Бывший начальник службы войск и безопасности военной службы войсковой части 6890 Восточного регионального командования внутренних войск МВД РФ (далее - ВРК ВВ МВД России) майор Матвеев Игорь Владимирович обратился в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека в мае 2011 года. В своем обращении Игорь Матвеев попросил обеспечить общественный контроль за расследованием по обнародованным им весной 2011 года фактам коррупции и преступлений в войсковой части 6890 и 107-й бригаде ВРК ВВ МВД России:

 

- сокрытие случаев избиения в бригаде военнослужащих,

- проживание на территории режимной воинской части иностранных граждан (корейцев, китайцев и др.), выполняющих строительные работы,

- махинации и использование коррупционных схем при строительстве различных объектов в воинских частях бригады;

- недостача продуктов на складах войсковой части 3411, переклеивание этикеток мясных консервов на консервы, являющихся кормом для собак «Белка и Стрелка», использование этих консервов для питания военнослужащих.

 

К своему обращению Матвеев приложил пакет материалов, подтверждающих изложенные им факты.

 

Ранее все эти факты Матвеев своевременно доложил в установленной форме командованию бригады, но должной реакции не последовало. 25 апреля 2011 года он направил соответствующий рапорт Главнокомандующему Внутренними войсками МВД РФ. В часть выезжала комиссия Главного командования ВВ МВД РФ (Главкомата ВВ МВД РФ). Однако, по мнению Матвеева, эта комиссия, вместо расследования представленных им фактов, занималась тем, что скрывала следы преступлений.

 

В связи с этим 10 мая 2011 года Игорь Матвеев разместил в сети Интернет свое видео-обращение к Президенту РФ Дмитрию Медведеву, в котором рассказал о фактах преступлений в бригаде внутренних войск во Владивостоке и попытке их сокрытия комиссией.

 

Сразу после выхода данного обращения в отношении Игоря Матвеева и поддержавших его офицеров – заместителя командира батальона по тылу в/ч 3411 н.п. Чугуевка Богомолова С.В. и ответственного исполнителя оперативного отделения штаба 107 отдельной бригады прапорщика Середенко В.В. - фактически развернулись преследования. Все они в мае 2011 года были уволены с военной службы. 21 мая в отношении Игоря Матвеева было возбуждено уголовное дело по пункту «а» части 3 статьи 286 Уголовного Кодекса РФ - превышение должностных полномочий с применением насилия или с угрозой его применения.

 

Советом при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека по «делу майора Матвеева» была создана временная рабочая группа. Изучив представленные И. Матвеевым документы, Совет обратился в Главную военную прокуратуру РФ с просьбой провести проверку изложенных в документах фактов и принять меры прокурорского реагирования. Также Совет поставил вопрос о принятии мер по обеспечению И. Матвееву полной безопасности в связи с тем, что в его адрес постоянно поступали угрозы физической расправы. Так как в течение месяца ответ из Главной военной прокуратуры не был получен, Совет передал документы по делу Матвеева лично Президенту РФ на встрече с ним Совета 5 июля 2011 года.

 

Рабочая группа Совета по «делу майора Матвеева», помимо контроля за ходом проверки фактов, изложенных в документах, предоставленных Матвеевым, также анализировала и ход уголовного дела, возбужденного в отношении Игоря Матвеева.

 

Подводя итоги работы по данным направлениям, Рабочая группа делает следующие выводы.

 

1. О роли видео-обращения Матвеева в расследовании фактов коррупции и преступлений в войсковой части 6890 и 107-й бригаде ВРК ВВ МВД России.

 

Выполняя поручение Президента РФ, Главная военная прокуратура провела проверку сведений, изложенных в обращении Игоря Матвеева. Результатом проверки стало подтверждение большинства указанных Матвеевым фактов.

 

В ходе прокурорских проверок в 107-й бригаде ВРК ВВ МВД России и входящих в ее состав воинских частях, дополнительно были вскрыты многочисленные нарушения законодательства по фактам травмирования военнослужащих, завышения объемов выполненных строительных работ, утрат и недостач материальных ценностей. В отношении виновных лиц было возбуждено несколько уголовных дел, которые доведены до обвинительных приговоров. Пяти должностным лицам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона, в адрес заместителя Министра внутренних дел РФ - Главнокомандующего ВВ МВД России генерала армии Рогожкина Н.Е. внесено представление об устранении нарушений закона, в котором, в том числе, поставлен вопрос о целесообразности пребывания командира 107 бригады полковника Султанбекова В.И. в занимаемой должности.

 

31 августа 2011 года Главнокомандующий ВВ МВД России генерал армии Рогожкин Н.Е. приказом № 310 «О состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсковой части 6890 Восточного регионального командования и наказании виновных», подвел итоги ведомственного расследования. В приказе также было указано на факты сокрытия многочисленных преступлений в войсковой части 6890 и недостатках работы комиссии Главкомата ВВ МВД РФ. За формальную работу целевой группы Главкомата ВВ МВД России, не вскрывшую всех нарушений и не принявшую конкретных мер по устранению их причин, начальнику штаба тыла – замначальнику тыла Главкомата ВВ МВД России В.А. Тельпишу, возглавлявшему комиссию, был объявлен выговор. Различные дисциплинарные взыскания получили и другие виновные должностные лица.

 

Вместе с тем Советский районный суд г. Владивостока отказал в иске представителям в/ч 6890 о защите деловой репутации, требовавших от Игоря Матвеева извинений за «оскорбительные» для них фразы, прозвучавшие в видео-обращении. В своем решении от 29 июля 2011 года суд не только признал требования истцов необоснованными, но и отметил, что размещение майором Матвеевым в Интернете видео-обращения, адресованного Президенту России, является реализацией конституционного права граждан направлять личные обращения в государственные органы, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть это обращение и принять по нему решение в установленный законом срок.

 

Исходя из вышеизложенного, рабочая группа Совета делает следующее заключение: видео-обращение Игоря Матвеева к Президенту РФ было вынужденной мерой, так как все действия по устранению выявленных нарушений, предпринятые им ранее, не принесли должного результата. По своей должности Матвеев был обязан реагировать на подобные нарушения и содействовать их устранению. Именно реализация Матвеевым такой формы конституционного права, как публичное обращение, способствовало проведению тщательного расследования, в результате которого были подтверждены практически все указанные Матвеевым факты, а также выявленные новые случаи правонарушений.

 

2. Уголовное преследование Игоря Матвеева.

 

Уголовное дело, возбужденное в отношении Игоря Матвеева, формально не связано с его видео-обращением к Президенту РФ.

 

Однако многие обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что уголовное преследование Игоря Матвеева явилось местью командования округа за «вынесение сора из избы».

 

Основанием для возбуждения уголовного дела стало заявление прапорщика Луканина, подчиненного Матвеева, который сообщил о нанесении ему побоев майором Матвеевым 24 февраля 2011 года. Накануне этой даты в отношении прапорщика было возбуждено уголовное дело о незаконном сбыте наркотического средства. Сообщил об избиении прапорщик только 2 мая, через два месяца после самого случая, якобы, рукоприкладства. Ключевую роль в подаче заявления прапорщиком в следственные органы сыграла комиссия Главкомата ВВ МВД РФ, работавшая в начале мая 2011 года в бригаде, которая, как и выяснилось впоследствии, занималась сокрытием фактов нарушений. Заключение судебно-медицинского эксперта о причинении прапорщику «кровоподтека в области левого глаза» было составлено только 25 мая на основе опроса свидетелей – через три месяца после события.

 

В ходе судебного процесса над майором Матвеевым были зафиксированы многочисленные нарушения норм уголовно-процессуального права, в том числе справедливой судебной процедуры. Суд заведомо принял сторону обвинения, что дает основание сомневаться в объективности прошедшего судебного разбирательства. Игорь Матвеев во время судебного разбирательства неоднократно уличал представителей командования части и округа, выступавших свидетелями обвинения, во лжи. В показаниях потерпевших и всех допрошенных по делу свидетелей содержались многочисленные противоречия. При этом ряд свидетелей заявили, что командование принуждало их к оговору Матвеева.

 

Один из основных свидетелей обвинения по делу Матвеева, майор Бережной, практически сразу после вынесения приговора Матвееву, был осужден по части 1 статьи 285 Уголовного Кодекса РФ за сокрытие ряда преступлений, - т.е. именно за те преступления, о которых сообщал Матвеев. Второй основной свидетель обвинения – начальник штаба в/части 6890 подполковник Маков был уличен в фальсификации представленных из части документов.

 

На протяжении всего судебного разбирательства свидетели защиты по делу Матвеева говорили об оказании на них и их близких давления. В то же время свидетели обвинения находились под постоянным контролем командования в виду служебного подчинения. А, якобы, потерпевший от действий Матвеева прапорщик, осужденный в конце июня 2011 года за хранение наркотиков (первоначально он был обвинен в сбыте наркотиков, но в ходе судебного процесса произошла переквалификация обвинения), доставлялся в суд на служебном автомобиле заместителем командующего ВРК ВВ МВД РФ.

 

Суд не принял во внимание указанные и многие другие моменты. Многочисленные ходатайства защиты судом необоснованно игнорировались, из-за чего остались не проясненными многие обстоятельства дела.

 

9 сентября 2011 года был вынесен приговор Владивостокского гарнизонного военного суда. Игорь Матвеев был признан виновным за совершение двух преступлений, предусмотренных пунктом «а» части 3 статьи 286 Уголовного Кодекса РФ и приговорен к четырем годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с лишением права занимать должности на госслужбе, связанные с осуществлением организационно-распорядительных функций на срок три года и лишением воинского звания «майор».

 

Суд кассационной инстанции оставил приговор первой инстанции в силе, признав только одно нарушение, допущенное судом первой инстанции, и снизил срок наказания И. Матвееву до 3,5 лет. При этом суд кассационной инстанции также не дал убедительных объяснений многим сомнительным обстоятельствам, послужившим основанием для возбуждения уголовного дела в отношении Матвеева, не придал должного значения доводам защиты относительно фактов нарушения норм уголовно-процессуального права судом первой инстанции.

 

5 марта 2012 года Президент РФ поручил Генеральной прокуратуре РФ в установленном порядке провести анализ законности и обоснованности обвинительных приговоров суда в отношении граждан Российской Федерации, среди который был упомянут и Матвеев И.В.

 

Проведение данной проверки привело к возбуждению 4-х уголовных дел в отношении свидетелей защиты Матвеева - Виктора Середенко, Андрея Иванова, Ивана Сорокина, Олега Карасева по ст. 307 УК РФ (заведомо ложные показания в суде). Уголовные дела в отношении свидетелей были заведены на том основании, что в приговоре среди мотивов, по которым суд отверг доказательства невиновности Матвеева, были показания свидетелей защиты, которые суд счел ложными. На самом деле данные показания просто не согласовались с показаниями свидетелей обвинения и потерпевшего, то есть не укладывались в концепцию обвинения.

 

Возбуждение уголовных дел в отношении свидетелей защиты - это попытка со стороны сотрудников регионального военно-следственного отдела «закрепить» приговор Матвееву. Учитывая, что Игорь Матвеев, даже находясь в заключении, продолжает активно добиваться проведения проверок деятельности бывшего командующего округом и его окружения, подобные действия сотрудников следственных органов вполне объяснимы.

 

В связи с вышеизложенным, вполне вероятно, что второе уголовное дело в отношении Игоря Матвеева, возбужденное еще 16 сентября 2011 года, по части 3 статьи 159 Уголовного Кодекса РФ (хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, с использованием служебного положения), пункта «а» части 3 статьи 286 Уголовного Кодекса РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия), появилось с той же целью – обеспечить надежность изоляции Игоря Матвеева.

 

Данное дело было возбуждено по заявлению бывшего военнослужащего А. Зебницкого. По версии следствия Игорь Матвеев, участвовавший в задержании А. Зебницкого, угрожал ему и вымогал деньги. Заявление составлено А. Зебницким 8 сентября 2011 года накануне оглашения приговора по первому уголовному делу, хотя «преступления», о которых идет речь, «совершены» летом 2010 года, то есть за год до возбуждения второго уголовного дела.

 

Второе дело, как и первое, построено только на показаниях потерпевшего-военнослужащего и нескольких свидетелей-военнослужащих. Многочисленные ходатайства защиты о прекращении данного уголовного дела за полным отсутствием доказательств причастности И. Матвеева к этому преступлению, не были удовлетворены. При этом доводы защиты в постановлениях следствия содержательной оценки не получили.

 

Особую озабоченность вызывает то обстоятельство, что в ходе проведения предварительного следствия по второму уголовному делу, были допущены нарушения, в результате которых жизнь Игоря Матвеева оказалась под угрозой. В нарушение нормативных актов, регламентирующих порядок содержания в местах лишения свободы, Матвеев в течение двух недель был размещен в общей камере, что недопустимо в отношении бывших военнослужащих и работников правоохранительных органов. Сейчас защита по второму уголовному делу осложнена еще и тем, что Матвеев вынужденно отказывается привлекать свидетелей, готовых подтвердить его невиновность, так как боится, что их могут в последствие привлечь к ответственности, как это происходит со свидетелями по первому делу.

 

В связи с вышеизложенным, Рабочая группа Совета пришла к выводу, что в отношении Игоря Матвеева и лиц, вставших на его защиту, ведется целенаправленная кампания уголовного преследования.

 

Вероятность того, что уголовные дела в отношении Матвеева «сфабрикованы» и являются своего рода расправой со стороны бывшего командования округа, крайне высока.

 

Очень многие должностные лица не заинтересованы в том, чтобы Матвеев вышел на свободу и продолжил добиваться привлечения к ответственности лиц, допустивших выявленные им факты коррупции, хищения и иных нарушений.

 

Дело Игоря Матвеева является одним из знаковых и, к сожалению, типичных дел современной России. Граждане, активно выступающие против беззаконий и злоупотреблений со стороны госструктур и должностных лиц, нередко подвергаются уголовному преследованию, а судебное разбирательство по таким делам, вместо установления истины и восстановления справедливости, действует как репрессивный механизм.

 

Рабочая группа Совета будет содействовать процессу обжалования приговора Игоря Матвеева в вышестоящих инстанциях, вплоть доведения дела до Европейского суда по правам человека, с целью снятия всех имеющихся противоречий и сомнений.

 

Рабочая группа Совета призывает общественные структуры, правозащитные организации, средства массовой информации следить за ходом расследования уголовных дел в отношении Матвеева и свидетелей по его делу, не оставлять без внимания и поддержки деятельность Игоря Матвеева и его коллег по борьбе с беззаконием, защите чести, достоинства и справедливости.

 

Члены Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:

Л. Алексеева,

В. Гефтер,

С. Кривенко,

М. Полякова,

И. Полникова (Чугуева);

 

Давиденко М.В., советник Уполномоченного по правам человека в РФ.

 

24 апреля 2012 года

http://www.president-sovet.ru/structure/group_7/materials/zayavlenie_matveev.php

.