Так сегодня выглядит дом Ф.Г. Круговского. Фото с портала ИТА «Губерния».
Так сегодня выглядит дом Ф.Г. Круговского. Фото с портала ИТА «Губерния».
Белый снег последней недели февраля и черный, выгоревший, почти разрушенный особняк начала прошлого века. Это не картина сюрреалиста, который намеренно представляет натуру как умопомешательство, а самая что ни есть реальность. Точней, центр Хабаровска, улица Истомина, подъем от Уссурийского бульвара к площади Славы.
 
Потемневший от времени брус полуразрушенных наружных стен, уцелевшие в огне стропила цвета вороньего крыла, почти утраченная округлость нестандартной оконной рамы, известная едва ли каждому местному архитектору и краеведу, - это дом Федора Круговского, памятник истории и культуры регионального значения. Верней, его останки…
 
«Последний вздох хабаровского модерна в дереве», - так характеризует особняк на Истомина, 18 блоггер Дмитрий Коростелев, отслеживающий судьбу шедевров деревянного зодчества, которые создавались в столице Приамурского генерал-губернаторства, а в столице Хабаровского края поджигаются, растаскиваются на дрова - словом, уничтожаются при попустительстве сонма контролирующих инстанций.
 
«Построен дом был в 1912 году на склоне между улицей Барановской (ныне Ленина) и речкой Плюснинкой (ныне Уссурийский бульвар), - сообщает Коростелев. - Заказчиком и первым жильцом являлся чиновник Федор Григорьевич Круговский, в 1904-1914 годах занимавший пост гласного (депутата. - Прим. ред.) городской думы.
 
Блоггер обращает внимание на оригинальное архитектурное решение: башнеобразный мезонин стыкуется с двускатной крышей. Фасады обшиты тесом и декорированы резьбой. «Притягивает внимание необычное круглое окно второго этажа в левой части главного фасада. Уже одна только эта деталь позволяет отнести дом Круговского к чрезвычайно редкому для Хабаровска модерну в дереве», - заключает Коростелев.
 
Пожалуй, будет уместным еще один экскурс в историю. Федор Круговский прибыл в Хабаровск в 1898 году с братом Афанасием. Они выросли на Орловщине в селе Спасское-Лутовиново - том самом, где жил и творил писатель Иван Тургенев. Считается, что Федор Круговский был прообразом мальчика Феди из тургеневского рассказа «Бежин луг».
 
В последние годы, когда началась интенсивная застройка центра города, дом Круговского неоднократно поджигали. Дабы не кончить жизнь в дыму и огне, напуганные жильцы оставили квартиры. Рядом с опустевшим особняком взметнулись жилые башни-близнецы. Таким образом, идея мэра Павла Морозова о создании на улице Истомина хабаровского арбата, озвученная им в канун Тихоокеанского научного конгресса 1979 года, когда домовладения царской поры пошли на слом, уступив место панелькам-«брежневкам», была окончательно похоронена. Вместе с пешеходной зоной, музеем деревянного зодчества под открытым небом, магазинчиками и кафешками.
 
Ну что ж, Хабаровск в очередной раз пропустил вперед Владивосток, где местный арбат в историческом квартале радует фонтанами, сувенирными лавками и разнообразными закусочными.
 
Добросовестный приобретатель и остальные
 
В конце декабря дом Круговского пытались пустить на дрова. Средь бела дня… Работающая бензопила, готовые к вывозке поленья привлекли внимание жильцов соседней панельки, осведомленных о культурно-историческом значении полусгоревшего строения. Благодаря их бдительности у дома-памятника появился полицейский, а позже и представитель отдела надзора в сфере охраны объектов культурного наследия профильного ведомства.
 
Старший из пильщиков давал пояснения. Дескать, поместил объявление в газете, что нужны дрова, поступило предложение купить дом на Истомина за пять тысяч … Почти как в картине «Бриллиантовая рука»: шел по улице, упал, очнулся - гипс. Как могло случиться, что объект культурно-исторического наследия оказался в распоряжении люмпенизированной публики?
 
- Вопрос не к нам, - отвечает пресс-секретарь краевого министерства культуры Екатерина Щукина. - Дом Круговского продан. Претензии по поводу сохранности предъявляются собственнику…
 
Но ведь дом-памятник мог быть реализован только при условии его восстановления! В действительности происходит обратное: вместо реставраторов на Истомина, 18 заявились пильщики. Впрочем, Щукина пояснила, что собственник дома Круговского в самом деле срывает обязательства. Министерство культуры вынуждено обратиться в суд, чтобы понудить собственника взяться на восстановление объекта культурного наследия, как следует из договора купли-продажи. По этому поводу состоялось несколько судебных заседаний.
 
Как говорится, флаг вам в руки, но принуждение вкладывать миллионы рублей в реставрацию сродни принуждению вернуться к женщине после того, как она стала нелюбимой, что практиковали в советское время товарищеские суды.
 
Скорей всего, дом Круговского приобретался не для восстановления. Достаточно примеров того, как после поджогов и судебных препирательств на месте объекта культурного наследия появлялась башня с коммерческой недвижимостью. Но что мешает упредить подобное развитие событий? Неужели нет предпринимателей, которые не на словах, а на деле готовы вкладывать капитал в реставрацию памятников деревянного зодчества?
 
Валерик Хидиров, хабаровский бизнесмен осетинского происхождения, - один из них. Это благодаря ему был восстановлен и стал достопримечательностью краевого центра дом №60 по улице Дзержинского или, как следует из перечня зданий-памятников регионального значения, доходный дом Ф.В. Чудинова. Сейчас Валерик Зурапович завершает реставрацию дома №72 по улице Калинина. Таким образом, спасен от разрушения и сохранен для потомков, без преувеличения, шедевр деревянного зодчества - доходный дом С.Д. Таболова и А.А. Битарова.
 
- Дом Круговского, удивительный, неповторимый, - моя боль. Когда видишь, что от него осталось, сердце разрывается. Я знаю, как его спасти, я готов без промедления за это взяться, однако мои предложения не находят поддержки, - высказывается Хидиров.
 
Он ходил по кабинетам, убеждал. Предлагал оформлять право собственности после завершения реставрационных работ, что поставило бы заслон кидалам и прохиндеям. В середине 90-х годов, когда начиналось восстановление доходного дома Чудинова, объектами культурного наследия в регионах занимался федеральный центр. Теперь эти полномочия переданы на места, но разве меньше стало препон для таких добросовестных приобретателей как Хидиров?.. Самое огорчительное в том, что столица края теряет памятники деревянного зодчества.
 
Одноэтажный деревянный особняк на высоком кирпичном фундаменте, являющий собой пример архитектуры модерна, - доходный дом В.И. Ламеховой на улице Запарина, 51 - продан, после чего новоявленный собственник не нашел ничего лучшего как его снести.
 
Строение с двумя мансардами, сочетающее классицизм с народными традициями, украшенное выразительной резьбой, - жилой дом Колышкиных на улице Комсомольской, 72-а - сведено на нет поджигателями и пильщиками.
 
Почему не применяется практика передачи объектов культурного наследия по минимальной цене, вплоть до рубля, по инвестиционному договору с отложенным сроком оформления права собственности, о чем говорила заместитель министра культуры Ольга Завьялова? По какой причине не началось восстановление дома Круговского, пусть с использованием новодела, что декларировала начальник управления культурного наследия упомянутого министерства Татьяна Якушенко?
 
Вопросы риторические: задавать их некому, Завьялова и Якушенко уволились. Похоже, памятники-«деревяшки» и прочие составляющие культурного наследия как прокаженное место, на котором лучше не задерживаться. С чего бы то?
 
Сказано - не сделано
 
В 2013 году увидело свет второе издание книги «Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Хабаровского края», в котором в текстах и фотографиях представлены памятники истории и культуры Хабаровского края. Мелованная бумага, цветная печать, впечатляющий формат… Но если вчитаться, сравнить с предыдущим изданием, глянец становится констатацией служебной нечистоплотности, свидетельством многоходовых чиновничьих комбинаций ради одного - уничтожения зданий-памятников.
 
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Хабаровского края. Альбом. Сост.: А. В. Дыминская, Л. Б. Шокурова, М. К. Янкевич, А. Р. Ласкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Хабаровск: Минкультуры, 2013. - 248 с., ил.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) Хабаровского края. Альбом. Сост.: А. В. Дыминская, Л. Б. Шокурова, М. К. Янкевич, А. Р. Ласкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Хабаровск: Минкультуры, 2013. - 248 с., ил.

 
Страница 65. Деревянное строеньице с мансардой и выразительным декором фасада - доходный дом М.Н. Шеркуновой по улице Дзержинского, 69 - не успели освоить поджигатели и пильщики. В 1992 году его капитально отремонтировали, там разместились офис и склад. Однако десять с лишним лет спустя памятник регионального значения пошел на слом, оказавшись в зоне строительстве бизнес-центра «Феликс-Сити».
 
«В 2005 году было принято решение о переносе здания на новый участок, - сообщает упомянутый фолиант. - Выполнена проектная документация, здание разобрано, однако на новом месте не восстановлено». Но почему, если в министерстве заверяли активистов общества охраны памятников истории и культуры, что дом Шеркуновой соберут по досточкам в Северном округе краевого центра?
 
«В настоящее время решается вопрос об исключении здания из единого государственного реестра объектов культурного наследия», - констатирует фолиант. За витиеватой фразой - освобождение городского управления инвестиционных программ, которое возводило «Феликс-Сити», от обязательств восстановить объект культурного наследия на другом месте, по сути крест на дальнейшем существовании здания-памятника.
 
Страница 64. Оригинальный по композиции деревянный особняк с кирпичным полуподвалом - жилой дом П.Г. Дудевского на улице Дзержинского, 52 - снесли, когда компания «Амурские зори» приступала к возведению высотки у краевого театра драмы.
 
Тогда начальник отдела по сохранению культурного наследия краевого министерства культуры Андрей Иванов заверял: дом Дудевского не снесен, а разобран и будет воссоздан на улице Истомина. Сурен Оганесян, директор ООО «Дальстройиндустрия», структуры холдинга «Амурские зори», говорил, что для размещения здания-памятника на Истомина выделен земельный участок, что фирма «Гард» выполнила проектные работы. Короче, здание-памятник регионального значения скоро предстанет в отреставрированном виде на новом месте.
 
«В настоящее время решается вопрос об исключении утраченного здания-памятника из единого государственного реестра объектов культурного наследия», - констатирует фолиант в аннотации к дому Дудевского. С какой кстати надумали его не восстанавливать? Что кроется за казенной формулировкой «в настоящее время решается вопрос»?
 
- Это значит, что местное министерство культуры в письменном виде представило свои доводы в Москву, - пояснили в межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия (Росохранкультуры).
 
Исключение из единого госреестра - официальное признание памятника утраченным. Именно этого добивается министерство культуры края вместо того, что принимать меры для сохранения и реставрации зданий-памятников. Что это если не лоббирование интересов китов строительного бизнеса? Почему это остается вне поля зрения надзорных органов?
 
- Самое страшное в том, что люди, которые призваны оберегать, находить пути решения проблем, поступают ровным счетом наоборот, - высказывается доктор архитектуры профессор Тихоокеанского государственного университета Николай Крадин, возглавляющий краевое отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
 
Михаил Карпач
«Приамурские ведомости», 11.03.15
http://priamurka.ru/history/5456/