Д. Бойко-Павлов |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
К тому времени город оставили японцы, что принято считать завершением интервенции. Генерал Михаил Дитерикс, возглавлявший последнее правительство Приморья, с остатками белых войск отходил к границе в районе Посьета.
В последние десятилетия 22 октября не отмечается широко и торжественно, как прежде. Дата утратила политическую окраску, и чем дальше от Гражданской войны, тем больше осознания, что белые и красные по большому счету желали Родине одного - благополучия и процветания.
Отмена всякого рода ограничений, что сопровождали советскую историографию, активизировала исследования. Развенчанием стереотипов можно назвать книгу «Волочаевка без легенд», которую написал почетный член Приамурского географического общества Григорий Левкин, полковник в отставке, возглавлявший топографическую службу Дальневосточного военного округа. Ряд страниц этой книги посвящено Демьяну Бойко-Павлову - известному партизанскому командиру.
Признание старого подпольщика
Уроженец Киевской области Демьян Бойко работать пошел с двенадцати лет. Сначала учеником кузнеца, потом слесарем. Завербовался на строительство Транссибирской магистрали, где участвовал в прокладке тоннеля у станции Облучье. Перебрался в Хабаровск, устроился на завод «Арсенал», позже переименованный в «Дальдизель». Как отмечала партийно-советская печать, на «Арсенале» Демьян Бойко сошелся с большевистски настроенными рабочими.
Известие о восстании в Петрограде поступило 26 октября 1917 года. Однако Хабаровский городской совет рабочих и солдатских депутатов заявил о приверженности Временному правительству. Большевистская фракция внесла резолюцию, которая приветствовала «революционных рабочих и солдат, восставших против контрреволюционного правительства». Эта резолюция была отвергнута при 16 голосах «за» и 96 - «против».
Лишь в декабре, когда меньшевики и эсеры, составлявшие большинство в исполкоме горсовета, ушли в отставку, перевыборы позволили большевикам прийти к власти. В том же месяце в Хабаровске состоялся съезд Советов, провозгласивший советскую власть на всем Дальнем Востоке. Был сформирован Дальсовнарком.
Однако в сентябре 1918 года его пришлось эвакуировать. Хабаровск занял отряд атамана Ивана Калмыкова при поддержке японской дивизии.
«Работая в Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока, находившемся Томске, я нашел документ, свидетельствующий, что советский отряд по охране Хабаровска, возглавлявшийся Д. И. Бойко, был оставлен в городе, чтобы не допустить поджогов и мародерства, - пишет Григорий Левкин. - 16 октября отряд Д. И. Бойко был расформирован, было сдано 19 винтовок кавалерийского образца, 4 винтовки пехотных, 3 винтовки японского образца и 20 шашек. Сохранилось в архиве и требование отряда к городским властям о выплате денег за сентябрь и октябрь. Не будем забывать, что это месяцы жестокого калмыковского террора», - напоминает исследователь.
«В январе 1919 года Д. И. Бойко появился в глухом селении Бичевая в среднем течении реки Хор, где находился партизанский отряд из бывших красноармейцев, по некоторым сведениям численностью около 600 человек. Весной 1919 года этот отряд был разгромлен казаками атамана Калмыкова, действовавшими вместе с японцами. От отряда осталось около 150 человек, разбившихся на группы численностью по 25 - 30. В ходе операции калмыковцы потеряли всего три человека убитыми».
Между тем участники подполья в своих мемуарах отмечали, что Демьян Иванович Бойко, для конспирации взявший другую фамилию - Павлов, до декабря 1918 года находился в Хабаровске на нелегальном положении, после чего перебрался на базу Амурской военной флотилии, где продолжал скрываться. Левкин же утверждает: Демьян Бойко участвовал в расстреле командира отряда из Бичевой, который был обвинен в поражении.
«Что касается партизанского движения, то по вине, главным образом, «талантливого» организатора Бойко-Павлова были разгромлены белыми: Хорский партизанский отряд и Хорская партизанская база в районе Хабаровска», - свидетельствовал участник Гражданской войны И. С. Бессонов (Анищенко), которого цитирует исследователь.
И еще одно признание старого подпольщика, расстрелянного калмыковцами, но выжившего, приводит Левкин: тот корил себя за то, что настоял на избрании Бойко-Павлова председателем ВРШ - военно-революционного штаба.
Город взяли, но...
В начале ноября 1919 года в селе Анастасьевке, что в 45 километрах от Хабаровска, собрались на совещание командиры партизанских отрядов. Они избрали военно-революционный штаб из семи человек, председателем которого был утвержден Бойко-Павлов. Свое несогласие с этим решением выразил Яков Тряпицын, командир отряда, действовавшего в окрестностях станции Кругликово. Из Анастасьевки он отправился на Нижний Амур с двумя десятками партизан. Преодолев восемьсот километров пути в Николаевск-на-Амуре вошла уже пятитысячная Красная Армия под командованием Тряпицына.
В февральские дни 1920 года, когда Тряпицын овладел Николаевском-на-Амуре, Хабаровск заняли соединения Уссурийского Военно-революционного штаба под командованием эсера Ивана Булгакова-Бельского, бывшего ротмистра императорской армии, чин которого в кавалерии соответствовал званию пехотного капитана.
Отряд Калмыкова покинул город, однако в нем оставались части японской дивизии. Булгаков-Бельский передал власть исполкому горсовета, а вверенные ему войска стали именоваться советскими. Только через месяц после сдачи Хабаровска Калмыковым в город вошли партизанские отряды Ивана Шевчука и Демьяна Бойко-Павлова. Но их пребывание там было недолгим.
В начале апреля японцы прервали нейтралитет, развернув боевые действия в Хабаровске, Владивостоке, других населенных пунктах Дальнего Востока, в которых установилась советская власть. Булгаков-Бельский отступил на станцию Красная Речка и левый берег Амура. «Партизанам пришлось снова укрыться в таежной глухомани», - замечает Левкин.
Без малого два года спустя Бойко-Павлов совершил налет на Хабаровск, занятый белоповстанческой армией генерала Викторина Молчанова, которая была сформирована в Приморье. В своих воспоминаниях Демьян Иванович назвал действия отряда, сформированного в селе Вятское в 75 километрах от Хабаровска и состоявшего из пяти групп, трех пехотных и двух кавалерийских, бесстрашными и героическими. По его словам, без единого выстрела удалось взять Артиллерийскую гору (ныне улица Ленина), преодолеть реку Плюснинку (ныне Уссурийский бульвар), выйти на улицу Муравьева-Амурского. Белоповстанцы спохватились, когда партизаны были на улице Алексеевской (ныне улица Шевченко).
По свидетельству Бойко-Павлова, город был очищен от белоповстанцев, которые из-за нарушения связи между частями перебили до 240 своих же солдат. Напрашивается вопрос: если партизаны сокрушили офицерскую роту, комендантский батальон, кавалерию, другие формирования армии Молчанова, тогда почему победители поспешили оставить город? Демьян Иванович объяснял отход тем, что взятие партизанами Хабаровска не совпало с наступлением армии Василия Блюхера, которая концентрировалась на подступах к станции Волочаевка.
«В ночь с 11 на 12 января отряд Бойков-Павлова совершил нападение на город Хабаровск. По сведениям разведчиков партизан, в городе не было строевых частей. Партизаны не знали, что два белогвардейских полка были отведены в город на отдых, - уточняет Левкин. - После упорного боя партизаны были вынуждены отступить, они потеряли 6 человек убитыми, 13 пленными и два пулемета, потери белых составили 42 человека».
«Белые преследовали партизан и через неделю захватили село Вятское. Партизаны скрылись в тайге и более активных действий не предпринимали. Вообще, нападение на Хабаровск - это единственный боевой эпизод в партизанской деятельности Бойко-Павлова», - акцентирует внимание исследователь.
В Волочаевском бою, который считается решающим сражением Гражданской войны на Дальнем Востоке, одержал верх Блюхер. Белоповстанческая армия Молчанова оставила Хабаровск. Меньше известно, что партизанам было предложено сдать оружие и снаряжение, а также запасы продовольствия, которые были выделены им еще в ноябре 1921 года. Когда в штабе Блюхера узнали об отказе, последовал приказ о направлении кавалерии и пехоты с пулеметами против «шаек банд Шевчука и Бойко-Павлова».
Письмо в крайком
Бойко-Павлов пережил Блюхера: после Института красной профессуры бывший партизанский командир работал на Украине. С началом Великой Отечественной возвратился в Хабаровский край с секретным заданием: ему было поручено создание диверсионных групп для борьбы с оккупантами в случае захвата Дальнего Востока империалистической Японией. После Победы вернулся в столицу, где работал в органах государственной безопасности, откуда в 1953 году ушел на пенсию. Был награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 1-й степени.
«Разбирая в Государственном архиве Хабаровского края материалы бывшего председателя партизанской секции города Хабаровска Акима Аверьяновича Волошина, я наткнулся на письмо, в котором тот писал в крайком КПСС, - констатирует Левкин. - Письмо это было обусловлено тем, что Д. И. Бойко-Павлов, спустя почти сорок лет после Гражданской войны, попросил А. А. Волошина представить его к званию Героя Советского Союза, а тот отказал, заявив, что не знает никаких героических подвигов просителя».
Аким Волошин, подобно Григорию Мелехову из шолоховского «Тихого Дона», был белогвардейским офицером, однако перешел на сторону советской власти и служил в Красной Армии. Получив отказ Волошина, Бойко-Павлов поставил в известность крайком о его белогвардейском прошлом. Левкин задается вопросом: почему Бойко-Павлов до этого молчал, что партизанскую секцию возглавляет бывший белогвардеец?
Так кто же он, Демьян Бойко-Павлов, - герой, именем которого названа улица в Кировском районе Хабаровска, или же подобие Петра Полипова, персонажа из телесериала «Вечный зов», который в Гражданскую войну был провокатором, а после нее сделал успешную карьеру в советской и партийной иерархии?
Кстати, разоблачен Полипов был только на экране. В одно-именном романе Анатолия Иванова, по которому снимался фильм, Полипова не разоблачили...
Михаил Карпач,
с использованием материалов сайта
«Приамурские ведомости», 22.10.12