В Хабаровске прошлый понедельник ознаменовался студенческой смутой в Дальневосточном госуниверситете путей сообщения (ДВГУПС). Утром 1 ноября несколько сотен учащихся собрались у парадного крыльца своей альма-матер и провели там акцию неповиновения, на полчаса затянув начало занятий. Так они протестовали против лишения должности директора входящего в университет Института транспортного строительства Сергея Кудрявцева. Правда, студенты, наверное, даже не догадывались, что их акция оказалась направленной не столько в защиту любимого профессора, сколько на подрыв «управляемой демократии».

 

 

Первый массовый

 

В нашем крае, где 11 госвузов, это - первый случай такого массового и открытого протеста студентов. Причем, акция неповиновения произошла не где-нибудь, а в ДВГУПС, который входит в тройку ведущих вузов Дальнего Востока. Кроме того, президент ДВГУПС Виктор Григоренко возглавляет совет ректоров вузов края и является депутатом краевой думы (прошел по спискам «Единой России»). Правда, решение, вызвавшее протест студенчества, исходило не от него, а от ректората вуза, возглавляемого Борисом Дынькиным. Именно он подписал приказ об увольнении Сергея Кудрявцева с должности директора (декана) Института транспортного строительства (ИТС).

 

О кадровом решении студенты узнали, когда увольнительный приказ уже был подписан. И вышли на свежий воздух у парадного входа. «Первое краевое телевидение» дало небольшой сюжет об акции. Показали замдиректора, призывавшую всех идти на занятия. В кадр попало и заявление об увольнении Сергея Кудрявцева «по собственному желанию».

 

Получили слово и протестующие. «Его как бы принудительно сняли с должности. Мы об этом знаем и возмущаемся. Все студенты с 1 по 5 курсы оказались здесь, на улице, чтобы поддержать профессора», - пояснила в камеру девушка-студентка. Другая добавила: «Он нам - не просто декан, а как родной отец. И если бы не он, половина нашего курса вообще бы не закончила институт».

 

Мелкие придирки

 

Одна из сотрудниц вуза высказала нам свое мнение на условиях анонимности. По ее словам, как только г-н Дынькин заступил 7 декабря 2007 г. на должность ректора (сменив на этом посту г-на Григоренко), сразу якобы «началась травля неугодных».

 

- Кстати, в тот день, когда новый ректор давал фуршет в своем кабинете по случаю вступления в должность, был убит студент Немцов. Буквально после этого Дынькин начал убирать тех, кто был не за него, - вспоминает наша собеседница. - К примеру, уже через неделю «ушел» проректор Сергей Иванилов. Причем его лишили права заходить в здание университета!

 

Как новый ректор мог определить тех, кто не за него? Очень просто. Оказывается, выборы ректора на общевузовской конференции проходили при открытых выступлениях с трибуны. Стало быть, г-н Дынькин видел, кто был против него.

 

- Если не ошибаюсь, за три года ректорства Дынькина вуз покинули около десятка ведущих специалистов - докторов и кандидатов наук, которым фактически не дали работать, - припомнила наша собеседница. - Думаю, с Сергеем Анатольевичем поступили примерно так же. Сказали ему, что если не напишешь, мол, заявление «по собственному», то уволим по статье. И сейчас этот институт фактически обезглавлен. Никто не хочет идти на это место. Ибо все знают, что во время выборов ректора этот институт выступал не за Дынькина.

 

Однако услышали мы и иную версию от его коллег. Мол, для увольнения г-на Кудрявцева с должности директора ИТС были причины. Он имел уже три выговора. За что? «Например, за то, что не все студенты прошли флюорографию, - сообщили в университете. - И ректор не мог поступить иначе. Ведь за флюорографию с него строго спрашивает Минздрав».

 

Анонимная защитница опального профессора привела контрдовод: «Зато в ИТС на высоком уровне и наука, и прочие показатели, которые сделали этот институт востребованным и престижным. Я считаю, что все три выговора Кудрявцеву - это придирки».

 

«Политическая» версия

 

Только на Сахалине нам удалось найти человека, который высказал свое мнение открыто. Это бывший директор Сахалинского института железнодорожного транспорта (филиал ДВГУПС) Любовь Аршинская. Она проработала в СахИЖТе 22 года, из них 12 лет - директором. И не имела ни одного взыскания, пока ректором ДВГУПС не стал г-н Дынькин. В итоге этим летом Любовь Александровна была вынуждена уволиться. И тоже - «по собственному желанию». Правда, со скандалом.

 

- Всё началось 30 ноября 2007 года, с выборов нового ректора, - вспоминает г-жа Аршинская. - На момент дня выборов у Дынькина был всего один конкурент. Периферийные институты (филиалы университета) тоже принимали участие в голосовании. Голосование было тайным, но кто за какого претендента проголосовал, было ясно уже из выступлений участников конференции. И потом директоров двух филиалов, которые подали свои голоса не за Дынькина, вынудили уволиться.

 

Как это было сделано? Уже с апреля 2008 г. в сахалинский филиал стали наезжать из Хабаровска различные комиссии. В итоге, по словам г-жи Аршинской, против нее были выдвинуты надуманные обвинения в совершении преступления.

 

- Было даже задержание в аэропорту Хабаровска, когда я по «вызову» ректора прилетела на заседание учёного совета. Было и заявление Дынькина в правоохранительные органы по факту якобы хищения мною денежных средств из кассы института, - вспоминает Любовь Александровна. - Конечно, потом ничего не подтвердилось, но сколько мне это стоило здоровья и сил! В ход шли самые подлые методы - а вдруг где-то да выстрелит. Короче говоря, в 2008 г. мне влепили два выговора и сразу уволили. Меня восстановил Хабаровский суд.

 

В общем, я продолжала работать, а руководство ДВГУПС продолжало методичные попытки от меня избавиться. И когда я опять стала получать выговор за выговором (причины по значимости примерно как у Сергея Анатольевича), то я не выдержала и написала заявление об увольнении по собственному желанию.

 

Крах директорской карьеры г-на Кудрявцева тоже был предрешен, видимо, еще в момент выборов ректора в ноябре 2007 г. Ибо тогда претендентов на этот пост было всего два: Борис Дынькин и ...Сергей Кудрявцев. Более того, весы предпочтений вначале склонялись в сторону последнего. Однако тогда слово взял «политический тяжеловес» г-н Григоренко и высказался «за» г-на Дынькина. В итоге нынешний ректор победил с минимальным преимуществом.

 

«Полагаю, г-н Дынькин сейчас целенаправленно убирает конкурентов. Ведь не за горами новые выборы ректора», - считает г-жа Аршинская.

 

Правда, впереди еще два года. Поэтому есть мнение, что г-н Дынькин, как опытный стратег, «начал отстрел своих основных конкурентов еще на дальних подступах». Так сказать, претворяет в жизнь управляемую демократию. Как утверждают политологи, все нынешние элиты четко формулируют свой стратегический интерес - сохранение статус-кво. А естественным средством решения этой задачи является ограничение конкуренции, что и составляет сущность «управляемой демократии».

 

Выходит, студенты протестовали, по большому счету, против управляемой демократии. Правда, сами они вряд ли это осознавали. Ректора ДВГУПС Бориса Дынькина, к сожалению, нам застать не удалось. Надеемся получить его комментарий в ближайшее время. Г-н Кудрявцев, по непроверенным данным, остается в системе вуза на преподавательской работе.

 

Ирина Харитонова,

«Хабаровский Экспресс», 10 - 17 ноября 2010, № 46(897)

http://www.habex.ru/paper/167/2644/

.