Хабаровская краевая прокуратура распространила информацию о том, что опальные коммерсанты, владеющие двумя городскими маршрутами, 333-с и 91, вновь «попали»: в отношении одного из них возбуждено уголовное дело.

– В ходе проверки, проведённой УБЭП УВД края по заявлению директора одного из ООО, установлено, – сообщила помощник прокурора Хабаровского края Ирина Колесник, – что индивидуальным предпринимателем Захаровым в период с апреля по октябрь 2006 года осуществлялась незаконная деятельность по перевозке пассажиров на маршруте №333с.

Незаконная деятельность, по мнению прокуратуры, проявилась в нарушении условий лицензирования, а именно – в отсутствии согласованного с администрацией Хабаровска паспорта маршрута и графика движения. В УБЭП и прокуратуре подсчитали, что «предпринимателем извлечён доход в особо крупном размере на сумму 4 167 300 рублей».

Уголовное дело возбуждено по признакам состава преступления, предусмотренного пунктом «б» ч. 2 ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».

Таким образом, началась бог весть какая часть изрядно повеселившего всех за три последних года сериала «Незаконные» маршруты. Закройте их, если сможете».

 

Вместо справки

НЕСКОЛЬКО лет назад группа предпринимателей, оставшихся за бортом после конкурса мэрии на пассажирские перевозки, решила разработать свои собственные маршруты, тем более что сам начальник городского управления транспорта Владимир Шкурин написал им официально следующее: «Предприниматель имеет право открыть любой свой маршрут, самостоятельно разработать паспорт маршрута, составить схему движения, расписание и организовать движение автобусов».

Объединившись в некоммерческое партнёрство «Хабар», они  разработали два маршрута: №№333 и 91. Их согласовали с ГИБДД, городским управлением дорог и внешнего благоустройства и ДВЖД – как то указано в Положении о госавтоин¬спекции безопасности дорожного движения МВД РФ.

Четыре года назад был запущен №333, нынешней весной – №91. Местные вла¬сти пытаются прикрыть их как незаконные, поскольку их владельцы отнимают хлеб у муниципальных перевозчиков. Однако ничего до сих пор не выходит даже при помощи суда, поскольку маршруты, видимо, всё-таки открыты на законных основаниях, хоть и без разрешения мэрии.

Правда, от трёхлетних «разборок» мэрии и коммерсантов постоянно страдают пассажиры. Их то бандиты из автобусов выкидывают, то гаишники высаживают...

При этом в городском управлении транспорта на во¬просы относительно подобных проблем ответ всегда один: «Таких маршрутов нет! Мы за них не отвечаем. Они открыты без нашего разрешения».

Но народ всё равно ездит: маршруты-то удобные...

 

Просто фарс?

На самом деле, заявление, на которое ссылается прокуратура, было написано руководителем одного из хабаровских коммерческих транспортных предприятий ещё в сентябре 2006 года, после того как то получило в пользование муниципальный маршрут №56. Тоже, кстати, в обход мэрского конкурса на осуществление перевозок.

Кто не в курсе, маршруты 333-с и 56 очень схожи, и заявителю, видимо, не понравилось, что коллеги будут «лишать его куска хлеба». Заявления были поданы в УБЭП и прокуратуру Инду¬стриального района.

– Однако хода этому делу не дали. Во всяком случае, так нам ответили в ОБЭП и прокуратуре, когда мы обратились к ним с вопросом, – пояснил глава партнёрства «Хабар» (в котором состоит и Захаров) Виталий Якимов. – Правда, документов, подтверждающих это, нам не дали, мотивировав тем, что при отказе в возбуждении дела они отправляются только заявителю.

И вот нате вам: прошло несколько месяцев – документы достали, стряхнули с них пыль и запустили по новой.

– Что самое занятное, у заявителей уже забрали 56-ой маршрут, если не ошибаюсь, ещё в октябре. Следовательно, проблемы, по поводу которой писалось заявление, сейчас просто не существует. В связи с этим поднятая шумиха, на мой взгляд, – не что иное, как обычный фарс.

 

Неграмотные, что ли?

Итак, незаконное предпринимательство Захарова, по версии прокуратуры, заключается в «отсутствии согласованного с администрацией Хабаровска паспорта маршрута и графика движения». Только вот незадача: в положении о лицензировании пассажирских перевозок (постановление Правительства РФ от 30.10.06) нет ни слова о том, что одним из условий лицензирования является согласование маршрута перевозок с мэрией!

- Похоже, сотрудники прокуратуры, давшие согласие на возбуждение уголовного дела, просто не знакомы с соответствующей нормативно-правовой базой, – считает Виталий Якимов. – Тогда им, наверное, будет интересно узнать, что еще в 2004 году Пленум Верховного суда РФ дал разъяснения: «Отсутствует состав преступления, предусмотренный ст. 171 (незаконное предпринимательство), в тех случаях, когда лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет не запрещенную законом предпринимательскую деятельность, имея специальное разрешение (лицензию), и соблюдает лицензионные требования и условия». Кстати, сам Захаров пока никаких документов о возбуждении в отношении него уголовного дела не получал, хотя, насколько мне известно, ему в таком случае должны были прислать хотя бы определение. Зато повестку в получил другой наш предприниматель, работающий на маршруте «333-с»: правда, его вызывали только как свидетеля.

 

Мэрия под прикрытием?

– Я считаю, что весь этот спектакль закрутился не без участия мэрии, которая нарушает свои же правила игры: нас обвиняет в том, что мы работаем в обход ее конкурсов, а сами в обход этих же самых конкурсов отдают лучшие маршруты «своим» людям. Такие как мы этим товарищам очень мешают, «отбирают кусок хлеба», поэтому используются любые возможности, чтобы выдавить нас с рынка.

В Комсомольске был аналогичный случай. Предприниматели открыли два своих маршрута, а недовольная этим мэрия выставила их на свой конкурс. Предприниматели обратились в суд и выиграли дело, поскольку мэрия вправе выставлять на свой конкурс сугубо те маршруты, которые открывает сама. Кончилось тем, что комсомольская администрация открыла еще и свои маршруты аналогичные тем, на которых работали выигравшие дело предприниматели.

– А у нас для открытия предпринимателем нового маршрута теперь необходимо получить одобрение мэрской комиссии. А поскольку она принимает решения голосованием, получить ее согласие, несмотря на все доводы, практически невозможно: большинство голосует против, и все. Поэтому новых маршрутов, открытых предпринимателями у нас нет, и вряд ли будут.

Виталий Якимов, по его словам, собирается бороться с мэрией ее же способами и обратиться с заявлением в прокуратуру.

– Нас, к примеру, интересует вопрос: почему некоторым людям уже который год подряд в обход конкурсов достается маршрут № 30? Другой момент: возможно, многие пассажиры той же «единицы» заметили – в салонах висят таблички, что на маршруте работает не МУП ХПОПАТ, а некое ООО «Перевозчик». Притом, что «единица» принципиально не выставляется на конкурсы якобы потому, что это сугубо муниципальный маршрут и коммерсантов там не место. Скажу больше: учредителями этих «Перевозчиков» (их несколько) являются через подставных лиц люди из руководства муниципального автотранспорта, они сдают автобусы в аренду сами себе. Таким образом, минуя конкурсы, муниципальные маршруты достаются коммерсантам.

Но есть для них одно но: при такой схеме этим «коммерсантам» все же приходится возить льготников, а, следовательно, терпеть убытки. Вот и провоцируются митинги подобные тому, что прошел 22 января у здания краевого правительства. Мол, муниципальные транспортники просят краевые власти возмещать им полную сумму льготных билетов – а то зарплата у них получается слишком маленькой. Только вот почему-то мерещится, что не сами муниципальные водители и кондукторы пошли митинговать, а с чьей-то не очень легкой руки. Да и муниципальные ли они теперь вообще?..

Ответа на этот вопрос у городского автотранспортного руководства получить невозможно. А на вопрос относительно маршрутов 333 и 91 ответ один: «Таких маршрутов нет! Они открыты без нашего разрешения».

 

Муниципалы тянут еле-еле?

Председатель профсоюзного комитета ХПАТП-1 Василий Остапенко:

– Проблема в том, что единый социальный проездной билет можно приобрести за 100 рублей. Фактически же сейчас он стоит больше даже тех 300 рублей, из расчёта на которые краевые власти компенсируют нам выпадающие доходы. Наши коллективы вследствие этого несут убытки. В такой ситуации действительно пришлось пойти на учреждение нескольких ООО (это сделано в полном соответствии с законом – наше предприятие различные контролирующие органы проверяют с завидным постоян¬ством), которые арендуют муниципальный транспорт.

Особой прибыли это не принесло, но позволило хотя бы сократить расходы. Главное, что при этом проезд для горожан, получивших единый проездной билет, на данных автобусах остался бесплатным.

Что касается табличек о принадлежности автобусов ООО «Перевозчик», то их сняли потому, что льготники, видя такую надпись, путались и думали, что за проезд придётся платить.

 

Татьяна Владина,

«Дальинформ», № 5, 2007.