Виктор Ишаев отвечает на вопросы в программе «От первого лица»
Виктор Ишаев отвечает на вопросы в программе «От первого лица»

Министр Минвостокразвития Виктор Ишаев выступая сегодня вечером на краевом телевидении 6-ТВ в программе «От первого лица» затронул тему коррупции в регионе. Разговор зашел и о назревающих громких делах в Хабаровском крае. Однако Виктор Ишаев на стал давать рекомендации губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту поступить также, как в конце августа сделал губернатор, соседнего, Камчатского края Владимир Илюхин. Он, напомним, отправил все правительство края в отставку, после того, как там разразился скандал с одним министром. И как не пытался ведущий передачи Олег Крючек получить конкретный ответ от министра, мол, что же делать Вячеславу Шпорту, Виктор Ишаев мастерски ушел от этого вопроса.

 

Критическая масса

 

Отметим только, мы бы не записали этот диалог, если бы днем в редакцию не позвонил некий мужчина и сказал: «Сегодня вечером на телевидении будет выступать Ишаев и ему зададут вопросы по коррупции в крае. Мне сказали вам передать, чтобы вы включили телевизор и посмотрели».

 

Ну, а теперь переходим к вопросам Олега Крючка и ответам Виктора Ишаева. Вот какой диалог состоялся.

 

- ...Виктор Иванович, что касается работы правоохранительных органов, то упрекнуть их не в чем. По крайней мере, на территории Хабаровского края, - говорит Олег Крючек. - На минувшей неделе, чуть раньше, наш край, к сожалению, попал в прицел средств массовой информации. Такого давно не было! Прошли обыски в краевом министерстве сельского хозяйства и продовольствия. Прокуратура, как я понимаю, расследует дело о гибели коров в одном из предприятий (там не были выделены деньги на корма). Прокуратура также расследует выделение средств каким-то непонятным людям, которые как-то их получили и куда-то потом их «увели» из краевой казны. Даже, по-моему, следственный отдел УФСБ это дело расследует. Стало достоянием гласности махинация с земельными участками, в которой тоже, по заявлению прокуратуру, задействованы чиновники края и мэрии (инвалидам предлагали оформить право собственности на землю, с тем, чтобы потом передать третьим лицам, и за это давали инвалидам какие-то копейки). И вот пошел какой-то, некий, вал. Такое чувство, что, наверное, можно сказать, - ржа какая-то поражает. Ваше отношение к этим фактам? Что необходимо сделать?

 

- Я послушал вас очень внимательно. Понимаю, что вы этой ситуацией владеете лучше, чем я. Поскольку я нахожусь больше в командировках, - отвечает Виктор Ишаев. - Понимаете, смысл в чем: человек один раз сделал махинацию - прошло. Второй раз, третий, потом появляется ощущение безнаказанности. И то, что вы говорите, нельзя упрекнуть правоохранительные органы... Вот, можно упрекнуть! Если, допустим, какое-то подозрение возникло на Камчатке [к министру спорта Виктору Кравченко], там губернатор взял и все правительство края отправил в отставку. И еще раз согласовав все фигуры, всех своих кандидатов на должности, назначил вновь. Я ничего страшного в этом не вижу. Это нормально: шаг к оздоровлению. А когда приходят какие-то люди, непонятно откуда, но с понятными целями и задачами... Ну, вот скажите: если привезти сюда откуда-то человека с другой территории, у него там семья, допустим, там, в Москве: зачем он сюда поехал? Прям, там сидел и мечтал, как бы развивать здесь Дальний Восток?!

 

- Но думаю, что есть люди, которые и так думают. Кто-то хочет опыт приобрести, какую-то получить работу.

 

- Вот мы и видим в рамках уголовных дел, что приобретают опыт. Будем надеяться, приобретут опыт не только хищений, но и отбывания наказаний за эти дела. Поэтому этот опыт, очень-очень ценный, и не только для них, но и для других тоже, будем надеяться. Если, когда мы раньше работали в крае, только подозрение на кого-то падало, мы расставались. Расставались жестко. Вот так вот: Давай, парень, иди на другую работу и там объясняйся с правоохранительным органами. То сейчас...

 

- Виктор Иванович, я вернусь, опять же к концу августа, когда камчатский губернатор отправил в отставку правительство. А недавно прошла информация, что и губернатор Приморья отправил в отставку руководителей своих департаментов, которые были тоже заподозрены в чем-то. Следует ли воспринимать ваши слова как некую рекомендацию губернатору Хабаровского края к действию?

 

- Это дело губернатора Хабаровского края, он подотчетен людям, поэтому пусть перед ними и отчитывается. Я рекомендации сейчас давать никакие не буду. Когда потребуется дать рекомендацию, я ее направлю президенту: рекомендацию или свою точку зрения. И так по любой территории. Поэтому, я пока в эти вопросы не вникаю. Пусть работают люди, доказывают. Пусть смотрят. Идет расследование, может быть кто-то не так виноват, может кто-то незначительно больше виноват...

 

- Есть такое ощущение, что в Хабаровском крае назревает некая критическая масса. Это мы ощущаем и по звонкам телезрителей, и в беседах с различными политологами (которые приходят, рассказывают), хозяйственниками. Просто цель моего вопроса, на самом деле, не добиться какого-то отсечения головы, а чтобы Хабаровский край звучал на общероссийском информационном фоне стройками, победами, а не криминально-коррупционной составляющей. Чтобы это можно было хирургически приостановить. Тем более, руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов назвал коррупцию одной из основных угроз национальной безопасности. Вы, как полномочный представитель президента, как министр, контролируете действия правоохранительных органов на всей территории региона с точки зрения коррупционной составляющей?

 

- Предшествующий ваш спич был интересен. Но я вам могу ответить, что касается Хабаровского края, так же как и ответил председателю правительства РФ: Я губернатором Хабаровского края не работаю уже 3,5 года. И если вы что-то хотите, - задавайте вопросы губернатору, садитесь и решайте их. Что касается меня, как министра, то это не то министерство, которое заносит кому-то какие-то части тела, если он ничего не делает, это министерство по развитию Дальнего Востока...

 

На этом диалог по теме был закончен. О каких же громких делах говорил министр Виктор Ишаев и его интервьюер?

 

Дела и делишки

 

Они действительно есть. Возбуждать их начали примерно полгода назад. Так, следственными органами СКР по Хабаровскому краю в отношении начальника отдела животноводства управления краевого минсельхоза Михаила Глотова было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ («Халатность»).

 

По версии следствия, еще в декабре 2010 года минсельхоз безвозмездно передало в ООО «Хабаровские молочные фермы» (с. Дружба Хабаровского района) более 700 коров, а в прошлом году 370 из них погибли от голода. В ходе служебной проверки, нашли крайних. С минсельхоза края сразу уволились начальник отдела имущественных отношений, землепользования и управления краевой государственной собственностью Григорий Осипов, а также главный государственный ветеринарный инспектор края Александр Карченко.

 

Между тем не понятно, почему в этих крайних оказались ветеринар (известно, что за рационом животных должен следить зоотехник) и начальник отдела животноводства, а, к примеру, не министр сельского хозяйства Сергей Гоманюк? Ведь на ферме в с. Дружбе коровы погибли не от болезней, а от элементарного голода.

 

У бывшего краевого министра сельского хозяйства Николая Кологорова (который министром был с апреля 1994-го, получается, начинал работать в бытность губернаторства Виктора Ишаева) коровы тоже дохли. Но об этом мало кто знал. Прокуратура пресс-релизы на сайтах не вывешивала. И Николай Кологоров вовремя ушел. Он был «уволен по собственному желанию в связи с выходом на пенсию» 12 мая 2010 года уже при новом губернаторе Вячеславе Шпорте. А все договоры между краевым минсельхозом и ООО «Хабаровские молочные фермы» были оформлены при новом министре Сергее Гоманюке.

 

Но и это еще не все. В ноябре 2012 года по месту жительства и в кабинетах минсельхоза у двадцати действующих и уже бывших сотрудников прошли обыски. Вскрылись очередные факты по другим коровам. Оказывается, в апреле 2011 года министерство передало кооперативу «Сокол» еще около 130 коров, и уже через полгода в хозяйстве от недостатка кормов начался падеж, погибло 63 коровы. В отношении неустановленных работников министерства возбуждено дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ («Халатность»).

 

На прошлой неделе следственный отдел УФСБ России по Хабаровскому краю раскрутил еще одно уголовное дело, но по мошенничеству в отношении неустановленных лиц. Выяснилось, что эти неизвестные лица подали в минсельхоз края подложные документы о покупке хладобойни и легко получили за это субсидию - 13,1 млн. рублей. Таким образом, нанесли существенный ущерб краевому бюджету.

 

Нет, и при губернаторстве Виктора Ишаева могли быть какие-то сбои в работе и могли быть свои делишки. Но они не вылазили так откровенно наружу. И оперативно пресекались. А при новом губернаторе, сразу же на один день - 21 сентября 2009 г. даже министр финансов края Александр Кацуба (который, кстати, на своей должности находится бессменно уже 21 год, и работать начинал при Ишаеве), стал фигурантом уголовного дела.

 

Как писал о тех делах журналист и депутат Госдумы Александр Хинштейн: «О возбуждении дела против своего заместителя хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт узнал из моего звонка». «Я слышал, что к Кацубе были какие-то претензии. Пытался узнать. Официально никто мне ничего не сообщил» - говорил Шпорт. Это еще раз подтверждало, что Шпорт мало мог влиять на политическую ситуацию в начале своего правления.

 

Но оправдывало Вячеслава Шпорта то, что Александр Кацуба был фигурантом за дела прошлые, при губернаторстве Ишаева. Что же изменилось на четвертый год нахождения у власти нового губернатора Шпорта с обновленной командой?

 

На прошлой неделе прокуратура Хабаровского края проверила исполнение земельного законодательства в краевом министерстве имущественных отношений, где новым министром с марта 2012 года стал Александр Давиденко (он кстати, приехал из Москвы, видно в мечтах развивать Дальний Восток?). И в ходе проверки были выявлены схемы незаконной передачи третьим лицам через министерство и администрацию города государственных земельных участков, предоставленных инвалидам в собственность.

 

Группа чиновников (лица устанавливаются) предлагала инвалидам за эти участки от 5 до 15 тыс. рублей, в то время как их рыночная стоимость составляет от 700 тыс. рублей. Материалы прокурорской проверки направлены в следственные органы для принятия процессуального решения. По результатам их рассмотрения возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество»).

 

При бывшем министре имущественных отношений Сергее Чиханацком тоже случались эксцессы, но все они быстро затухали. Впервые в очень закрытом от прессы министерстве скандал случился в 2007 году, когда комиссия экспертов управления Росохранкультуры по ДФО начала проверку реестрового учета исторических зданий, сооружений, а также знаков, постаментов и скульптур в Хабаровске. Выяснилось, что начиная 2000 года в Хабаровске приватизировали 9 памятников федерального значения, часть из которых находится на «красной линии». Но дальше этого выяснения, дела не пошли, и все о них забыли (словом и даже об этой приватизации в краевых СМИ не рискнули написать).

 

Теперь же и возбуждают дела и пишут не о делишках, а о делах с неимоверной скоростью. Но только представьте, краевые чиновники за неполные полгода стали фигурантами четырех уголовных дел, два из которых расследуются по мошенничеству, два дела - по халатности. И кому о какой отставке тут можно говорить? Кому уходить первому? Отставка - это признание моральной ответственности, а пока тут только уголовная.

 

Константин Пронякин, Ирина Харитонова,

«МК в Хабаровске», 19.11.12

http://hab.mk.ru/interview/2012/11/19/776085-dialog-v-televizore.html

.