Кампания по муниципальным выборам в Сахалинской области вошла в свою активную стадию. Правда, неизвестно, замечают ли это избиратели, но процесс идет. Уже сформированы списки кандидатов депутаты представительных органов местного самоуправления, определяются имена кандидатов в мэры.
 
Уже успели возникнуть первые скандалы, например, в Корсакове коммунисты, явившись со своим списком 9 июня, встретили отказ его принять. Тамошний избирком мотивирует это тем, что претенденты опоздали на один день, коммунисты в ответ заявляют, что их нагло водят за нос, а на самом деле на это число выпадает последний день приема документов. Так это или нет, предстоит определить, очевидно, суду. В Аниве при возникновении аналогичной ситуации коммунисты от претензий отказались и собираются воспользоваться правом самовыдвижения.
 
Может быть, в какой-то степени это и правильно, поскольку политизировать муниципальные выборы, выбирая депутатов по партийным спискам, по меньшей мере неумно. Понятно, что эта идея пришла в свое время «сверху» с неявной, но четко ощущаемой задачей достичь практически однопартийную систему на всех уровнях, придать ей, так сказать, гармоничную завершенность. Кроме того, сформировав свой депутатский костяк, партия могла влиять на мэров, которые пока еще в большинстве своем остаются избираемыми напрямую населением. А раз так, то всегда есть шанс, что к власти прорвется нежелательная фигура, и вот здесь депутаты вполне могут сыграть роль … да любую роль, которая им будет предложена.
 
В этом еще раз убеждают московские события, которые показали, насколько велика у муниципальных депутатов, верных партийным принципам, способность мимикрировать.
 
Да и местные недалеко ушли. Достаточно вспомнить Южно-Сахалинское городское собрание, ныне думу, которое, не имея объединяющей политической платформы, было головной болью местной администрации, но после того, как за руль крепко взялась ЕР, превратилось в управляемый и очень конструктивный орган. Трудно сказать, какой вариант хуже. В Корсакове, где коммунисты играют роль главных оппозиционеров, раздрай в рядах депутатов не привел ни к чему хорошему. Хотя по большому счету муниципальные избранники почти ни на что влиять не могу, тем не менее, за ними остается один рычаг - утвердить или нет бюджет. Если нет, то району светит урезанное финансирование, приостановленные программы и прочие бюджетные неприятности. Поэтому, конечно, фронда чревата. Но чем лучше бюджет, который утверждается по мановению руки, с формальным обсуждением, а потом точно так же и контролируется, - тоже большой вопрос.
 
Но, конечно, партийность депутатов играет в данном случае лишь организационную роль. На самом деле задача муниципальных избранников гораздо скромнее и важнее, чем любая идеология: сделать на данной конкретной территории жизнь комфортную и безопасную, способствовать реализации права граждан на труд, образование, охрану здоровья, доступ к культурным ценностям, жилью и прочим повседневным потребностям. Этим должен заниматься любой депутат, вне зависимости от того, членом какой партии он является. Главное, чтобы его избиратели ощущали прямую причастность своего кандидата к своим проблемам. С этой точки зрения самовыдвижение честнее и ближе к «земле». Заслужи, ничем не прикрываясь, доверие избирателей, а дальше, сообразуясь с практической пользой организовывай в собрании «кружки по интересам». А если надо принимать судьбоносные для района решения, то убеди аргументами большинство, чтобы они поступились мелкими амбициями ради реальных проектов и программ, а не голосовали просто потому, что так партия приказала.
 
Однако на сегодня большее значение придается прохождению партийного списка, причем как со стороны партии власти, так и со стороны их оппонентов. И скандалы пока возникают именно на этой почве. Ближе к самим выборам, очевидно, обострится борьба среди самовыдвиженцев, за которой, опять же, в большинстве случаев будут стоять партийные интересы. Но даже в этом случае избиратель будет иметь дело все-таки с персоналиями, а не со списками, в которые входят люди совсем ему неинтересные и даже незнакомые. Хотя времени на эту борьбу остается совсем немного…
 
Кроме своей летней расслабленности и связанной с нею стремительности, нынешняя избирательная компания преподнесла еще один сюрприз. На прошлой неделе появилось письмо холмских избирателей числом пять тысяч, которые просят бывшего мэра Холмска, сегодняшнего депутата облдумы Николая Долгих выдвинуть свою кандидатуру на пост мэра города.
------------
Справка
Николай Долгих, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной думы.
Николай Долгих, заместитель председателя комитета по бюджету и налогам Сахалинской областной думы.
Николай Долгих в мае 1990 года избран председателем исполнительной власти города Холмска и района, а в декабре 1991 года - мэром Холмска. В мае 1994 года стал вице-губернатором Сахалинской области. В марте 1997 года жители Холмска и районов снова избрали Н. Долгих мэром. Присвоено звание «Почетный гражданин города Холмска и района». С октября 2000 по 2004 год Н. Долгих был избран депутатом Сахалинской областной Думы третьего созыва. В 2006 году на дополнительных выборах по избирательному округу № 2 г. Южно-Сахалинска вновь победил на выборах в областную Думу четвертого созыва. Входил в состав избирательного объединения «Социальная справедливость». В октябре 2012 года избиратели Холмского района вновь отдали за Н. Долгих большинство голосов на выборах в депутаты областной Думы шестого созыва. Беспартийный. Член фракции «Единая Россия».
(С сайта областной думы)
----------
 
Кроме официальной информации, добавим, что Н. Долгих неоднократно менял свою партийную принадлежность. Он был близок с коммунистами, «Справедливой Россией», ряды которой покинул в последнюю избирательную кампанию, сейчас работает во фракции единороссов. Если вспомнить мэрские годы, то мнение о них у жителей Холмска далеко неоднозначно. Бывало, что жители города перекрывали федеральную трассу, однако после череды сменившихся мэров города некоторые вспоминают его с ностальгией. В свое время Н. Долгих жестко конфликтовал с покойным губернатором И. Фархутдиновым и поддерживал его постоянного оппонента Ф. Сидоренко. Впрочем, сейчас важны не характеристики политика местного масштаба, а совсем другие вещи.
 
Пять тысяч подписей - это, конечно, круто. Это почти выигрыш на выборах. Если, конечно, эти пять тысяч подписей аутентичны. То есть люди понимали, под чем они подписывались и готовы подтвердить свои автографы. Конечно, это не подписи в поддержку кандидата, которые должны сопровождаться точными данными, однако и не мелочь, на которую не следует обращать внимание. По существу, организаторы этого обращения практически заявили - приди и выиграй, мы готовы за тебя проголосовать. Но вот вопрос - готовы ли? Разговоров вокруг письма много. И некоторые версии выглядят так - в возвращении Николая Долгих заинтересованы те лица, которые хотят усилить свое влияние в городе. И люди ставили подписи не столько за конкретную фигуру, а просто за выдвижение кандидата, поэтому полагать, что они готовы отдать именно ему голос, безосновательно.
 
Гадать о том, какими именно побуждениями руководствовались инициаторы письма, дело неблагодарное. Об этом знают только они. Нам любопытнее другое. То, что к возможному кандидату обращаются с просьбой о выдвижении, даже в письменном виде, неудивительно. Удивительно то, что параллельно обращаются к губернатору с просьбой посодействовать выдвижению Николая Долгих. Вот такое понимание принципов местного самоуправления выработала суверенная демократия. Чем-то напоминает обращение холопов к барину - барин, понуди Микишку стать старостой деревни, а то он сам не хочет, а у нас другого нет, а твоему, барин, старосте, мы не верим.
 
Другой, между тем, есть. И сам герой Николай Долгих четко и ясно дал это понять, заявив, что область уже определилась со своим достойным кандидатом на выборах. Правда, область не имеет права на выдвижение кандидатов, но мы-то знаем правила игры, и депутат хорошо их знает, поэтому и говорит чудесные фразы о достойных. Сознательно или нет, проговаривается Николай Долгих и о другом - что жизнь района зависит от областного бюджета, а отношения ПСО и дотационного района таковы, что выбор сделать сложно.
 
Собственно, мы и сами об этом знали. Муниципалитеты никогда, даже вначале реформы местного самоуправления, не были самостоятельны. Остаются такими они и сейчас. В этих условиях область будет поддерживать тех, на кого она сделала ставку. Всякому самостоятельному выдвиженцу, а уж тем более решившемуся сделать поперек, суждено всего два варианта - или стать среднестатистическим мэром, без претензий на самостоятельность, или отвечать за все грехи своих предшественников и биться, как рыба об лед, в поисках средств. Мечты избирателя о том, что вот придет крепкий хозяйственник и управленец и район заживет новой жизнью, наивны, потому что самое большое, на что может рассчитывать крепкий хозяйственник - так это на то, что ему за умение договариваться подкинуть деньжат побольше, чем не желающему договариваться. И все вместе это никак не называется словом «самоуправление», потому что управлять реально нечем.
 
Вот об этом депутат облдумы Николай Долгих прекрасно знает и об этом, почти не вуалируясь, говорит. То есть в своем поступательном развитии мы достигли уже того, что можем даже и не прятать сути за разными красивыми фигурами речи. Но если это так, то в чем тогда смысл выборов?
 
Геннадий Шепарев,
г. Южно-Сахалинск
«Аргументы недели. Сахалин», № 27(369) 18-24 июля 2013 год