Для одних он сумасшедший харизматик, энергии которого может позавидовать даже молодой человек, для других - настоящий профи, руководитель независимого издательского дома «Гранд Экспресс», для третьих - неудобный своей отличной от официальной точки зрения позицией журналист, а для четверых, своих внуков, просто дедушка. На встрече с «Интересной» Станислав Алексеевич Глухов поделился своими мыслями о своем счастье и несчастье, о читателе, о зависимых и независимых СМИ, о жизнестойкости своего «Хабаровского Экспресса».

 

О себе

 

Он всегда старается сказать читателю, а именно к нему он обращается вот уже почти 45 лет, то, что думает и что видит. С тех самых пор, как будучи студентом Хабаровского техникума электросвязи, получил удостоверение внештатника «Молодого дальневосточника». Это помогало ему и при коммунистах, и при демократах, и при нынешнем (как он сам говорит) «бог знает, кем сейчас» всегда оставаться самим собой.

 

«Я как настроился вольно или невольно стараться говорить то, что я вижу, что я думаю, вот с тех пор и придерживаюсь этой линии. Оставаться собой - это, я прямо скажу, редкое счастье. Оно же и великое несчастье, для меня. И замечу редкое явление по нынешним временам», - так говорит он себе.

 

О зависимости коллег и сурдинку «ЕР»

 

- У нас сейчас есть остродумающие журналисты, прекрасно понимающие все происходящее, умеющие сказать всю правду-матку о том, что происходит в городе, в крае, в стране, но только на «кухонных» площадках. К великому сожалению, многие мои коллеги зависимы от учредителя издания, от аренды - продлят или выгонят, от типографии, где они печатаются. Напечатают их тираж или же нет технических возможностей - стандартная нынче отговорка. Позвонят им с самого верху, из нашего белого дома или не позвонят. Ну, и самое главное, многие из коллег или помалкивают скромно, или рассказывают о том, что окромя явлений счастья больше ничего нет.

 

Самое страшное то, что некоторые из них превратились в некую послушную машинку для голосования, заточенную под «Единую Россию». Так один из моих умнейших коллег, на моих глазах выросший профессионально, понимая, что возглавляемая им газета никак финансово не продержится, вынужден под сурдинку «ЕР» рассказывать своим читателям о грядущим и нынешним счастье. Потому как иначе он не получит на содержание газеты и своих сотрудников денег, которые сегодня ему дают за опубликование официальных материалов. На мой взгляд, это такая узаконенная взятка власть-придержащих. Бюджетными деньгами, нашими с вами деньгами «ЕР» расплачивается. И здесь важен принцип. За наш счет обслуживает себя взявшая на себя полномочия быть царем, богом, неким оракулом сила с лейбом «Единая Россия».

 

Отсюда порождается цинизм среди журналистов. Как раковые клетки пожирают здоровые клетки организма, так и журналисты, посмеиваясь над тем, что происходит, пишут совершенно иные вещи. В итоге происходит дезинформация населения. А ведь пока еще читающая часть нашего общества верит газетам. Особенно та, что еще думает, еще голосует, та, которая какую-то инициативу еще проявляет. Это среднее и старшее поколение. Вот на эту читательскую аудиторию и распространяется мнение моих коллег, что под сурдинку «ЕР» и формируют «нужное» мнение. И это ни в коем случае их не оправдывает...

 

О независимости СМИ и о роли СМИ в обществе

 

- Мой опыт позволяет сказать, самое главное сейчас. Если СМИ независимо экономически, только в этом случае оно может быть независимо политически, независимо как общественный орган, как общественный рупор. Это гарантия того, что такое может быть. У нас в крае таких независимых газет раз-два и все. На пальцах одной руки хватит назвать независимые в крае газеты, которые позволяют себе, не побоюсь этого слова, но еще поддерживают нашу журналистскую честь. Ту, о которой говорят, что мы продажные, отражающие за деньги те или иные мнения, и это, действительно, увы и ах, так!

 

Вот, например, в Ванинском районе края есть газета «Мое побережье». Ее главный редактор - Татьяна Седых - умничка, честная, открытая, полностью и целиком работающая на свое население, на ванинцев. Есть у нас еще такие журналисты, это дает надежду на то, что не все еще потеряно...

 

Наш издательский дом входит в Альянс независимых региональных изданий. В каждом крае, области есть такие островки независимости. Эти издания смогли рыночные правила понять, обратить их на свою пользу, смогли и писать, и зарабатывать. В конечном итоге, ведь разговор об этом идет. Так, несколько лет назад, Константин Пуликовский, тогдашний полпред Президента на Дальнем Востоке, собрал всех журналистов-дальневосточников для разговора о том, что пора СМИ отделять от власти. Хватит им быть приводными ремнями власти, ведь власть она разная. И приводные ремни будут работать только на власть. Простите меня, а кто будет работать на общество, на читателя? А как быть с ролью СМИ в обществе?

 

Ведь читатель сделает вывод, он не дурак. Если он получит честную информацию, он и вывод сделает честным. В противном случае, будет наоборот.

 

Недавно я получил письмо от Общественной комиссии по СМИ при Общественной палате о том, как мы, редакторы, относимся к разгосударствлению СМИ. Я, конечно, тут же откликнулся, высказал свою точку зрения: «Да, я за». Разумеется, чтобы не бросить на произвол редакционные коллективы, их надо научить. Не надо им давать рыбу, им надо дать удочку. Например, кредиты, обязательно с возвратом. Научить их надо работать в условиях рыночной экономики. Когда деньги дают, тогда деньги берут, а когда бьют, то тогда бегут туда, где надо учиться.

 

На опыте первой независимой в Хабаровском крае газеты, я могу об этом говорить. Мы уже совершеннолетнее дитя. Из детских штанишек выросли, паспорт получили и 1 октября этого года мы вместе с читателями отметим свое 18-летие.

 

Секрете жизнестойкости

 

Секрет жизнестойкости «Хабаровского экспресса» Станислав Алексеевич объясняет читательской востребованностью в таких, какими они являются. И для тех, кто категорически против того, чтобы что-то говорилось, и для тех, кто очень ждет, чтобы на страницах газет шел обмен мнениями.

 

При прошлом губернаторе отношения у «Экспресса» с властью были чрезвычайно напряжены. «Конечно, не с нашей стороны. Я со всеми властями стараюсь работать так, как долг общественный меня обязывает», - вспоминает он. «Тогда какие-то публикации из каждого номера «Хабаровского Экспресса» ксерились пачками, разносились по кабинетам (я сам лично это видел), значит, им это было надо. Надо было, чтобы в суд подать, надо было, чтобы по нам ударить, надо было, чтобы принять какие-то решения, и пусть эти решения по нам били. Все это было».

 

Нынешняя региональная власть, по его мнению, отличает более разумный подход к независимой прессе. «Пресс-служба, чиновники отвечают на наши публикации, замечают их, звонят. Власть на нас реагирует. И чем чаще они с нами разговаривают, тем пользы больше. И все потому, что мы пишем, отражая общественное мнение», - убежденно говорит Станислав Алексеевич. И следом приводит один из свежих примеров - еще не законченную эпопею с туберкулезным диспансером, с его бывшим главврачом Олегом Карпенко. В редакцию газеты люди писали, звонили. Факты подтвердились проверкой прокуратуры. В конечном итоге, сама прокуратура, опираясь на публикации «Хабаровского Экспресса» (а это в решение суда было указано) признала, что господин Карпенко не может занимать пост руководителя данного заведения. Вот оно наглядное проявление роли СМИ в обществе.

 

Ольга Чугунова,

«Интересная газета», № 5, 22.06.11

.