Президент США Барак Обама в понедельник представил план сокращения бюджетного дефицита на более чем 3 трлн долларов за 10 лет. Как подчеркивают в Белом доме, его реализация даст возможность привести страну к 2017 году в состояние, когда текущие расходы уже не добавляются к государственному долгу, и дефицит находится на постоянном уровне. Но это так, цветочки. Ягодки впереди. Спасется ли Америка от кризиса?
Б. Обама |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Как-то в разговоре с американским коллегой, рассуждающем в 2003-м году о грядущем кризисе в стране, о неугомонном и преступном кредитовании, русский экономист бросил: это, что-то типа «великой депрессии» 30-х годов? Что ты, – возмутился американский аналитик. – Гораздо хуже!
Работающие на правительство разумные люди, а они есть в каждой стране, видели, что страна несется в пропасть. Причем способов остановить ее они не находили. Их доклады, пусть в смягченной форме, ложились на стол высших должностных лиц. Извечный русский вопрос «что делать?» все более становился американским вопросом. И выход был найден.
Нужно свернуть гражданские свободы, обезопасить себя от населения, когда оно начнет высказывать недовольство. Как же это сделать в стране, в которой традиции индивидуализма и личной свободы воспитывались не одно столетие? Просто. Напугать.
О том, что в теракте 11 сентября 2001 года, всколыхнувшем весь мир, очень много странного, писалось уже не раз. Не будем бередить раны. Ведь как ни интерпретируй эту черную дату, погибли живые люди, матери и отцы, дочери и сыновья, братья и сестры.
А вот о последствиях черной даты поговорить стоит.
Ведь откуда вообще взялась идея о наличии связей этой истории и спецслужб США? Все очень просто: ищи, кому выгодно. Выгоден ли теракт мусульманам? Думаю, что нет. Именно на них обрушились серьезные ограничения, прямые акты дискриминации. Нужен ли этот теракт антиамериканским силам, если таковые есть и осознают себя? Да – если они полные идиоты.
Трудно придумать деяние, которое настолько сильно сплотило бы нацию, стало символом не только скорби, но и единения. Значит, выгодно это кому-то другому. Кому? Буквально накануне обсуждался военный бюджет США. ВПК просит новых государственных ассигнований. Для того чтобы их выделить, нужно свернуть не одну социальную программу. Сенаторы в растерянности. Не решаются принять столь непопулярное решение. Над США висит «проблема Ирака». Все понимают, что интервенция – это опасно и дорого. Законодатели колеблются. После теракта и первое, и второе проходит, как по маслу.
Перлюстрация писем, личные досмотры, лишение частных владений неприкосновенности – все это оказалось возможным только в ситуации массовой истерии после 11.09.01. Дальше – больше. Ведь трудно делается только первый шаг. Под предлогом борьбы с терроризмом все более сокращаются гражданские свободы, выхолащивается политика, ужесточаются полицейские меры. Самое забавное, что все это происходит под радостные крики масс, одуревших от страха, сочащегося с телевизионных экранов.
11 сентября стало датой рождения американской несвободы.
А чтобы ущемление собственных прав было не столь острым и болезненным, есть старый испытанный способ: бороться за права других. Ведь именно вор громче всех кричит: «держи вора!».
Это у других с правами плохо. У нас-то все замечательно. Да, полицейский прочитал личное письмо. Да, агент ФБР взломал сайт закрытого сообщества. И много что еще, но это все временно. Вот у них.… У них злодей Путин летает на самолете, душит демократию и, конечно, угрожает США.
Самое поразительное, что все это, крайне грубо слепленное сооружение работает. Страх – мощный фон, на котором не столь заметна вся надуманность аргументов «борцов с террором» по-американски.
Однако, несмотря на массовую идеологическую обработку, полностью зомбировать свой народ американскому истеблишменту не удалось. Люди все чаще начинают задавать «ненужные», «неудобные» вопросы. Они начинают взвешивать, что им дала, и чего лишила «борьба с терроризмом», «борьба за демократию» в мире? По мере того, как трагические цифры 11.09 отходят все дальше в прошлое, все возвращается на круги своя. Есть слабое, растерянное правительство, которое не справляется с руководством не только в мире (здесь проколы очевидны), но и в собственной стране. Есть реальный рост безработицы и снижение уровня жизни миллионов людей. Есть бесконтрольные и все более надувающиеся мыльные пузыри бизнеса, который ничего не производит, и производить не собирается.
Чего ждать в таких условиях от американской политики? Думаю, ответ очевиден. Новых глобальных провокаций в адрес арабского мира, России, Ирана. Провокаций, которые бы позволили еще на какое-то время продлить агонию распадающегося «однополярного мира».
Впрочем, думаю, что с американской политикой пусть разбираются американцы. Важнее то, что в этих условиях думать и делать нам? Вариант один: быть готовыми к провокациям. Понимать, что совершаются они не от силы, а от отчаяния. Они – последний крик умирающего «мирового полицейского». Что ж, покойся в мире.
Александр Черепанов, Хабаровск
.