|
Больше всех досталось заместителю начальника УМВД России по ЕАО - начальнику полиции Игорю Хайбулову. Распространявшиеся на пикете листовки в буквальном смысле изобиловали компроматом на него. Суть претензий отражена в следующих пяти вопросах, которые участники акции протеста адресовали самому «обвиняемому» полковнику полиции:
1. Правда ли, что вы были задержаны на таможне при попытке вывезти в Китай партию красной икры?
2. Что двигало вашими подчиненными, которые фальсифицировали официальную статистику в ваших интересах?
3. На какие деньги вы приобрели свой коттедж и автомобиль?
4. Как так вышло, что машина-призрак, похожая на вашу, сбила человека и бесследно исчезла?
5. Правда ли, что в Хабаровской академии экономики и права за вас учился другой человек?
Как видно, вопросы поставлены весьма прямолинейно. Следовательно, обращение к полковнику Хайбулову и руководству УМВД России по ЕАО - это, по сути, литературный прием для зачина дальнейшего повествования. Риторическая хитрость была необходима автору (или авторам) листовки для последующих разоблачений, которые, между прочим, не замедлили последовать. Вообще же при внимательном ознакомлении с компроматом складывается впечатление, что организаторы акции протеста меньше всего хотели услышать ответ на поставленные вопросы от публично «обвиняемого» полковника полиции. Да и позиция руководства УМВД по озвученным проблемам интересовала пикетчиков постольку поскольку. Текст листовки был обращен в первую очередь к досужим прохожим и репортерам местных телеканалов. Собранные же на акции протеста подписи под воззванием против Хайбулова, минуя областное полицейское управление, будут отправлены напрямик в Генеральную прокуратуру и МВД.
Несмотря на то что в рядах протестующих можно было насчитать всего пять человек, мероприятие вызвало немалый резонанс в местных СМИ и социальных сетях. За считанные часы по Интернету разлетелась новость о состоявшемся пикете. В среду утром стало известно, что пресс-служба областного управления МВД выступила с официальным опровержением обнародованной на пикете информации. «По всем изложенным в листовках фактам, - говорилось в официальном сообщении полиции, - ранее проводились служебные проверки как УМВД России по Еврейской автономной области, так и сотрудниками центрального аппарата МВД, а также областными правоохранительными ведомствами. Заявленные факты не нашли своего подтверждения», - сказали в пресс-службе УМВД. Вечером 22 января сюжеты о состоявшемся накануне пикете выходят в эфир местных телеканалов: ГТРК «Бира» и РЕН ТВ Биробиджан.
Прямо скажем, не хило для акции протеста с участием пяти человек, особенно если принять во внимание то, что областная пресса, как правило, в упор не замечает оппозиционные митинги, насчитывающие и по 200 участников. Характерно, что съемочные группы местных телекомпаний без приказа начальства на какие-либо мероприятия не выезжают. Невольно складывается впечатление, что пикет и развернувшаяся вокруг него шумиха были кому-то нужны. Причем этот кто-то может влиять на местное телевидение.
Предание огласке компромата на полковника полиции, являющегося к тому же еще и заместителем начальника областного УМВД, - дело нешуточное. Борьба с фигурой такого ранга может быть по плечу лишь очень влиятельным лицам. Трудно поверить, чтобы пяток гражданских активистов без помощи сильных мира сего смог самостоятельно накопать гору компромата на полковника полиции, провести акцию, приковав к себе внимание широкой общественности, а также государственного и муниципального телевидения. Но ведь именно в этом нас постарались убедить средства массовой информации.
Я попытался самостоятельно разобраться в ситуации. Моментально выяснилась одна интересная деталь: организаторы и участники акции протеста являются жителями соседнего региона - Хабаровского края. Этот факт, конечно, не содержит в себе какого-либо криминала. Однако показательно то, что для проведения такого серьезного мероприятия в Биробиджане не нашлось собственных храбрецов. Ничего не поделаешь, скудна родная область на политических активистов. Развивать институты гражданского общества, поднимать уровень политической культуры в нашей глухой провинции можно лишь с помощью гастролирующих пикетов.
Мне удалось связаться по телефону с организатором акции хабаровчанином Алексеем Филимоновым. Первым делом я задал ему вопрос о том, почему фигура полковника Хайбулова так сильно заинтересовала представителей хабаровской общественности. Разве своих проблем в крае меньше? Отвечая, собеседник поведал мне, что является активным пользователем Интернета, принадлежит к сообществу блогеров. О проблемах, которые были озвучены на состоявшемся во вторник пикете, он впервые узнал из социальной сети «ВКонтакте». Активная гражданская позиция привела его вместе с единомышленниками в столицу автономии на пикет.
Активная гражданская позиция - это, несомненно, похвально. Однако ведь для того, чтобы провести акцию в другом регионе, необходимо, как минимум, на чем-нибудь добраться до места ее проведения. И это не считая всех предварительных организационных хлопот, в том числе подачи уведомления. Следовательно, нужно было понести определенные, пусть и не слишком большие, финансовые расходы на транспорт. А может быть, учитывая затраченное на поездку время, имели место и командировочные выплаты? И вообще, за чей счет банкет? Как видно, элементарная логика подсказала мне этот не совсем приятный вопрос.
Собеседник не стал скрывать источник финансирования пикета, но при этом попросил не афишировать конкретного спонсора. По его словам, деньги на мероприятие выделило региональное отделение одной из оппозиционных внепарламентских партий в Хабаровске.
В ходе телефонного разговора с организатором пикета Алексеем Филимоновым дополнительно выяснился один весьма примечательный факт. Оказывается, под петицией против полковника Игоря Хайбулова подписался не кто иной, как сам мэр Биробиджана Андрей Пархоменко. Кроме того, собеседник добавил, что при подготовке пикета организаторы чувствовали хорошее отношение к себе со стороны чиновников мэрии.
Мэр города не стал отрицать, что подписал обращение против полковника Хайбулова. Он охотно согласился побеседовать на данную тему. Приведем небольшой отрывок из состоявшегося диалога.
Я. - Андрей Геннадьевич, что вами двигало, когда вы подписывали обращение?
А. Пархоменко. - Желание, чтобы существовала справедливость… Я подписался под обращением, чтобы разобрались по поводу Хайбулова конкретно.
Я. - То есть вы считаете, что изложенные в листовке факты действительно имели место?
А. Пархоменко. - Да.
Я. - А эти факты ранее вам были известны, когда вы руководили горотделом милиции?
А. Пархоменко. - Да.
Я. - Почему вы раньше не предпринимали никаких шагов? Почему только сейчас решили об этом сказать?
А. Пархоменко. - Я и тогда говорил об этом…
Я. - Но в Управлении МВД все отрицают и собираются даже подавать иск в суд.
А. Пархоменко. - Вы знаете, я во всей этой истории четко перед собой поставил вопрос. Я уверен, что Хайбулов Игорь Сабирович к уголовной ответственности за совершенные поступки привлечен не будет. И я не ставлю вопрос о привлечении его к уголовной ответственности в данном обращении. Но я бы хотел, чтобы прокуратура как орган, надзирающий за органами внутренних дел, дала оценку моральному облику данного товарища…
Я. - Но позвольте, прокуратура и моральный облик…
А. Пархоменко. - Я знаю, что она не оценивает моральный облик. Но я надеюсь, что Генеральная Прокуратура, занимаясь этим фактом, поделится информацией с МВД. А МВД даст оценку моральному облику руководителя, который сегодня является вторым руководителем полиции в области…
Я. - То, что в полиции есть проблемы, - это понятно. Но меня интересует, почему именно Хайбулов и почему именно сейчас?
А. Пархоменко. - Сегодня я от него, слава богу, не завишу. Раньше, когда я работал в милиции, он был вышестоящим руководителем и куратором городского отдела. Хотя я никогда не скрывал своего отношения к нему на протяжении всей нашей службы…
Я. - А на «Арбате» вы случайно оказались?
А. Пархоменко. - Нет, я специально туда приехал…
Такая вот получилась беседа. Как говорится, ни убавить, ни прибавить.
Владимир Сахаровский,
«Голос Биробиджана», №4
P.S. Объективности ради следовало выслушать версию Игоря Сабировича Хайбулова о прошедшем пикете. Но оказалось, что с пятницы позапрошлой недели он находится в плановом отпуске. Вероятно, этот факт покажется читателю небезынтересным.