет путь через участок «Ванино - Лидога» - к морю, к контейнерным перевозкам. С точки зрения экономической, проект совершенно понятен.

 

Кстати, у «Росграницы» есть свой проект. Его планируют начать с 2012 года. Программа, предусматривает создание мощнейшего пункта пропуска на Большой Уссурийский: стоимость его - один миллиард 200 миллионов рублей. К этому проекту будет приращиваться вся инфраструктура - тот проект освоения Большого Уссурийского острова, который подразумевает и развлекательную часть, и медицину, и сельское хозяйство. Но это только второй шаг. А тут и на первый мы пока не решаемся.

 

Справка «КП»

 

Остров Большой Уссурийский , Хэйсяцзы-Дао - большой речной остров на реке Амур и устье Уссури. Территория от 327 до 350  квадратных километров, в зависимости  от уровня реки.

 

Большой Уссурийский вместе с соседним островом Тарабаров  и окружающими их мелкими островами с 1929 года захвачены советскими войсками СССР, после распада которого остались принадлежать Российской Федерации. С 1964 года территория оспаривалась Китаем. В 2005 году  западная часть Большого Уссурийского, весь  Тарабаров и некоторые мелкие острова в результате демаркации российско-китайской границы  были переданы КНР, что вызвало неоднозначную реакцию в обществе.14 октября 2008 года по соглашению между руководством России и КНР остров Тарабаров и половина острова Большой Уссурийский были переданы Китаю. В восточной части острова находится русский посёлок Уссурийский (Чумка) с населением около 400 человек, административно относящийся к Хабаровску.

 

Влад Серебренников, Ксения Исаева,

«Комсомольская правда» - Хабаровск», 07.09.10

http://hab.kp.ru/daily/24553/729460/

.