Комментарии к материалу
03.11.2014 02:03:11
Не историк
У покойого Вити Смоляка лучше книжка о Тряпицыне. Эмигрант Петров уж очень все как-то по западному описал факты.
03.11.2014 02:06:05
Никита
та книжка не Смоляка, а собранная после его смерти кем-то.
03.11.2014 11:24:11
гость
В Краевой библиотеке Хабаровска была книга (самиздат)
1920 года о событиях в Николаевске на Амуре о жертвах
Тряпицина. По словам очевидцев Амур был полон трупов и частей:
головы, ноги, руки... В книге также приводится мандат Ленина
на истребление интелегенции, поповства и евреев. Так Ленин
хотел установить на Дальнем Востоке (который никогда не был
бедным) власть большевиков... И Установил...
03.11.2014 12:08:50
Сергей
Революция пожирает своих героев, чтобы последующие поколения знали всей мерзости правды.
03.11.2014 12:26:35
Краевед
В интернете есть интересный ТВ-сюжет о книге В.Смоляка и, разумеется, о Я.Тряпицыне. Попробуйте найти так: "вести-Хабаровск книга Смоляка" или что-то вроде этого. Увидите и редактора книги, собравшего по крохам книгу о кровавой междоусобице. Дело в том, что Виктор Смоляк долго подступался к этой теме, боялся рисковать, а когда в 90-е годы тему эту "копнули" многие, он уже "перегорел", выдал всего лишь газетные публикации, по которым, собственно, и оформлялась книга, а сам книгу так и не завершил, пытаясь совместить прозу с публицистикой. Увы, не получилось. Но книга все же интересная. Заодно найдите в "научке" давнишнюю книгу С.Днепровского "По долинам и по взгорьям", там о Тряпицыне правдивее всего, ведь автор знал этого легендарного человека.
03.11.2014 12:33:07
Алексей Светлов
Горький, но нужный и серьезн7ый подарок сделали "Дебри" к так называемому дню единства и согласия и к 7 ноября, оцифровав этот "Катаклизм". Будь моя воля, я бы выдвинул "Дебри" на получение исторической краеведческой Анциферовской премии. И не столько за нынешнюю публикацию, сколько за всю 8-летнюю работу "Дебрей" по изучению местной, дальневосточной, хабаровской истории. Читаю регулярно этот ресурс. Поверьте, ни одно СМИ не занималось и не занимается столь много и серьезно историографией, исторической публицистикой, персонификацией хабаровской истории, сколь этим озабочены "Дебри". Жаль, что в Хабаровском крае нет собственной исторической премии для СМИ. Когда будет, мы попробуем выдвинуть "Дебри" на ее получение. А пока предлагаю министру Федосову и министру Кузнецовой рассмотреть вопрос о выдвижении "Дебрей" на Анциферовскую премию. Прошу считать это официальным предложением, насколько сие возможно.
03.11.2014 12:43:38
местный житель
Алексей Светлов, Обеими руками-за!
03.11.2014 12:47:27
Ольга
Согласна отчасти с краеведом, уважаемому Виктору Григорьевичу было непросто подступиться к этой книжке "Междуусобица". И чувствуется, что ее редактировали люди советской закваски. Но надо отдать должное нашей заскорузлой ученой братии, малознающей реальную историю своего края, все же что-то в книгу попало, и о николаевской коммуне, и о все том же Якове Тряпицыне. Кто читал эту книжку, должен помнить, что в финале автор ставит очень журналистскую точку, сообщив, что в Хабаровске живет Наталья Михайловна Герасименко, которая работает завкафедрой маркетинга Академии экономики и права. Девичья фамилия этой женщины Тряпицына. Она родная племянница по отцу самого Якова Тряпицына. И до недавнего времени она ничего не знала о судьбе своего дядьки.
03.11.2014 12:57:51
Музейщик
"Дебри ДВ" и без всяких премий молодцы, но если их выдвинут хотя бы на губернаторскую премию, буду только рад, хотя сомневаюсь в такой награде. Чиновники в Хабаровске, особенно что касается премии Якова Дьяченко, награждают только своих, настоящих журналистов и краеведов они старательно обходят. Боятся, что ли?
03.11.2014 13:22:31
местный житель
Вот нам пример истинного россиянина, в лице В.Петрова, не на словах, но на деле, любившего свою родину. К сожалению, подлинные исторические сведения о Дальнем Востоке, мы узнаем во многом благодаря нашим бывшим соотечественникам, по воле судьбы, оказавшихся за пределами России...Спасибо "Дебрям", что они делают доброе дело. Не уверен, в том, что публикации, подобный этой, могут появиться в новой, широко разрекламированной газете "Хабаровский край сегодня". Судя по ее названию, о прошлом края, придется позабыть....
03.11.2014 16:02:52
Виктор Киселёв
Уважаемый местный житель)))
В этом рассказе о Тряпицине нам привели примеры многих истинных россиян))) Вот весь российский менталитет в сборе, как он есть. И в умении соображать, и в поступках с делами. НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ)))Тогда - Тряпицин. Сегодня - Безлер... Пусть фамилия не русская, но менталитет НАШ!)))
03.11.2014 20:28:09
Ольге от Музейщика
К сожалению, именно Смоляк был прежней, советской закваски, а книга "Междоусобица", выпущенная в Хабаровском краеведческом музее уже после смерти автора, сделана вполне профессионально, да и ее редактор и составитель В.Иванов тоже владел этой темой, и когда работал в селе имени П.Осипенко (бывшем Керби) в 70-е годы, застал последних очевидцев той кровавой резни, так что Смоляк не был единственным, кто общался с людьми Тряпицына...
03.11.2014 20:36:10
Краевед
Да, Музейщик прав, "монополией" на Тряпицына Виктор Смоляк не обладал, этим, в частности, основательно занимался хабаровский исследователь Г.Г.Лёвкин. Ну а В.Смоляк сделал доброе дело, подготовив рукописи о партизанском командире Тряпицыне. Можете заглянуть в Google, набрав "ненаписанная книга Виктора Смоляка", там обширная фактура. Жаль, что Смоляк так долго тянул с изданием книги, публикуя фрагменты в малотиражных газетах. И все же спасибо!
03.11.2014 20:44:31
Ольге еще от одного Музейщика
Вообще-то не дело называть сотрудников музея "заскорузлой ученой братией", якобы плохо знающих местную историю. Вот они-то как раз знают историю Гражданской войны в регионе куда основательнее, а бывший комсомольский и партийный работник В.Смоляк легковесен в своих суждениях, да и его попытка придать документальному повествованию элемент художественности вызывает неловкость. Книга - это не ток-шоу на ТВ, в чем преуспел Смоляк.
03.11.2014 20:47:56
Гость
Спасибо "Дебрям ДВ" за такую интересную публикацию. И даже ершистые комментарии тут кстати, это лучше, чем замалчивание темы и всеобщее беспамятство.
03.11.2014 20:51:12
боб
Я думаю, что С.Днепровский "По долинам и по взгорьям" - есть у многих, и дома на книжной полке, а вот Петров навряд ли. Я даже тут нашел http://debri-dv.ru/article/4844/knigi-kartoteka
03.11.2014 21:02:43
Краевед - Бобу
А я вот не думаю, что книга С.Днепровского есть у многих, все-таки раритет, да и сам автор тихо и упорно наведывался в Приамгунье в "застойные годы", берег эту тему. Кстати, если вы найдете в одном из сибирских журналов отрывок из воспоминаний писателя А.Фадеева "Гибель Амгуньского полка", более нигде не публиковавшийся, там как раз о Тряпицыне, скажу вам спасибо. О тряпицынской эпопее не надо забывать.
03.11.2014 21:19:23
боб
Краеведу
Может быть Рождение Амгуньского полка? В "Октябрьских зорях"
03.11.2014 21:29:58
Краевед - Бобу
Шутить изволите? Кажется, это были "Сибирские огни" или схожий журнал, приказавший долго жить. Читал в конце 80-х и с тех пор, сколько не искал, не мог найти и намёка. Что-то из записных книжек и набросков к книгам А.Фадеева. Вполне возможно, что фрагмент публиковался и под другими названиями, но это уже по части литературоведения...
03.11.2014 22:03:49
Виктор Киселёв
Камрады!)))
Вот о чём мы говорим, что обсуждаем?)))Пора о другом думать! Читайте сайт "Хартия 97"...(((
04.11.2014 20:48:32
Доктор Кубячкин
Я думал, у Киселёва только весеннее и осеннее обострение, но, оказывается, еще и предзимнее. Пациент Киселёв, уймитесь, ваше бормотание о "Хартии" уже надоело санитарам, того и гляди, спеленают вас и будут кормить из соски. Обсосётесь!
04.11.2014 21:30:21
Краевед
Уехавший в Америку литератор В.Петров не был очевидцем николаевских событий, как, впрочем, и писатель А.Фадеев, но тот, нашенский, был партизаном и знал эту тему не понаслышке, а "кабинетный" эмигрант работал по вторичным источникам. Конечно, спасибо, что затронул эту тему. Читал и другие его публикации, появившиеся в годы "перестройки", но это все-таки публицистика, рассчитанная на "белую" публику, а Фадеев работал на "красную". Два взгляда на общую трагедию, поди разберись.
05.11.2014 07:35:42
местный житель
Краевед
Уехавший в Америку литератор В.Петров не был очевидцем николаевских событий, как, впрочем, и писатель А.Фадеев, но тот, нашенский, был партизаном и знал эту тему не понаслышке, а "кабинетный" эмигрант работал по вторичным источникам. Конечно, спасибо, что затронул эту тему. Читал и другие его публикации, появившиеся в годы "перестройки", но это все-таки публицистика, рассчитанная на "белую" публику, а Фадеев работал на "красную". Два взгляда на общую трагедию, поди разберись.
Не думаю,что А.Фадеев, находясь в России, и работая по так называемым первоисточникам, всегда был объективен и правдив в изложении исторических данных. Достаточно посмотреть, что произошло с его "Молодой гвардией", которая в конечном итоге оказалась просто мифом. Согласитесь,что власть того времени больше хотела видеть то, что желала видеть, а не того, что было в реальной жизни. Думаю, что надо отдать должное тем соотечественникам, в том числе В.Петрову, которые находясь за пределами России, тем не менее посвятили свое творчество "раскрытию белых пятен" нашей истории, за что им надо сказать спасибо...А на "белую", либо "красную" публику было все расчитано, время покажет...Уже показывает...
05.11.2014 18:17:42
simply
Хорошая статья. Я уже говорил, что старые традиции в Николаевске живы. Недаром оттуда регулярно градоначальники панически сбегают)))
05.11.2014 19:43:39
ДОСЬЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ БОЛЬШЕВИЗМА
гость,яков... яков... так это же типичный представитель социума с черты осёдлости с укры! Откуда в принципе и вышли комиссары и чекисты.
05.11.2014 21:47:15
simply
Доктор Кубячкин,
"Досье" уже изолятор покинул?
05.11.2014 22:09:53
Остряк - Simply
Верно, г-н Simply! Я тоже как увидел это "Досье большевизма", даже вздрогнул - пациенты Кубячкина возвращаются, и у них вновь обострение! Что, "Досье", дачный сезон в больничке закончился и можно снова сесть за компьютер? Смотрите, не прищемите пальчики, а то в носу нечем будет ковыряться!
30.09.2016 16:35:54
Алексей Иванович
Автору надуло голову сильно, а вы уважаемые, помните о чем тема? или это это выдумка, и обсуждается кино?
26.02.2017 11:58:24
Lora Verner
Музейщику  Вы когда-то писали: К сожалению, именно Смоляк был прежней, советской закваски, а книга "Междоусобица", выпущенная в Хабаровском краеведческом музее уже после смерти автора, сделана вполне профессионально, да и ее редактор и составитель В.Иванов тоже владел этой темой, и когда работал в селе имени П.Осипенко (бывшем Керби) в 70-е годы, застал последних очевидцев той кровавой резни, так что Смоляк не был единственным, кто общался с людьми Тряпицына...
 
Подскажите, пожалуйста, как разыскать упоминаемого Вами В.Иванова.  Как его полные имя-отчество? Заранее благодарна за ответ.
29.05.2017 01:02:46
Музейщик
книга "Междоусобица", выпущенная в Хабаровском краеведческом музее уже после смерти автора, сделана вполне профессионально, да и ее редактор и составитель В.Иванов тоже владел этой темой...

чтобы книга была профессиональным исследованием, ни автору, ни тем кто её выпускал не хватает профессиональных ссылок и комментариев.
Вот откуда автор взял что Лебедева была беременной? Да ещё и описал её идущей, со сложенными на большом (?!) животе руками по бабьи...
Если это говорит кто-то из конкретных свидетелей, тогда кто это? А если это из области литературных фантазий - тогда и надо это так обозначать.
Желая оправдать Тряпицына, Смоляк перемешал, правду, полуправду и вымысел, этим самым не исследовав историю, а сильнее её запутав.
29.05.2017 07:30:31
Виктор Киселёв
Уважаемая toyohara
А с точки зрения НАШЕЙ истории Навальный  - кто?
Если не принимать во внимание решения ЕСПЧ и денежных выплат России Навальному по решениям ЕСПЧ - ссылок и комментариев хватает!)))
Значит, без конкретных свидетелей Вы не допускаете, что лебедева ОДНАЖДЫ была беременна?)))
А что, если по этому вопросу обратиться в наш суд?)))
29.05.2017 10:11:11
Музейщик
Я думаю, оппонент с английским ником Toyohara, излишне сурово и самонадеянно оценил вклад редактора Владимира Иванова (Ардашева) в издание книги Виктора Смоляка "Междоусобица", ибо редактор на совесть выполнил свою работу и даже не стал дополнять что-то от себя, хотя и мог бы, поскольку как человек пожилой и многое повидавший был знаком с бывшими бойцами Тряпицына, в частности одним из охранников (телохранителей) этого легендарного партизанского командира, уцелевшего лишь потому, что был направлен с грузом золота в верховья Буреи. Так что темой партизанской мой бывший коллега по музею владеет, причем многое узнал от своего деда, бывшего писаря в отряде (точнее партизанском соединении) Якова Прохорова, историкам знакома эта фамилия по "Мазановской вспышке" в Амурской области, а вот Toyohara, судя по всему, намного моложе критикуемого им редактора, и историю изучал лишь по учебникам. Впрочем, спасибо и ему за интерес к теме.
29.05.2017 16:06:20
Виктор Киселёв, почему не допускаю? Я утверждаю, что  была ОДНАЖДЫ беременна и родила. И к моменту расстрела сыну было 4 года. И это факт. А всё остальное домыслы.
Подозреваю, что слух мог родиться так: кто-то слышал, что у Лебедевой был ребёнок, но так как ребёнка не видели, и почему-то предположить, что дама до этого уже была замужем и оставила и мужа и ребёнка, не могли, то решили, что ребёнок у неё был ещё не рождённым.
29.05.2017 20:33:13
Виктор Киселёв
Уважаемая toyohara
Я, наверное, никогда уже не постигну смысл исторического соответствия, от которого трепещут историки))) Для примера, даже в нашем Российском сегодня на одного Алексея Навального два совершенно противоположных мнения. Для кого Зюганов - лидер КПРФ. А для меня он - каллоборационист, убивший КПРФ.
Потому я никогда не стал бы сражаться ради исторической правды на предмет болнл ли Луначарский чесоткой или не болел)))
29.05.2017 21:19:27
Виктор Киселёв
Виктор Киселёв,
Увважаемая   toyohara Зюганов - коллаборационист.
А то он ещё чёрт те что подумает!)))
30.05.2017 00:37:25
Виктор Киселёв,
тропою Тряпицына желаете пойти, поднимая "протестные настроения" ?
 
Мальчики стреляющие в здании ФСБ во всех "кого-нипоподя" уже есть, "приморские партизаны" тоже. По школам "сторонники социальной справедливости" собирают деньги у более обеспеченных одноклассников. Одни ведут политическую агитацию (вроде Вас), другие возводят на пьедестал радикалов и экстремистов (таких как Лебедева и Тряпицын), создавая вокруг них легенды.
Не хотите своих родственников положить на "алтарь новой революции"?
30.05.2017 00:44:25
Виктор Киселёв
toyohara
Виктор Киселёв,
тропою Тряпицына желаете пойти, поднимая "протестные настроения" ?
 
Мальчики стреляющие в здании ФСБ во всех "кого-нипоподя" уже есть, "приморские партизаны" тоже. По школам "сторонники социальной справедливости" собирают деньги у более обеспеченных одноклассников. Одни ведут политическую агитацию (вроде Вас), другие возводят на пьедестал радикалов и экстремистов (таких как Лебедева и Тряпицын), создавая вокруг них легенды.
Не хотите своих родственников положить на "алтарь новой революции"?

Вы и в отношении гитлеровцев на оккупированных территориях так же соображали?)))
30.05.2017 08:49:49
Музейщик
Я думаю, оппонент с английским ником Toyohara, излишне сурово и самонадеянно оценил вклад редактора Владимира Иванова (Ардашева) в издание книги Виктора Смоляка "Междоусобица", ибо редактор на совесть выполнил свою работу и даже не стал дополнять что-то от себя, хотя и мог бы, поскольку как человек пожилой и многое повидавший был знаком с бывшими бойцами Тряпицына, в частности одним из охранников (телохранителей) этого легендарного партизанского командира, уцелевшего лишь потому, что был направлен с грузом золота в верховья Буреи. Так что темой партизанской мой бывший коллега по музею владеет, причем многое узнал от своего деда, бывшего писаря в отряде (точнее партизанском соединении) Якова Прохорова, историкам знакома эта фамилия по "Мазановской вспышке" в Амурской области, а вот Toyohara, судя по всему, намного моложе критикуемого им редактора, и историю изучал лишь по учебникам. Впрочем, спасибо и ему за интерес к теме.

 
странно, что музейщик с Дальнего Востока не знает, что за название - Тайохара и для него это "английский ник".
Я постоянно пишу в ЖЖ и в сети под этим ником, и по нему меня узнают. А кто я такая - заинтересованным людям известно (особенно тем, кто серьёзно занимается Николаевскими событиями)
Хорошо выполнили свою работу архивные и музейные работники Сахалина, когда подготовили к изданию переписные карточки сделанные Чеховым, подготовив к ним комментарии, ссылки.
 
Хорошо сделал свою работу Амир Хисамутдинов, подготовив к изданию книгу Константина Емельянова "Люди в аду", подготовив к ней комментарии, ссылки на документы, архивы.
Вот это нормальная достойная работа.
 
А это, при всём моём уважении к Иванову -Ардашеву, называется: "я его слепила из того что было, а потом что было, то и полюбила".
Конечно, работа корректора тоже достойная работа. Но из-за несерьёзности подхода к изданию такого материала, сейчас книга Смоляка это "попса" и не более.
 
Впрочем, возможно Иванов - Ардашев просто побоялся углубляться в материал...
 
Я вот углубилась в изучение "кто есть кто в армии Тряпицына" - так волосы встают дыбом и в особенности от партизан из близкого окружения Тряпицына.
 
Давайте посмотрим, кто окружал Тряпицына:
 
1 Железин Федор Васильевич -  35 лет;   низкого  роста,  сутулый и худощавый,  больной туберкулезом во 2-й или даже 3-й стадии (жесткая улыбка чахоточного Железина), член президиума и председатель Сахалинского областного исполнительного комитета; коммунист; учитель села Богородского; родом из Курмыжского уезда села Ручей (в разные годы район принадлежал разным губерниям - сейчас к нижегородской области),   Вступил в отряд в Богородске, был прикомандирован к штабу и ведал налаживанием советской  работы в занятых партизанами селах, организацией ревкомов и руководством вновь созданными ревкомами. Хотя Железин и входил в организацию большевиков, но не был согласен с их линией. Фактически же, Железин, не сходясь с  большинством  анархистов, великолепно сработался с Тряпицыным и всегда согласен был с его взглядами, решениями. Роднила его с анархистами также и проявленная им страсть к крайнему террору и жестокость в его поведении, по этому вопросу Железин целиком сходился с анархистами, но, все же, в момент самой остроты террора пытался придать ему некоторую законность, организуя особые трибуналы и руководя лично их работой. Увлекался деятелями Великой французской революции, восторгался Маратом, Сен-Жюстом, Робеспьером (из отзывов партизана Птицына)
Составлял самые первые списки на уничтожение жителей города исходя из убеждений, собрав сведения о многих на учительском съезде, проходившем летом 1919 в Николаевске, возглавлял комиссию по зачистке тюрьмы, по признанию на суде, беседовал с Нечаевым о нехватке молока, и о том, что "буржуазные дети свыше 12-13 лет уже неисправимы и вредны", что было воспринято, как призыв к уничтожению детей в связи с нехваткой продуктов))
"суд установил факт личной по собственной инициативе ловли жертв по домам, факт личнаго задержания Сем. ЭДЕЛЯ, ранее в Хабаровске спассшаго его от ареста белогвардейцами и с риском для себя скрывавшаго долгое время у себя в своей квартире" (орфография документа - протокол из Керби).
 
2 Сасов Беспощадный Ефим Варфаломеевич - 34 года;  в начале командир корейского партизанского отряда, глава реквизиционной комиссии;  коммунист;  из  д. Матвеевка Хабаровской обл. С мая 1920 г. командовал Богородским фронтом.  "Творил безобразия", по отзывам - ничтожный человек, повторяющий слова Оцевили, вследствие своей полнейшей безграмотности, как политической, так и общей,  сторонник крайних мер и террора. Член тряпицынской контр-разведки  (У меня был мандат в том, что я состою тайным агентом по борьбе с контр-революцией) Тряпицыным ему был подарен браунинг с золотой монограммой, гласящей «Сасов, гадов мути». Эта надпись вполне характеризует как самого Тряпицина, так и то движение, которое было названо впоследствии «тряпицынщиной». "Почему задерживались беженцы в Удинске? - По трудности эвакуации."
Партизаны отмечали на суде зверское отношение Сасова к партизанам вообще, на ряд фактов расстрелов, на совместную работу с БИЦЕНКО. Расстрелян в Керби.
 
3 Случайный - Нечаев  (Нешевич-Случайный вариант Негиевич-Случайный )-  25 -30 лет, высокого роста блондин со слегка вьющимися волосами.  – анархист, работал в штабе первоначально  по  особым  поручениям  и  заданиям  Тряпицына как оперативно-боевого, так и организационного характера.
После убийства Черного был секретарем штаба, по воззрениям – сторонник крайних мер и террора, в частности, настаивал на поголовном истреблении участников Буреинской экспедиции  и  участников  восстания  1918  г.  в  Николаевске, что позднее и было осуществлено на 90%
 
4 Оцевилли-Павлуцкий Иван Куприянович (Кирьянович) - 33 года; эсер-максималист; бывший каторжанин Нерчинской каторги; в 1919 г. командир Синдинского партизанского отряда,  один из партизанских командиров,  комиссар труда; записан как максималист - но по отзывам Птицына - анархист и  главный теоретик анархизма в Тряпицынском штабе; ( "Оцевилли, поигрывая узким ремешком, в черной рубахе,  в модных в то время широких галифе, заправленных в унты в подражение Тряпицыну, бахвалился, как допрашивал священника — учителя Закона Божия из реального училища. Он выпускал пулю за пулей над его головой, и тот через неделю встретил его сумасшедшими выкриками " - свидетельство Днепровского), активный член тряпицынской контрразведки, его имя, наряду с Морозовым, было самым страшным, наводящим ужас на население.  
Стремился осуществить политическое руководство и старавшийся навязать анархистские лозунги, проповедовавший неограниченный террор и принудительную всеобщую коммуну в масштабе г. Николаевска, крикун и фразер (любил много говорить, и говорил как мельница, но понять ничего нельзя было), не занявший в штабе никакой определенной должности, но вмешивающийся во все дела. После смерти Наумова имел руководящее влияние на штаб и деятельность штаба во всех вопросах, кроме оперативно-боевых, которыми руководил непосредственно сам Тряпицын.  На суде: "Оцевили пустился в длинные речи о чистоте  учения  анархистов,  защищал  все  действия  Тряпицына  и свои, называл совершившийся переворот белогвардейским и остался верен себе и Тряпицыну до конца."
 
5. Харьковский Макар Михайлович 37 лет; большевик; заведующий отделом вооружения народно-революционного штаба, член тряпицынской контр-разведки (что подтвердил сам Тряпицын),  среди перечисленных "творивших безобразия",  ничтожный, влезший в доверие к Тряпицыну, нисколько не считающийся с обстановкой, повторяющий слова Оцевили без каких-либо своих комментариев вследствие своей полнейшей безграмотности, как политической, так и общей, сторонник крайних мер и террора.  
Вопрос к Тряпицыну:  Была ли у вас своя контрразведка?
— Была. Всех не помню. Был в ней Лапта. Затем Харьковский.
 
вводится ХАРЬКОВСКИЙ.
В. Какой Вы партии.
О. Просто большевик. Больше ни к какой партии не принадлежал.
В. Признаете ли себя участником Тряпицына.
О. Не признаю.
В. Были ли в личной контр-разведке Тряпицына.
О. Не был, никакого участия не принимал. Присылались мне мандаты, из которых один я уничтожил.
В. Кто был в личной разведке Тряпицына.
О. Не знаю. Близко к Тряпицыну не стоял.
из протокола в Керби:
"представители отдела вооружения, напоминающие, что по доносам и по распоряжению Харьковского производились расстрелы около мастерской оружейной[,] и другие ораторы, указывающие на документальные данные, подтверждающие в участии Харьковского в личной контрразведке Тряпицына, безграничное доверие последняго к нему[,] ви[д]ное из фактов нахождения у Харьковского пачки мандатов, подписанных Тряпицыным и Ниной ЛЕБЕДЕВОЙ без проставления фамилии уполномачиваемых лиц и напоминающие об отдельных случаях деятельности Харьковского[,] его угрозах расстрелом и т. д.
 
6.Трубчанинов- Кручёный Иосиф Сидорович (Оська Кручённый) - 64 года; член Чрезвычайной следственной комиссии ;.  Кручёный на допросе в Керби назвал  1914 год как время первоначальной судимости - каторга на Сахалине была уже давно к этому времени закрыта( с 14 года  по тюрьмам -). первейший Николаевский  шинкарь,  содержатель  притонов  и  рядовой убийца. Оська Крученный исполнял обязанности палача при Биценко.
— Принимали ли вы участие в убийстве женщин и детей?
— Рубил. По приговору Сасова, Куликова и других.
— Рубили?
— Рубил. Нам это в привычку» - из допроса на суде в Керби
По чьему распоряжению убивались дети[?]
Ответ - По распоряжению САСОВА[,]
Вопрос - Кто еще принимал участие в убийствах.
О. В убийстве принимали участие КУЛИКОВ, МОРОЗОВ, КУЗЬМИН, КОСТИН, и др.
 
7.Волков (Соколов) Александр Иванович 19 лет; адьютант Тряпицына (партизан для особых поручений при Тряпицыне) из села Андреевка Амурской области. Железиным охарактеризован как преступный элемент (см. протоколы допросов в Керби) Так же охарактеризован и Сергеем Птицыным.  Другие свидетели из партизан указывают: "когда вскоре прибыл и экспедиционный отряд Видьманова, то началась необузданная расправа над местным и эвакуированным из Николаевска населением. Головорезы из этого отряда: Казадаев, Волков, (маленький, корявый тип) Морозов и другие стали наводить ужас на людей. Они отбирали из числа беженок юных девушек и молодых женщин и под предлогом назначения на погрузку дров, увозили их на катерах «Пуир» и «Петак» за Амгунь. Там насиловали их и зарубив, выбрасывали за борт" Запись беседы с Мамоненко Иваном Даниловичем в с П. Осипенко. ГАХК. Ф.715-н. Оп.1. Д.2. Л. 33-41.
Расстрелян в Керби.
 
8. Граков Леонтий Вуколович 28 лет из граждан смоленской губерни, "из  приобретенных друзей Тряпицына в Николаевске следует указать на анархиста Гракова, грузчика, участника левоэсеровского мятежа в Москве 1918 г.  Граков вошел в полнейшее доверие Тряпицына и выполнял его ответственные поручения, в основном аресты неугодных Тряпицыну людей, например Мизина, Будрина (его арест производил не только Граков, но и сам Лапта и с  многочисленным конвоем)", комендант Керби
"На катере разъезжала по Амгуни специальная команда анархиста Гракова, в распоряжении которого было четыре человека.  Граков объезжал все становища беженцев, разбросанные по Амгуни, выискивал казавшихся ему подозрительных людей и также производил расстрелы этих людей". (Птицын "Воспоминания партизана" стр.131)
Из допроса в Керби:
В. Кто окружал ТРЯПИЦЫНА.
О. Были близки ГРАКОВ, САСОВ, ЛАПТА[,] быв.[ший] ранее у атамана Калмыкова и др. (из допроса Дылдина)
Почему Вы окружили себя преступным элементом[:] ЛАПТА, БИЦЕНКО, РЫЖОВ, НЕХОТИН и т. д.
 

9.Рыжов - командир корейской роты, изнасиловал дочь рыбопромышленника Райцына (потом её и всю семью с детьми утопили с баржи в Амуре)
 
10.Губанеев-Боженька - личная охрана Тряпицына -  перебезчик из солдат Вица, сторонник убийства офицеров, став приближённым Тряпицына, обставил себя роскошью.
В Керби командовал отрядом охраны штаба Тряпицына в количестве 30 человек при двух пулеметах .  
"Артиллеристы протестовали против роскоши, в которой жили некоторые командиры и партизаны привилегированных частей, как экспедиционный отряд, кавалерия и личная охрана Тряпицына, в числе которой был, между прочим, и Губанеев-Боженька, попавший под влияние анархистов".
К разным срокам наказания было приговорено человек 30, причем, сроки колебались от 3 месяцев до 2 лет. В числе таких был... также Губанеев-Боженька.  Ревштаб, отправляя их в Благовещенск, фактически отпускал их на свободу и не предполагал, что арестованные предпримут какие-либо действия против ревштаба. Было поднято восстание под предводительством Павлюченко - он,  видя,  что  восстание его  авантюрно,  что  поддержки  он не встречает, решил прекратить борьбу. И со своими товарищами по восстанию – Ведьмановым, Дедом Пономаревым и Губанеевым-Боженькой – направились через таежные мари в  Хабаровск,  через  вершину  реки  Горюн.  При  переправе через реку Семи из отряда Павличенко выбыл бывший командир  Тряпицинского  кавалерийского  отряда  Бровченко,
утонувший в Семи. Все остальные благополучно добрались до Хабаровска, причем некоторые остались в своих родных селах, и сдались в распоряжение частей НРА. Часть партизан была принята в НРА, некоторые разъехались в разные места, сам же Павличенко, Ведьманов и Дед Пономарев выехали в Благовещенск. ( Записано со слов самого Павличенко, с которым Птицын встречался в Благовещенске зимой 1921г.)
 
   *  *  *
По воспоминаниям Птицына: вокруг Тряпицына группировалась небольшая группа партизан,  которые составляли как бы его личный конвой. Вся эта группа состояла в большинстве из старых партизан, вышедших с ним вместе из Хабаровского района. Все они называли себя анархистами, стр.74 С Тряпицыным они были запанибрата и называли его просто «Яша» или «Яшка». Пользуясь своим положением приятелей Тряпицына, они были заносчивы, чванливы, а некоторые из них творили безобразие. Отношение к другим партизанам со стороны этой группы было пренебрежительное и свысока, из числа этой группы наиболее выдающиеся были Грозный, Вредный, Жирный, Шахов, Пошукайло, Ткач, Гомонов и др. стр.75
(о Ткаче: "Ларич упал в предсмертных судорогах, а Тряпицын приказал рядом стоящему Ткачу: «Ткач, дострели», что Ткач и сделал" стр.137
"Причем вместе с родителями убивали и малолетних детей. Главным исполнителем всех этих бесчеловечных поступков были сам Биценко и партизаны его отряда Куликов,Жирный, Буря" стр.130 Птицын
И. Г. Живный= Жирный - растрелян в Керби. "Биценко обнаружил контрреволюцию и среди туземцев, и некоторые из туземцев были арестованы, вывезены на Амгунь и побиты Жирным как быки на бойне ударами обуха".  стр.130 Птицын
 
Виноградов Павел  член ВЧК Николаевска и председатель ВЧК с. Керби возглавлявший? следственный отдел у Тряпицына, в своих воспоминаниях указывает, что Тряпицын хорошо знал декрет СНК от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре». См.: Смоляк В. Г. Междоусобица. По следам нижнеамурской трагедии. Хабаровск, 2008. С. 55−56.  Чрезвычайная следственная комиссия в составе Беляева - председатель, и членов Виноградова и Дылдина выносила смертные приговоры. Работник ЧК Виноградов взял в "подруги" ("женился" по словам Птицина)  жену спекулянта Нетупского.  
Был председателем ВЧК Керби
Ещё До выступления японцев были арестованы: "телефонистки, приказчики магазинов, служащие контор, девицы из буржуазных и мещанских домов и др. лица. Точно так же из  разных  слоев  населения  были  взятые  под  наблюдение. стр.66 Птицын Все они потом будут уничтожены.
 
работники  ЧК  Козицын и  Михайловский
Работники ЧК Беляев Евграф и Герундов
 
братья Козадаевы:
Козодаев  Федор.В.  —   21 год из села Керби, Удского уезда, физический  убийца  Будрина,  Мизина  и  др., кузнец 1-го партизанского полка (экспедиционного)  расстрелян по постановлению Кербинского народного Суда совместно с Тряпицыным, брат Амурова,  насильник и убийства, палач-садист
участник "необузданной расправы в Керби над местным и эвакуированным из Николаевска населением." "Головорезы из этого отряда: Казадаев, Волков, (маленький, корявый тип) Морозов и другие стали наводить ужас на людей. Они отбирали из числа беженок юных девушек и молодых женщин и под предлогом назначения на погрузку дров, увозили их на катерах «Пуир» и «Петак» за  Амгунь. Там насиловали их и зарубив, выбрасывали за борт" Запись беседы с Мамоненко Иваном Даниловичем   в  с П. Осипенко. ГАХК. Ф.715-н. Оп.1. Д.2. Л. 33-41.
 
Амуров-Козодаев Борис Владимирович  - 26 лет анархист, из села Керби, Удского уезда, взводный  в  Горном  полку, затем командир Горного  полка, когда  был  смещен  с  должности  командира  Горного  полка  Будрин с оставлением комиссаром горной промышленности. "Командиром  1-го партизанского  полка  был  назначен  Амуров-Козодаев,  анархист,  бывший  взводным  в  Горном  полку."
[коммунист] "Жоголев, арестованный  вместе  с  Иваненко,  сумел  до  этого  бежать с  арестованным  крестьянином  с.  Власьево  Долговым.  Но спастись им также не удалось, они попали в руки отступающего  отряда  Амурова,  и  по  его  приказанию  были  изрублены  палачем-садистом,  братом  Амурова,  Козодаевым Федором. Тут же были убиты бежавшие из города две сестры – еврейки Анилович. "   В  городе  из  войск  остались экспедиционный отряд, большая часть артиллерии и часть полка  Амурова.  стр.111
Конная разведка Амурова задержалась в городе, запалили оставшиеся еще здания, а также уничтожили небольшую группу фанатиков-евангелистов, которые никак не хотели ни выезжать, ни выходить из города. Подожгли пристани и причалы, и на рысях вышли из города, обстреливаемые подходившими к городу японскими канонерками. стр.126
Вскоре,  вслед  за  приходом  отряда  Дылдина,  пришел  в Удинск отряд артиллеристов под командой Андреева и отряд  Амурова.  Эти  отряды  вышли  из  Николаевска  позднее всех, а пришли ранее всех, если не считать Дылдина, который  только  третью  часть  пути  прошел  пешим  порядком,  а остальные две трети ехал на катерах стр.135
 
*   *    *
 
Примечательно, что сторонники Тряпицына любят цитировать из Смоляка, высказывания некоего "старого тряпицынского партизана" Кантаева: Со слов Юрия Овчинникова, высказывание Кантаева Г. Г., участника гражданской войны на Дальнем Востоке: Я ему рассказал про Тряпицына и Лебедеву, он молча встал ушёл в комнату пришёл принёс с собой альбом с фотографиями показал мне и сказал: никому никогда не верь что о нём сейчас плохое говорят."   А вот если бы были составлены комментарии, то было бы известно, что
Кантаев - старый контрабандист – «Карнаухий». Карнаухий – прозвище, ушей у него действительно не было, были отрезаны за какие-то проделки в молодости, действительная фамилия - Кантаев, люмпен-пролетарий, контрабандист. Когда были арестованы случайно подвернувшиеся четыре китайца, ночью Карнаухий разбил им черепа маленьким топориком, другого оружия у Карнаухого не было. Опять ничем не оправдываемый акт произвола! стр. 141 Птицын
 
Так ничего удивительного, что такой человек защищает Тряпицына.
Нормальные люди (человека 4) покончили собой сразу после взрыва города, или всю жизнь молчали о своём участии в "этой армии"
Отредактировано toyohara 30.05.2017 16:59:59
30.05.2017 10:23:02
Музейщик
Потому и назвал ник "Toyohara" английским, что он написан по-английски, а по айнско-сахалинской топонимике можно поговорить в другой раз, поскольку к  теме данной статьи она не относится, да вы и не этнограф. А поучать с умным видом предшественников, которые "копали" эту тему во времена небезопасные для исследователей, большой смелости не требуется, сейчас, задним числом, можно себя каким угодно авторитетом назвать.
30.05.2017 10:59:18
Махровый ланцепуп
toyohara, Спасибо за познавательный материал. Судя по Вашему никнейму - мы с Вами земляки)
30.05.2017 13:37:06
)))
Махровый ланцепуп
toyohara, Спасибо за познавательный материал. Судя по Вашему никнейму - мы с Вами земляки)

Нет,земляки твои все у Киеве,ведь все предки прибывших казаков, из Украины!
30.05.2017 14:54:23
Музейщик,
поучать с умным видом предшественников, которые "копали" эту тему во времена небезопасные для исследователей, большой смелости не требуется, сейчас, задним числом, можно себя каким угодно авторитетом назвать.

 
напомню, мы с Вами говорили о выпуске книги, которая была напечатана в весьма вольные для трактовок времена, если мне не изменяет память, в 2009 году.... Уже с конца 80-х можно было копать совершенно безопасно...
И опять же, разговор даже не о трактовке событий, а о профессиональном оформлении материала, дабы к нему можно было относиться как к серьёзному исследованию.
 
И опять же, речь не о том, чей авторитет выше (по-видимому это главное, что заботит местных "исследователей"), речь, повторюсь, о профессионализме
Отредактировано toyohara 30.05.2017 21:05:16
08.08.2018 08:45:02
Бывший редактор книги
Конечно, как профессионал, редактировавший многие книги, я с должным вниманием отнесся даже к "сырому" материалу, предоставленному вдовой автора. Но, если честно, после других и куда более интересных книг о Тряпицыне эта показалась скучноватой и дилетантской. Пожалуй, лишь два авторских эпизода заслуживают внимания - это, где он упоминает о знакомстве со старушкой, некогда обслуживавшей партизанского командира, и о встрече на Гавайях с другой старой женщиной, имя которой хабаровские историки и краеведы "вычислили" без труда - это Визвелл (урожденная Люри), запомнившей с детства о трагедии Николаевска-на-Амуре, но и тут автор рукописи почему-то не упомянул ее имени, боялся, что ли? Вот вам и вся "смелость" кабинетного исследователя и любителя телевизионных ток-шоу Виктора Смоляка. Хотя как очередная попытка осмыслить нижнеамурскую трагедию и роль Тряпицына книга "Междоусобица" тоже заслуживает внимания.
08.08.2018 15:02:54
Краевед
Редактору книги. Как я понимаю, это вы, мой друг Владимир Иванов-Ардашев, что так скромно упомянуты в выходных данных книги Виктора Смоляка "Междоусобица" (просто, как В.В.Иванов). Публикации же автора, что составили основу данной книги, читал еще в многотиражной газете "Рыбак Хабаровского края" и помню, удивился, отчего не бедный такой человек, как руководитель местного отделения всемирного клуба Ротари-клуб В.Г.Смоляк разменивается на такую скромную газету, которую мало кто видел, а не издает книгу. Да и почему не упомянул о загадочной эмигрантке с Гавайских островов, хотя этой встречей явно бравировал, а ведь это хорошо известная исследователям Русского зарубежья Элла Визвелл (Люри), дочь богатого нижнеамурского рыбопромышленника, еврея по национальности. Кстати, в Николаевске-на-Амуре к моменту "нижнеамурской трагедии" из трех десятков крупных бизнесменов все, кроме одного, были евреями, и именно евреев уничтожали в первую очередь, даже прежде, чем белогвардейцев и членов их семей. Но Виктор Смоляк это пропустил. Такой уж был автор. И наследникам нужно сказать спасибо редактору, что взялся за труд создать из обрывков неплохую, в общем-то, книгу, если иметь в виду главного персонажа - партизанского вожака Якова Тряпицына, которого при Советской власти так упорно замалчивали.
08.08.2018 15:27:15
Краевед
For Lora Verner. Помнится, вы часто публиковали реплики на краеведческую тему, потом что-то замолчали. Если еще интересуетесь, как найти редактора книги "Междоусобица" В.В. Иванова, можете обратиться по электронному адресу: editor@debri-dv.com и ему передадут. Всегда интересно пообщаться с любознательным человеком.
12.08.2018 22:10:23
LoraVerner
Краевед, благодарю Вас за внимание и информацию. Я совершенно случайно заглянула сюда.
 
Давно перестала интересоваться тем, что происходит на этом сайте, обнаружив полную бесперспективность какого либо осмысления или переосмысления трагических событий 1920 года в Николаевске на Амуре, их Героев и антигероев наследниками красных партизан.
Да, это и понятно - сверх жестокое насилие и алкоголь есть самые лучшие способы перекодирования и модулирования сознанием Человеков - логические и аналитические способности уничтожаются такими методами ПОЛНОСТЬЮ.
Прошу прощения, что получилось грубо.... (((  Но, это как в хирургии - чтобы выжить, надо уничтожить, отрезать злокачественную опухоль. Так и здесь, чтобы спастись и выжить, надо сначала правильно поставить диагноз.
 
Кстати, тот факт, что автор ...., скажем мягко, НЕ СОВСЕМ ДОСТОВЕРНОЙ информации о  событиях 1920 года, был руководителем местного отделения Ротари-клуба (что означает его финансовую сверх состоятельность), и есть доказательство того, что свои .... произведения о трагедии в Николаевске на Амуре он ..."создавал" по заказу сверх состоятельных физлиц и получал за свой ... такой "труд" НЕМАЛУЮ мзду. Его руководящая должность в этом клубе есть косвенное, но, доказательство выше сказанного. И тот факт, что он не издает книгу, хотя имеет финансовую возможность это сделать, а .... "скромно" публикует ее в малотиражной газете, также доказывает .... к какому берегу он пристал, когда ... выбрал путь .... введения в заблуждение интересующихся и ищущих ответы на вопрос "Что было в 1920 году в Николаевске на Амуре? Кто из участников был Героем, а кто злодеем?". В том лагере, который для себя выбрал автор, при чем выбрал ОСОЗНАННО, наличие сверх богатств требует ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ШИФРОВКИ своего финансового благополучия! Обязательной ШИФРОВКИ!!! Вплоть, до ...артистичного изображения ... нищеты и бедности.
Вспомните такого ... "писателя", как Рувим Фраерман. КАК ОН ВИРТУОЗНО ШИФРОВАЛСЯ ПРО СВОЕ ФИНАНСОВОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ!!! Даже его .... самые близкие ... приятели (Паустовкий и Гайдар) не были в курсе этого вопроса.
А, ведь, кстати же я его вспомнила. Получается, что он оказался ЕДИНСТВЕННЫМ из красных .... "партизан", кто не просто выжил, но и КРУПНО ЗАРАБОТАЛ (не считая заказчиков геноцида народонаселения Николаевска на Амуре в 1920 году) на этом .... геноциде. Более того, он никогда не привлекался ни к каким судам и разборкам, он .... после такой .... "тяжелой работы" спокойно, уединенно и "скромно" жил в тихом захолустье, ДОЛГО ЖИЛ. СЕБЕ в УДОВОЛЬСТВИЕ!!! И факт того, что его поганый род на нем и пресекся, также есть доказательство его страшных преступлений!!!
И, еще одна важная деталь, КАК ВО ВРЕМЯ ОН СМЫЛСЯ из ... этой "горячей точки"!!! А это ОЗНАЧАЕТ, ЧТО ОН ЗНАЛ КОГДА НАДО СМЫВАТЬСЯ из этого ада. Это означает, что он знал ВЕСЬ ПЛАН ОГРАБЛЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ НИКОЛАЕВСКА на АМУРЕ ПОЛНОСТЬЮ!!!  Он не просто смылся, а даже изобразил .... свою смерть, ... потерялся, "бедняжка"! Мои расследования показали, что именно он и был СМОТРЯЩИМ в этой спецоперации, а все остальные ее участники - просто ...  расходный материал.
Чтобы понимать это надо знать теорию модулирования сознанием и управления толпой.
13.08.2018 20:48:01
LoraVerner
Краевед, необходимо еще уточнить вот такую деталь, имеющую весьма важное значение, спецоперации в 1920 году по ограблению и геноциду народонаселения Николаевска на Амуре:
 
Был еще один смотрящий, рангом пониже. Смотрящий в среде телеграфистов. Это - Яхонтов.
Как видно из сохранившихся документов: телеграфист он был из самых никудышных и при этом существом был весьма подлым. Но для тех, кто его сделал смотрящим за телеграфистами именно такой и нужен был на эту весьма важную и необходимую роль в общем мерзком спектакле по ограблению Николаевска на Амуре.
Количество штатных сотрудников профессиональных телеграфистов не давало возможности заказчикам спецоперации провести ее без утечки информации по той причине, что все сотрудники в той или иной степени становились сами носителями той информации, которую получали или передавали. Высокие профессионалы и порядочные люди они никогда бы не пошли на ее искажение в случае расследования произошедшего: отвечали бы на поставленные им вопросы ЧЕСТНО. Это и было ЕДИНСТВЕННОЙ причиной их ТОТАЛЬНОГО уничтожения. Они знали ТО, что быстро бы привело к выяснению ЧТО ПРОИЗОШЛО, КТО РУКОВОДИЛ призошедшим, КОМУ это было надо. Шансов на будущее у телеграфистов не было совсем. КРОМЕ, естественно, Яхонтова, который и состоял у ... "режиссеров" спецоперации по ограблению Николаевска на Амуре в должности ... осведомителя и исполнителя ОСОБЕННЫХ поручений. За эти мерзкие "услуги" он и получил от своих хозяев в подарок продолжение своей мерзкой жизни и доход на мерзкой должности.
 
Кодировка, которую эти .... хозяева сотворили ВСЕМУ НАРОДУ России, оставшемуся жить в территориальных границах РИ, не позволяет народу России и его потомкам понять такой факт - НЕ БЫВАЕТ РЕВОЛЮЦИЙ КАК ДВИЖЕНИЕ НАРОДНЫХ МАСС ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ!!! Не бывает!!! Любая революция есть не что иное как СПЕЦОПЕРАЦИЯ!!! Тщательно разработанная, щедро оплаченная и воплощенная в жизнь.
Любая протестная акция противоречит принципу РАзумности Человека, а значит она срежиссирована и щедро оплачена, то есть она кому-то очень сильно нужна!!!
РАзумный Человек ВСЕГДА находится в состоянии Мира и Любви.
 
Эта кодировка так сильна, что даже СЕЙЧАС, когда на глазах у всех нас те же самые ... хозяева жизни СДЕЛАЛИ очередную РЕВОЛЮЦИЮ - на Украине, подавляющее большинство из нас не находит в себе потенциала осмыслить, проанализировать и сопоставить 1)произошедшее сейчас на Украине, или в Грузии, или в ....  с 2) тем, что было в РИ 100 лет назад.
Если человек сможет понять этот самый главный вопрос, то тогда ему становится АБСОЛЮТНО очевидно, что весь период советской власти страной управляли ТЕ, КТО организовал и оплатил госпереворот в РИ в 1917 году (даже с учетом того, что были лидеры лично им не подвластные). И управляют ДО СИХ ПОР!!! НО делают это они ОЧЕНЬ АККУРАТНО и ТЩАТЕЛЬНО ШИФРУЯСЬ, то есть не обнаруживая себя, свою роль, цели и степень заинтересованности в их воплощении.
 
Кстати, если покопаться в генеалогических древах, уничтоженных для сокрытия информации, телеграфистов, то можно обнаружить, что их потомки получали от заказчиков спецоперации по ограблению Николаевска на Амуре в 1920 году .... разные презенты от советской власти. Им не давали голодать, их продвигали по служебной лестнице и тд, и тп.
 
Кто-то скажет, что .... так долго не живут. И будет не прав! Потому, что речь идет о РОДАХ, а значит о столетиях и тысячелетиях.
13.08.2018 21:40:41
Краевед
LoraVerner. Чувствуется, вы весьма основательно владеете этой темой и даже решили заняться анализом деятельности тогдашних телеграфистов. Продолжайте и, возможно, еще что-то обнаружите. Только мне кажется, что ваше обобщение, обозначенное, как Род (видимо, имеете в виду те или иные фамилии с привязкой к профессии), вряд ли принесет конкретные результаты, ибо никаких "трудовых династий", как их называли в советские времена, после резни и сожжения Николаевска-на-Амуре в 1920 году не было. Может, иногда сын и шел по стопам отца-телеграфиста (в смысле человека из органов, курировавших это направление), но, сами понимаете, это уже вопрос силовикам и ведомственным архивам, а не обычным краеведам, каковым я являюсь. Вряд ли вам чем помогу, но пожелаю удачи. С уважением, В.
Добавить комментарий
Новости
26.04.2024
RSS