Первый заместитель Г.Фатеева Андрей Коновод, который давал санкцию на задержание Чулкова, Бабака и Черея, сегодня исполняет обязанности начальника Следственного управления с перспективой в дальнейшем избавиться от приставки «и.о.» |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«Новой» стали известны новые подробности этого громкого дела. По нашей информации, высокопоставленные следователи и их подчиненные могли стать жертвами многоходовой комбинации по дискредитации, связанной с активным расследованием ряда серьезных коррупционных дел. Основное из которых - нецелевое расходование бюджетных средств при организации строительства федеральной трассы Чита-Хабаровск. [см. также Накат].
Есть в Хабаровске государственное предприятие под названием Департамент строительства дорог «Дальний Восток», сокращенно ФГУ ДСД. Против руководства этой организации следственное управление СКП по Хабаровскому краю на протяжении нескольких месяцев вело расследование о нецелевом использовании бюджетных средств. В частности, арестованный старший следователь по особо важным делам Александр Чулков подозревал руководителя этой организации Швецова и его заместителя Мирсияпова в том, что они за государственный счет оплачивали себе многочисленные поездки в Москву и в Казань (откуда родом был, собственно, Мирсияпов). Именно Департамент строительства дорог в лице Мирсияпова и разыгрывают тендеры между предпринимателями на многомиллиардные суммы.
Летом 2009 года хабаровские предприниматели и партнеры Роман Багромян и Михаил Козак тоже решили поучаствовать в тендерах, проводимых ФГУ ДСД «Дальний Восток». Однако, предварительное изучение условий конкурсной заявки и предоставление документации необходимой для участия в тендерах, однозначно исключало возможность участия в конкурсе ООО «ДВ Альянс», подконтрольное Багромяну и Козаку, так как у них в собственности были лишь грузовые автомобили, а в условиях заявки выдвигались иные требования к участникам. Такой диагноз планам предпринимателей поставил приглашенный юрист Дмитрий Черей, в прошлом майор милиции, специализирующийся именно в вопросах экономической безопасности. В ходе одной из встреч Дмитрию Черею сообщили, что Багромян с Козаком уже обращались в ФГУ ДСД «Дальний Восток» и что они приняли решение о привлечении в качестве участника конкурса Николая Дробязко. (Дробязко был бывшим партнером Багромяна и Козака, а так же являлся руководителем ООО МИП «Восток» и осуществлял субподрядные работы для ОАО «РЖД»).
Из показаний Дмитрия Черея: «После этого, на них (Багромяна и Козака – прим. ред.) вышел сотрудник УФСБ по Хабаровскому краю Пехов В. Г., который пообещал им успех в получении государственного контракта за вознаграждении в 10% от стоимости контракта, заверив в том, что имеет очень хорошие связи в ФГУ ДСД «Дальний Восток», а именно в лице начальника по безопасности ФГУ ДСД «Дальний Восток» Селиванова и председателя конкурсной комиссии ФГУ ДСД «Дальний Восток» Мерсояпова. При этом Пехов В.Г. настаивал, что 10% нужно платить заранее, так как ему нужно заплатить Селиванову и Мерсояпову, в противном случае конкурсную заявку ООО «ДВ Альянса» даже не примут к рассмотрению и отклонят на стадии ее подачи».
Как потом выяснится, начальник безопасности ФГУ ДСД Селиванов был сослуживцем и другом Вадима Пехова. Он, не скрываясь, рассказывает следователям о своих, параллельных государственной службе, коммерческих делах. Из показаний Вадима Пехова: «Я созвонился с Дробязко Н.А. и договорился с ним о встрече. По результатам разговора между нами была достигнута договоренность об оказании мной консультативной помощи в участие в конкурсе на проведение подряда. … По обоюдному согласию, Дробязко Н.А. на тот момент определил мне вознаграждение в сумме 1,8% от стоимости контракта».
9 октября 2009 года компания Николая Дробязко ООО МИП «Дальний Восток» действительно подало свою заявку в отдел размещения государственного заказа ФГУ ДСД «Дальний Восток». Но неожиданно конкурс выиграла другая более крупная компания ЗАО «Асфальт».
Из показаний Дмитрия Черея: «Пехов заверял меня, что он выигрыш ООО МИП «Дальний Восток» со всеми согласовал и люди в ФГУ ДСД согласны ждать денег с авансовых платежей по государственному контракту. При этом говорил, что он лично и руководство ФГУ ДСД могут иметь проблемы с правоохранительными органами, так как на тот момент они уже имелись с сотрудниками СУ СК при прокуратуре по Хабаровскому краю, которые постоянно «роют» под членов конкурсной комиссии и руководство ФГУ ДСД. За несколько дней до тендера, выяснилось, что председателем комиссии должна быть женщина, приехавшая из Москвы, фамилию не знаю. Она, как утверждал Пехов В.Г., открыто симпатизировала ЗАО «Асфальт». При оценке конкурсантов председатель из Москвы отдала победу ЗАО «Асфальт»».
Но этот государственный контракт Николай Дробязко все-таки получит. При рассмотрении жалобы на проведение конкурса в Федеральной антимонопольной службе по Хабаровскому краю выяснится, что в заявке ЗАО «Асфальт» были не правильно оформлены некоторые документы. Итоги конкурса были отменены, а в ходе нового аукциона победителем признают ООО МИП «Дальний Восток».
Но победа в конкурсе и начала строительных работ не избавила Николая Дробязко и его компаньонов от проблем, их становится только больше, что и приводит всех ко внутреннему конфликту.
Из показаний Дмитрия Черея, подтвержденные рядом других свидетелей: «В последующем Багромян сообщил мне, что он с Дробязко заключил договор на предоставление транспортных услуг. Но в ходе работы у них возникают недопонимания в правильности применения тарифов на перевозки, что Дробязко постоянно занижает тарифы. Недовольство в совместной работе начались практически в самом начале строительства. В связи с тем, что первоначальная сметная стоимость строительства участка, скорректированная мошенническим путем, Мирсияповым и Пеховым явно не соответствовала фактическим затратам и Дробязко пытался экономить на материалах и услугах, в том числе, идя на конфликт со своими давними партнерами.
Накал конфликта партнеров был не только из-за несогласованности в тарифах, но и из-за неграмотного, по мнению Багромян Р.А. и Козак М.С, менеджмента Дробязко. Так Дробязко приобрел дорогостоящую технику с авансового платежа по государственному контракту, брал под контракт кредиты в банках, покупал дорогие личные автомобили, при этом фактически «оголяя» строительство и отказывался рассчитываться с партнерами, шел на требования директора ФГУ ДСД «Дальний Восток» Швецова, приобретая по его указанию бордюрное ограждение по завышенным ценам на Ульяновском заводе, хотя всегда покупали в «Амурдормаше»».
Обычный такой бизнес-конфликт: с откатами и участием чекистов… Причем здесь следователи из хабаровского следственного комитета? Дело в том, что в производстве важняка Александра Чулкова помимо дела о нецелевом использовании бюджетных средств при оплате перелетов и проживания руководящего состава ДСД, находятся несколько материалов проверки по фактам мошенничества при строительстве трассы «Амур», которая входит в федеральную автодорогу «Чита-Хабаровск».
Выяснилось, что щебень, который Дробязко использует для строительства дорожного полотна, как показала проверка, не только не пригоден для этого, так он еще и добывается кустарным способом из русла одной из местных рек, что ко всему прочему вредит и экологии. И, судя по показанием свидетелей, Николай Дробязко принимает решение снова обратиться к Вадиму Пехову за помощью, чтобы избавиться от нависшего над ним обвинения.
Параллельно Дмитрий Черей, заключив соглашение на оказание юридической помощи Багромяну и Козаку, начал готовить иск к Дробязко в Арбитражный суд, и весной 2009 года такой иск был подан. Таким образом, сам того не подозревая, бывший милиционер, а на тот момент обычный юрист Черей стал реальной угрозой для финансового благополучия Дробязко и Пехова.
Из показаний следователя по особо важным делам СУ СКП по Хабаровскому краю Александра Чулкова: «Во время разговора с Пеховым, он заявил мне что ненавидит моего знакомого Дмитрия Черея и готов на любые провокации в его адрес. В разговоре он открыто начал высказывать угрозы в адрес Черея и просить меня помочь привлечь его (Черея) за какое-нибудь преступление, совершенное им в период его службы в органах внутренних дел или после увольнения. Пехов рассказал, что мне для этого ничего не надо будет делать, а все сделает он сам руками сотрудника милиции Чупрунова, являющегося его знакомым, и заместителя начальника УВД по Хабаровскому краю Грачева, а если надо будет урегулировать вопросы с моим руководством, то он все может решить с первым заместителем следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю Коноводом А.А., который лично даст мне указание провести процессуальную проверку и возбудить уголовное дело в отношении Черея. Я отказал Пехову в его просьбе и попросил более этот разговор не заводить со мной».
Чекист с таким же предложением обращается к другому следователю. Из показаний Сергея Бабака следователя по особо важным делам СУ СК по Хабаровскому краю: «Я не был удивлен данной информацией, так как при расследовании уголовного дела в отношении Чупрунова мне стало известно, что Коновод является хорошим знакомым Чупрунова, и в период расследования мною данного уголовного дела, Коновод постоянно интересовался у меня ходом расследования и говорил, что в действиях Чупрунова нет состава преступления».
После отказа сотрудник Хабаровского УФСБ, видимо, решился на экстренные меры. Осенью прошлого года в управление собственной безопасности приходит оперативная информация о провокации дачи взятки следователю Бабаку.
Из объяснения начальника отдела собственной безопасности пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Геннадия Алферова: «20-21 сентября 2010 года оперуполномоченный ОСБ пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Трухов сообщил, что Пеховым провоцируется взятка не знакомому мне следователю следственного управления СК при прокуратуре РФ по Хабаровскому краю С. Бабаку. Трухов, для страховки от провокации взятки Бабаку, попросил меня подписать текст на бумаге на имя руководителя Следственного управления СК при прокуратуре по Хабаровскому краю Фатеева Г.П. о том, что он (Трухов) и Бабак предвидят провокацию взятки».
Взяткой планировалось сделать перевод 5 миллионов рублей тем самым Николаем Дробязко, якобы, на счета «вымогателей» - то есть его бывших партнеров Багромяна и Козака, которые, очевидно, должны были рассчитаться со следователем. Однако эта транзакция на днях получила свое обоснование: в законную силу вступило решение Арбитражного суда Хабаровского края о том, что перечисленные деньги являются платой за действительно выполненные работы фирмами Багромяна и Козлова и ничем иным.
Тем не менее, по словам отстраненных следователей, после ареста Александра Чулкова и Сергея Бабака из-под удара оказалось выведено все руководство Департамента строительства дорог против которых Следственное управление готовилось возбудить громкие уголовные дела. А Николай Дробязко выигрывает конкурс по строительству дорог - сначала на 1 миллиард рублей, а в ближайшее время планирует участвовать в тендере еще на точно такую же сумму...
Со следователями разобрались. А кому помешали начальник управления Геннадий Фатеев и его заместитель Константин Лысенко? Любопытная деталь — практически все оперативное сопровождение «дела следователей» проводили сотрудники отдела экономической безопасности краевого УВД во главе с зам. начальника Антоном Грачевым и сотрудником ОБЭП Виталием Чупурновым. Это странно по двум обстоятельствам. Во-первых, для подобных мероприятий, как правило, используют чекистов, в компетенции которых осуществлять ОРМ в отношении прокуроров и следователей. А во-вторых, «на протяжении нескольких лет наши сотрудники собирали материал о противоправной деятельности подполковника Грачева [см. «Штукатур» из краевого УВД], — говорит уволенный зам. начальника Следственного управления Константина Лысенко, - и в ближайшее время, под личным контролем начальника следствия Геннадия Фатеева, планировали возбудить в отношении высокопоставленного милиционера уголовное дело». То есть – каждому свое: Дробязко и его эфесбешному другу – голову следователей, а исполнителям «наезда» - головы руководителей СК…
Осталось только добавить, что первый заместитель Геннадия Фатеева Андрей Коновод, который давал санкцию на задержание Чулкова, Бабака и Черея, сегодня исполняет обязанности начальника Следственного управления с перспективой в дальнейшем избавиться от приставки «и.о.».
P.S. Я недавно проехал по трассе Чита – Хабаровск. Уж не знаю, где там передвигалась желтая «Лада-Калина», но качество дороги – отвратительное.
Артем Иутенков
«Новая газета», 05.03.2011 (№ 23 от 4 марта 2011 года)