На 7 июня текущего года в правительстве РФ запланировано рассмотрение вопроса о внесении дополнений в программу приватизации. Это уже вторая попытка правительства Дмитрия Медведева решить этот вопрос – первоначально внесение изменений в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011 -2013 годы должны были обсудить в пятницу, 31 мая. Но не получилось.  

 

Золотое яичко
Золотое яичко

 

По официальной версии вице-премьера Аркадия Дворковича, опубликованной РИА Новости: «Сегодня не обсуждался вопрос о внесении дополнений в план приватизации в связи с отъездом курирующего вице-премьера Шувалова в командировку. Мы решили перенести этот вопрос по техническим причинам на следующее заседание правительства 7 числа». Но как особо подчеркнул вице-премьер: «Приватизация, как и говорил председатель правительства, на первой встрече правительства, является одним из семи приоритетов на ближайшие месяцы. Никакие планы не меняются. Все те заявления, которые делались на эту тему со стороны председателя правительства, остаются в силе».

 

Мне вот это, пожалуйста
Мне вот это, пожалуйста

О том, какие это планы, чем они грозят Якутии и о роли в этих планов вице-премьера Игоря Шувалова и предпринимателя Сулеймана Керимова я уже писал в статье «Сможет ли президент Якутии Егор Борисов защитить интересы своего народа?».

 

Как известно, план приватизации алмазодобывающей компании в долях основными собственниками (РФ и Якутия совокупно владеют свыше 90 % акций) давно уже согласован. В частности предполагалась, что первоначально будет приватизировано 14 % акций АЛРОСА – 7 % от республиканской и 7 % от федеральной доли акций. В соответствии с этими договоренностями властями Якутии проведены все необходимые мероприятия. По методам приватизации остального пакета акций компании собственники пока не договорились – Минфин РФ настаивает на дальнейшей паритетной продаже, тогда как Якутия хочет оставить за собой блокпакет, а всю остальную приватизацию АЛРОСА предлагает провести за счет уменьшения федеральной доли.  Естественно, федеральные власти с таким предложением пока не согласны и никаких подвижек в этом вопросе не наблюдается.

 

3 августа 2011 года правительством России был обнародованы планы расширенной приватизации крупнейших компаний, где приватизация АЛРОСА предполагалась провести «с использованием «золотой акции», а также с координацией продажи акций, находящихся в государственной собственности Якутии, с возможностью направления на развитие инфраструктуры субъекта РФ денежных средств в объеме, равном поступлениям от приватизации акций». Однако до сих пор никакого распоряжения правительства России о соответствующей корректировке прогнозного плана приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы не было.

 

Неизвестно широкой публике и о каких-либо переговорах правительства республики с федеральными властями по «координации продажи акций, находящихся в государственной собственности Якутии». Также ничего неизвестно о перечне инфраструктурных объектов, на которые планируется направить деньги от приватизации АЛРОСА. Поэтому сейчас общественность республики пребывает в твердой уверенности, что приватизация алмазодобывающей компании пойдет в полном соответствии с ранее озвученными планами, а  о ходе переговоров и предлагаемых решениях якутян известят заранее.

 

Тем более что эта уверенность имеет под собой твердую почву – 16 марта 2012 года на своем заседании Наблюдательный совет АЛРОСА рассмотрел вопрос о подготовке к возможной приватизации акций компании, принадлежащих Российской Федерации и Республике Саха (Якутия). Набсовет принял решение «обратиться в правительство Российской Федерации с предложением учесть при подготовке решений о приватизации, находящихся в федеральной собственности акций АК «Алроса» (ОАО) позицию наблюдательного совета компании о необходимости обязательного сохранения в государственной собственности контрольного пакета акций (сохранение в собственности Российской Федерации 25%+1 акции и в собственности Республики Саха (Якутия) – 25%+1 акции)». Кроме того, НС просил «координировать подготовку приватизационных решений в отношении АК “Алроса” (ОАО) с Республикой Саха (Якутия)» с учетом ряда важных для компании и республики факторов.

 

Но в опубликованных, к заседанию правительства, официальными российскими СМИ выдержках из плана ускоренной приватизации, этих ранее согласованных и утвержденных 14 процентов вдруг не оказалось. Это сразу породило мои опасения, что в этом вопросе федеральное правительство готовит какой-то сюрприз. Отчасти эти опасения подтвердились.

 

1 июня газета «Коммерсант» опубликовала выдержки из презентации доклада министра экономического развития России Андрея Белоусова к заседанию правительства. В нем в частности сказано «… до 2013 года предлагается продажа 7,58% акций минус 1 акции ОАО «Сбербанк», 10% ОАО «Роснано», 25% минус 1 акции ОАО «Совкомфлот», 49% ОАО ОЗК и до 50% акций ОАО АК АЛРОСА». Обратите внимание – у всех перечисленных компаний доля приватизируемых акций указано точно, тогда как у АЛРОСА вместо ранее согласованных 14 процентов стоит расплывчатое «до 50 %». Про «золотую акцию» вообще не упоминается. И как прикажите это понимать? О каких 50 % может идти речь?

 

По республиканскому закону, при любом порядке приватизации в собственности Якутии должно оставаться не менее 25 % +1 акция АЛРОСА (сейчас – 32%). Еще 8% акций находится у муниципалитетов «алмазной провинции» республики и к госсобственности республики никакого отношения не имеют. По закону, муниципалитеты сами определяют порядок распоряжения муниципальной собственностью.

 

Согласно Указу Президента РФ № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ» в редакции от 17 мая 2012 года 37 % федеральных акций АЛРОСА находятся в этом перечне. И поэтому, согласно п.2 Указа, могут быть внесены в план приватизации федерального имущества только «после принятия Президентом Российской Федерации решений об исключении предприятий из числа стратегических или об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами (доли государства в уставном капитале акционерных обществ)». Решения Президента РФ об исключении этих акций из перечня пока нет, следовательно, сейчас в распоряжении правительства России находится всего около 13 процента акций АЛРОСА.

 

А теперь нетрудно посчитать, что сейчас (без решения Президента РФ, законодательного собрания и муниципалитетов Якутии), правительство России может внести в план приватизации не более 20 % акций АЛРОСА. Это все, максимум. И еще недавно федеральные чиновники это прекрасно понимали. Как заявил РИА Новости 1 марта 2012 года директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития РФ Алексей Уваров: «В списке (стратегических предприятий – ред.) у нас 38% АЛРОСА (чиновник ошибся – ред.), поэтому мы можем продавать 12% федеральных акций, не выводя из списка».

 

Но если это понимание было в марте, то куда оно делось сейчас? О каких «до 50 %» акций АЛРОСА пишет в своем докладе новый министр экономического развития России Андрей Белоусов? Он не в курсе ситуации с приватизацией АЛРОСА или вообще не знаком с порядком приватизации стратегических предприятий? Откуда взялась эта цифра, какие закулисные переговоры и каких лиц она отражает?

 

На странность предложения Андрея Белоусова по порядку приватизации АЛРОСА обратил внимание и известный западный финансовый аналитик Джон Хелмер. «Двое из ведущих диамантеров в Москве, –пишет он, – таким образом отреагировали на сообщение, связанное с Керимовым и Шуваловым. «Это все пустые разговоры. Ничего серьезного еще нет. Во-первых, для приобретения 51% акций всей компании должно быть изменено законодательство. Это невозможно. АЛРОСА также должна быть выведена из списка [государственных] стратегических предприятий. Насколько я знаю, за Керимовым стоит Шувалов. Он лоббирует интересы Керимова. Но это выходит за рамки его полномочий…».

 

Второй источник признает, что за схемой продажи 51% акций стоят вместе Керимов и Шувалов. «В теории все это могло бы получиться. Но на практике это не совсем понятно, так как для того, чтобы забрать 51% акций АЛРОСА, нужно иметь очень мощный административный ресурс».

 

Хотя может быть все еще проще – вскоре якутяне станут свидетелями нового скандала в духе «алмазного протокола» или «секретного договора»? Как видите, ситуация складывается непонятная, вопросов много, а ответов пока нет…

 

А тем временем, пока в Москве разворачиваются все эти очень чувствительные для финансовой самостоятельности Якутии события, весь якутский политбомонд занят обсуждением более насущного вопроса – как будет называться должность будущего высшего должностного лица республики на якутском языке. На 8 июня, аккурат на следующий день после заседания правительства России по вопросам приватизации, назначено пленарное заседание Ил Тумэна, на котором депутаты должны решить этот вопрос. Идут бурные споры и обсуждения, предлагаются различные варианты, вносятся поправки, в общем, страсти кипят нешуточные. Такие, что о каких-то там акциях какой-то там бюджетообразующей компании Якутии никто и не помнит. Вопросы лингвистики затмили вопросы экономической самостоятельности.

 

Я не спорю, наверное, это действительно крайне важно определить, как будет называть глава республики – «баhалык», «дархан», «ил дархан» или еще как. Но, при этом я хочу заметить, что в 1990 году Декларацию о государственном суверенитете Якутской-Саха Советской Социалистической Республики принял Верховный Совет, а подписал Председатель Верховного Совета Якутской АССР Михаил Николаев. Кроме Декларации Верховный Совет принял, а Председатель Верховного Совета подписал, много других законов о собственности и полномочиях ставших основой суверенитета.

 

При всем моем уважении к депутатам и лично Егору Борисову, очень сильно сомневаюсь, что сегодняшний состав Ил Тумэна сможет принять подобные по смелости документы, а действующий Президент РС (Я) – их подписать. На мой взгляд, нет у них для такого поступка ни запала, ни полномочий. Поэтому и остается, пока в Москве решаются реальные вопросы экономической самостоятельности республики, выяснять, как лучше назвать будущее высшее должностное лицо Якутии. Оно, конечно, отдельным депутатам намного легче и безопаснее рвать на себе рубашку за «дархана» или «ил дарахана», чем предостеречь федеральных чиновников от попыток покусится на республиканскую собственность. Да и для роста политического капитала такое рвение намного полезнее будет. А за АЛРОСА пусть другие отдуваются. С них потом спросим…

 

Владимир Нифонтов,

«YKTIMES.RU», 06.06.12

http://www.yktimes.ru/politika/o-polze-lingvistiki-pri-prodazhe-alrosa/#more-2703

 

P.S. А для тех, кто кричит «без президента нет республики» напомню, что республика родилась не 20 лет назад и не с президентов. У основателей якутской государственности Платона Ойунского, Максима Аммосова должности звучали так – Председатель Совнаркома или Председатель ЦИК ЯАССР. Исидор Барахов, Семен Борисов и Гавриил Чиряев были «рядовыми» Первыми секретарями Якутского обкома КПСС.

 

И за свой вклад в становление республики имена этих людей навечно вписаны в историю Якутии и якутской государственности. Имена, а не название должностей.

 

http://www.yktimes.ru/politika/o-polze-lingvistiki-pri-prodazhe-alrosa/#more-2703

.