В минувшую пятницу в Якутском городском суде состоялось слушание дела по иску иностранного гражданина Беджетта Паколли, директора фирмы «Мабетекс Инжиниринг»,  

 

к государственному унитарному предприятию (ГУП) «Сахавнешстрой». Человек, чье имя в начале 2000-х было связано с серией крупных коррупционных скандалов, касавшихся высшего руководства России, требует вернуть ему 4,5 миллиона долларов, когда-то одолженных в качестве кредита.

 

Вернее, так: 2,7 млн долларов г-н Паколли выделил Якутии в качестве кредита в далеком 1995 году, а остальные набежали за пользование этим самым кредитом и как пени за просрочку. По курсу доллара на момент подачи заявления сумма тянет на 108 млн 745 тыс. рублей. Если ГУП «Сахавнешстрой» проиграет, отдавать их придется из бюджета республики... Так, впрочем, обстояло дело со всеми швейцарскими кредитами, которые Якутия привлекала через «Мабетекс» для решения каких-то вопросов.

 

В суд господин Паколли обратился еще в августе. Но в правительстве и сейчас думают — отдать или как?

 

КАК ЯКУТЫ ПАКОЛЛИ ОЗОЛОТИЛИ

 

В смутные 90-е, когда Якутия только вкушала плоды (в том числе и экономические) своего суверенитета, президент республики Михаил Николаев развернул масштабную стройку социальных объектов. Вплоть до ухода с поста президента это служило поводом для критики: «Всю СКВ (свободно-конвертируемую валюту, кто не помнит. — Авт.) вбухал во дворцы и центры!» А после ухода вдруг стало ставиться в заслугу: «Все, что сегодня есть, при Николаеве построили: Комдрагмет, Медцентр, КФЕН!..»

 

Собственно, так и брали: и на «стекляшку» Комдрагмета, и на громаду Медцентра, и на станцию очистных сооружений в г. Якутске. На этой станции, собственно, сотрудничество споткнулось и как таковое прекратилось. Не достроены они и поныне…  

 

Поскольку собственных средств не хватало, Якутия охотно прибегала к кредитным займам. И вот тут нарисовалась фирма «Мабетекс», которая охотно предоставляла кредитные линии через швейцарские банки под самые разные наши нужды. Хоть на дворцы, хоть на канализацию… Доходило до того, что в проектах бюджетов республики в источники финансирования по тем или иным статьям прямо так и записывали: швейцарские кредиты.

 

Возврат средств гарантировали тем, чего у нас тогда было в избытке, — золотом и бриллиантами. Для этого использовали Комдрагмет, Фонд будущих поколений, а в Швейцарии даже создали совместное предприятие с «Мабетекс». То еще времечко! Время непуганых экономистов. Когда федеральный центр начал устанавливать контроль за расходованием «золотых» и «алмазных» денег, дружбе пришел конец…

 

По некоторым данным, подтверждаемым Коммерческим регистром Швейцарии, проекты республики, в которых принимал участие с выгодой для себя «Мабетекс», в общей сумме превышают 200 млн долларов. По сегодняшнему курсу это более 5,2 млрд рублей.

 

Нынешние 100 миллионов рублей, всплывшие из не такого уж далекого прошлого, — это следствие кредитного договора от 10 июня 1995 г. на приобретение «технологической линии по производству столярных изделий в поселке Табага». Еще раз: «Мабетекс» кредитовал нас по любым проектам. Было даже оборудование для предприятий по выпуску детского питания.

 

Ровно через год после подписания кредитного договора, 10 июня 1996 г., был подписан и акт приема-передачи технологической линии по производству окон и дверей в Табагинском лесокомбинате. От «Мабетекса» его подписал Африм Паколли (родственник), со стороны Якутии поставил свою подпись заместитель директора ГУП «Сахавнешстрой» Прокопий Романов.

 

Вся процедура передачи уместилась в две строки:

«Г-н Б. Паколли передает, а ГУП «Сахавнешстрой» принимает технологическую линию по производству окон, дверей и погонажных изделий».  

 

Позже специалисты будут чесать в затылке: а где, собственно, перечень передаваемого имущества и указание его стоимости? Стоимость, кстати, по кредитному договору составляла 2,48 млн долларов.

 

РАЗГИЛЬДЯЙСТВО

 

Надо сказать, эти почесывания не сильно помогут. Бардак в документах при заключении договоров и оформлении кредитов как был, так и оставался. В памяти свежа другая история с привлечением кредитных договоров на приобретение оборудования — договор, заключенный в мае 2005 г., на 36 млн евро с фирмой «Siemens» о поставке оборудования. Из-за неточности в документах долгое время не могли установить, сколько же всего единиц оборудования должны были привезти в Якутию. По цене-то не совсем понятно…

 

Впрочем, как бы то ни было, Паколли и «Мабетекс» свои обязательства выполнили, а вот республика не торопилась. Одно время в бюджете прослеживались статьи, предусматривающие «выделение средств для погашения кредиторской задолженности ГУП «Саха-внешстрой» перед фирмой «Мабетекс», но потом и они исчезли. А терпеливый г-н Паколли как-то не сильно горевал: время шло, проценты копились, пени росли. Выходило, что держать Якутию в долгах даже лучше, чем иметь вклад в западном банке! Стабильные 5% годовых по кредиту плюс 5% пеней, счет в валюте (доллар по сравнению с 1995 годом вырос ого-го!).  

 

Выгодно!  

Почему Якутия не торопилась рассчитаться с небольшим, в общем, кредитом, непонятно. Но раз в три года представители «Мабетекса» напоминали о долгах, а представители Якутии подтверждали, что помнят, и долг продолжал потихоньку увеличиваться. Когда он удвоился, представители иностранного господина Паколли начали обтрясать свое «денежное дерево».

 

Но тут обнаружился интересный момент. Во-первых, формально «Мабетекс» просрочил сроки исковой давности по таким делам (10 лет по таким делам). Во-вторых, анализ документов дал понять, что на момент заключения договора было нарушено российское законодательство в области валютного регулирования — закон от 9 октября 1992 г. №3615-1.  

 

Таким образом, появилась возможность попытаться отбиться от долга. Конечно, не очень красиво, тем более что оборудование мы всё-таки получили, но и переплачивать почти вдвое по одним процентам за головотяпство чиновников в 90-х не хочется. И дальше начинается самое интересное.

 

А ЧТО С ОБОРУДОВАНИЕМ-ТО?

 

Последний раз инвентаризацию «валютного оборудования» проводили в прошлом году — перед тем как сдать его в аренду ООО «Масс» на срок до 31 декабря 2012 года. Зампред Василий Грабцевич в письме на имя Егора Борисова от 19 августа 2008 г. отметил:

 

«При заключении договора аренды была произведена оценка технического состояния оборудования, по которой большинство станков признано нерабочими. Работающие станки требуют капитального ремонта».

 

Интересно, что даже это изношенное имущество было оценено летом 2007 г. в немаленькую сумму — 54,8 млн рублей.

О возможности оспорить исковые требования ГУП «Сахавнешторг» (руководство в котором давно сменилось) немедленно поставило в известность правительство республики. А именно — Василия Грабцевича. Ознакомившись с доводами адвокатов ГУПа о просроченных сроках давности и заключением Нацбанка, подтверждающего, что был нарушен федеральный закон, зампред почему-то не преисполнился радости в связи с возможностью сэкономить бюджетные средства.

 

Вместо этого в августе 2008-го он отписал письмо председателя правительства Егора Борисова с подробным изложением сути дела. Заканчивается письмо на странной, если не сказать многозначительной, ноте:

«В целях защиты интересов республиканского бюджета представители ГУП «Сахавнешстрой» на судебных разбирательствах указывают на пропуск срока исковой давности и нарушение валютного законодательства при заключении кредитного договора.

 

Однако, учитывая результаты прежних встреч представителей Республики Саха (Якутия) и швейцарской компании по погашению имеющейся задолженности, необходимо принять решение о дальнейшей позиции ГУП «Сахавнешстрой» и правительства Республики Саха (Якутия) в будущих судебных разбирательствах, которые, скорее всего, можно ожидать».

 

Иными словами, между строк читается: может, заплатить?

Кто участвовал в «прежних встречах» конкретно по данному вопросу, сегодня сказать трудно. Но в ходе слушаний представители иностранного гражданина г-на Паколли настойчиво требуют вызвать в суд для предоставления каких-то дополнительных сведений представителей МИО. Если учесть, что суть спора касается исключительно вопроса о том, платить или не платить, то это выглядит странно. Вызывали бы представителя Минфина!

 

В конечном итоге удовлетворены два ходатайства. Со стороны иностранного гражданина — вызвать представителя МИО, со стороны ГУП «Сахавнешстроя» — вызвать представителя Минфина.

 

Следующее заседание пройдет в конце октября.

…А ответа на письмо Грабцевича Егор Борисов не дал. По крайней мере, письменного.  

 

Может быть, потому что ему некогда было. Двумя неделями ранее управление Следственного комитета попыталось завести на премьера уголовное дело в связи с приказом другому ГУПу выплатить деньги некой московской компании.  

 

------------

Вдогонку

Старые приемы?

Практику неспешного взимания долгов Якутии пробовали и ранее. В декабре 2005 г. руководство республики ухитрилось продуть суд по поводу долга в 6,4 млн долларов, образовавшегося по кредиту в 1991 г. В пересчете на рубли в 2005 г. выходило около 180 млн. Тогда мы задолжали югославской фирме «РАД», которая начинала было строить очистные сооружения в г. Якутске. Данный долг перепродавался несколько раз, пока не достался некоему ООО «Инкомстройвест», который его, собственно, и «обналичил» в виде судебного решения.

 

Из публикации в «ЯВ» от 10 марта 2006 г.:

«— Как правило, такие старые, безнадежные, давно забытые дела поднимают с согласия, а иногда по прямому указанию высоких чиновников, — прокомментировал ситуацию известный в городе адвокат, просивший не называть его фамилию, чтобы «не вызвать непонимания» в руководстве республики. — Через малоизвестные (в отдельных случаях — через подставные) фирмы покупается старый долг, который предполагалось когда-то гасить из муниципального или республиканского бюджетов и о котором давно забыли или на который кредиторы давно махнули рукой. Затем инициируется повторное рассмотрение дела. Ответчики благополучно «сливают» его, «не сумев» предоставить доказательств, за что получают свой «откат». Причем зачастую сумма «отката» составляет до 75% от суммы долга. Оно и понятно, ведь главная задача — продуть дело! Обычно сам долг не принципиален, основную часть суммы составляют всевозможные штрафы и пени».

Если убрать фразу «покупается старый долг», комментарий вполне актуален. А то дело в СМИ, кстати, упорно именовали «делом «Мабетекса», поскольку дальше за очистные сооружения взялась именно фирма Паколли. И так и не достроила…

 

Виталий Обедин,

«Якутск Вечерний», № 41.