В январе 2012 года в городе Северо-Курильске состоялся первый за 25 лет митинг. Несмотря на метель, горожане собрались на площади, чтобы поддержать местных депутатов, решивших отстранить исполняющего обязанности мэра округа Даниила Гранина.

 

Через два дня после публичного мероприятия двух его участников, державших на митинге транспарант «Пора сменить руководство полиции в Северо-Курильском ГО», вызвали в полицию для дачи показаний, а затем одного из организаторов митинга, редактора газеты «Парамушир. Вести» Александра Чернегу, обвинили в нарушении Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Якобы содержание вышеназванного транспаранта не соответствовало цели и задаче митинга.

 

Александр Чернега на суде с обвинением в правонарушении не согласился и рассказал о беззакониях, которые привели к появлению и этой надписи, и самому проведению митинга. Врио мэра Гранин, поскольку митинг был направлен против него, сначала никак не согласовывал его проведение и только после двух судов и выдачи исполнительного листа издал распоряжение о проведении публичного мероприятия.

 

На митинге была принята резолюция о том, что жители Северо-Курильска возмущены разгулом коррупции в районе и полным отсутствием борьбы с ней правоохранительными органами. Участники акции подписали обращение к президенту об отстранении Гранина и введении в городе внешнего управления.

 

Выступающие связывали эту просьбу с бездействием полиции. Припомнили Гранину попытку изнасилования сотрудницы администрации, стрельбу из травматического оружия в общественном месте… Гильзы тогда не нашли, сам вид пистолета не определили, управление автомобилем в пьяном виде полицией никак не было оценено. Сам Чернега обращался в полицию для расследования незаконного расходования бюджетных средств в результате оплаты таинственного исчезновения Гранина на 133 дня со своего рабочего места. Получил ответ от начальника ОМВД об отказе в возбуждении уголовного дела. Так что основания и причины для недовольства полицией у курильчан были.

 

Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пояснил Чернега, не требует указывать количество транспарантов и надписи на них, разрешены любая символика и средства агитации, не запрещенные законом.

 

Лозунг простоял весь митинг, а по его окончании журналист свернул его и положил в свою машину. Тут к нему подошли два работника полиции и попросили подарить транспарант им. А через два дня было состряпано дело, в котором появился рапорт сотрудника полиции Мухортова о том, что он, якобы, подходил во время митинга к группе людей, державших транспарант, и те его сразу прятали. Не было этого – заявил Чернега, у него есть непрерывная видеозапись с митинга, сделанная из окна административного здания, возле которого проходила акция. Он считает, что материалы дела об административном правонарушении сфабрикованы – это месть за критику.

 

Напоминаем, что Александр Чернега – редактор единственной на острове независимой газеты «Парамушир. Вести». Год назад он был избит неизвестными, и по этому поводу президиум Сахалинской областной организации Союза журналистов России принял обращение к руководству области – губернатору, прокурору и начальнику УВД. На сегодняшний день следствие приостановлено – так и не нашли подозреваемых.

 

Вынося решение по делу об административном нарушении, мировой судья Северо-Курильского района Е. Галаха сослался на Европейскую конвенцию о защите прав человека, Конституцию РФ, КоАП РФ, Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», на практику Европейского суда по правам человека. Вывод суда: транспарант не содержит диффамационных заявлений, подстрекательства к насилию и отрицанию демократических принципов, другими словами, он не является «относимой или достаточной причиной для привлечения к ответственности». В действиях Чернеги нет состава административного правонарушения, а поэтому производство по делу в его отношении следует прекратить.

 

Ольга Васильева,

собственный корреспондент ФЗГ в Дальневосточном федеральном округе

Дайджест Фонда защиты гласности № 562, 19.03.12

http://www.gdf.ru/digest/item/1/955#r1

.