На фоне событий в Латинской Америке, где к власти неудержимо приходят сторонники социализма, на фоне укрепления международного коммунистического движения, болезненно пережившего трагедию крушения социализма в СССР, а сегодня вновь ставшего на ноги, позиции коммунистов в России очень даже скромны.
Не темой этой статьи является анализ причин кризиса и поражения КПСС. Но то, что происходит в Российском комдвижении - трагедия не только для людей старшего поколения - это беда России, и истоки её в причинах поражения союзной партии. Вопреки тенденциям общественного и экономического развития человечества страна рухнула вспять. Одной из причин интенсивного регресса России в последние 15 лет является теоретическая и организационная слабость коммунистов. Если первое досталось нам в наследство от КПСС, бесплодные теоретики которой перешли в услужение либеральным реформаторам, то второе было заложено при образовании компартий в России.
Попытки властей поощрять амбиции всех коммунистических новообразований с тем, чтобы растащить сторонников социализма не только по национальным квартирам, но и по платформам и вариантам видения и толкования марксизма, результатов не дали.
Постепенно выяснилось, что достаточно многочисленные сторонники коммунистического дела не разбрелись по десятку новых партий, а отдали предпочтение одной - КПРФ. Остальные коммунистические организации России так и остались московскими головастиками - их столичные руководители так и не смогли создать позиции в регионах. Уже в ходе борьбы в конституционном суде за отмену запрета компартии образовалась довольно энергичная и высокообразованная группировка коммунистов, сумевшая доказать свою правоту. Вот они-то и получили массовую поддержку людей. Конкретная борьба и конкретное дело привлекли в КПРФ сотни тысяч мужчин и женщин.
Как участник восстановительного съезда партии могу свидетельствовать, тот громадный энтузиазм, с которым работали делегаты и участники партийного форума. Тогда у всех была святая уверенность в победе.
Прошло много лет. Вольно или нет возникает вопрос: ну и как у нас дела с победой? Связь с повседневной практикой КПРФ борьбы с правящим режимом вызывает у многих (и у автора в их числе) вопросы: в чем дело? Почему после взлета наших политических успехов в 1995 г. мы неуклонно покатились вниз? Почему партия не приобретает новые позиции и не расширяет круг поддержки, а только теряет? Почему в условиях массового ограбления людей население отдает предпочтение «Единой России», ЛДПР, «Родине», но не КПРФ?
На последних выборах в Законодательную думу Хабаровского края при, казалось бы, большом росте поддержки КПРФ в Приамурье - с 12,3% до 15,5% - число реально поддержавших коммунистов упало более чем на 7 тысяч. Зато как в процентах, так и в абсолютных цифрах выросла поддержка «Родины» - достаточно виртуальной партии в сравнении с КПРФ. Анализ всех избирательных кампаний, начиная с 1995 года как по краевой парторганизацией, так и в целом по КПРФ показывает, что коммунисты теряли соответственно десятки тысяч и миллионы голосов поддержки и дело здесь не в отдельных промахах и слабой работе регионов. Дело в стратегии партии, в ее принципиальных позициях.
Изучая недавно список делегатов второго съезда КПРФ (где и была создана партия) обнаружил, что многие делегаты и особенно члены оргкомитета и активисты съезда в массе своей покинули КПРФ: кто умер, кто исключен, кто вышел из партии, кто просто задвинут подальше. Только сейчас видишь, как неуклонно и настойчиво из партии выдавливались и убирались люди, имевшие серьезную теоретическую подготовку, или были талантливыми организаторами и ораторами, или просто имели собственное мнение.
В партии не было секретом, что Зюганов фактически не участвовал в судебном процессе по восстановлению КПРФ. Он даже не входил в оргкомитет по организации съезда. А сегодня партия имеет культ личности Геннадия Андреевича, т.к. КПРФ взяла на вооружение устав КПСС, по которому руководители КП становятся ее пожизненными авторитетами. Понадобились годы, чтобы придти к такому тяжелому выводу. Последние изменения в уставе КПРФ довели партийный монархизм до логического конца: в партии установлен режим правления партийной верхушки во главе с лидером и устав не позволяет что-либо изменить. Ему даны громадные права по разгону всех, кто позволяет себе не соглашаться или критиковать лидера – чего стоит опыт взаимоотношений президиума КПРФ со Свердловской областной организацией. Стоит вспомнить как шло массовое исключение руководителей региональных парторганизаций в 2004 году.
Сегодня уже стало обычным делом читать в прессе и Интернете разоблачительные материалы по председателю ЦК партии. Вспоминаю его рассказы на совещаниях секретарей региональных комитетов, а потом и на пленумах ЦК о происках врагов партии, которые затевают против него все новые спецоперации, что мною и моими товарищами принималось на веру, пока и нас самих за недостаточное послушание не выкинули вон. И сегодня масса коммунистов продолжает также свято воспринимать демагогию «вождя», способствуя тем самым самоуничтожению партии.
А между тем партия за много лет руководства Зюганова год от года все больше угасает, что порождает подозрения: в чьих интересах он руководит партийной организацией?
Именно Зюганов привел в партию Семигина, который сыграл роль троянского коня в партийной оппозиции. Далеко не сразу стало ясно, что он является человеком администрации. Эти два деятеля провели операцию по очищению КПРФ от левого крыла, которое стало потенциально опасным для лидера. Всех выгнать было нельзя, т.к. партия могла развалиться. Потому сегодня остатки внутри партийной оппозиции посажены в КПРФ на короткую цепь.
По замыслу организаторов этой акции выброшенных активистов партии должен был подобрать Семигин для превращения своей виртуальной организации в реальную. А выброшенные кадры были не по мелочи - более 30 первых секретарей обкомов, крайкомов и рескомов! Но произошло непредвиденное, изгнанное левое крыло немедленно, вопреки воле Семигина и его покровителей, провело учредительный съезд и создало новую коммунистическую организацию - ВКПБ. Конечно, совсем не дело дробить силы коммунистов. Но выбор для нас был принципиальным: или мы оставались коммунистами, или рассыпались кто куда горазд, или шли в услужение властям по созданию псевдооппозиционной партии Семигина.
Насколько создание ВКПБ стало поперек горла властям (а значит и Семигину) говорит полный юридический беспредел в отношении новой партии, ее полная информационная и финансовая блокада, которую организовал Сурков со своими политтехнологами.
То, что сегодня новой партии приходится трудно, говорит о нежелании властей иметь самостоятельную оппозиционную силу в стране. Видимо, прогнозы далеко не лучезарны для Кремля, если они так старательно зачищают политическое поле и заводят на него свои “оппозиционные” политические партии. Именно поэтому они наряду с контролируемой ими КПРФ и верным Рогозимым во главе “Родины” плетут сети для отлова остатков политически активных граждан в целях пополнения чисто буржуазной партии, которая всеми силами изображает из себя новую оппозицию. Имя этой подставы - партия “Патриоты России”.
Поражают разговоры некоторых коммунистов о том, что надо идти в “Патриоты России” для ее внутреннего разложения или с какой-то пользой для нашего дела.
Все это бред сивой кобылы. У русского народа есть поговорка: “с волками жить - по волчьи выть”. Речь идёт о ловле душ для антикоммунистических целей.
Становится очевидным, что Семигин собирает в эту партию политический сброд - это и горбачёвцы, и “народники”, и гудковцы-единороссы и т.п., публика которая не имеет с левым движением ничего общего. Он подбирает все ох из бывших коммунистов, которые “хотят жить сегодня”, и ради денег готовы продать душу.
Этот политический бомонт имеет сегодня финансовую подпитку, прессу и благосклонность Кремля. Стоит вспомнить, как краевая ячейка “патриотов России” в период выборной кампании получила высочайшую поддержку федеральных органов власти в краевую думу, что впрочем, не спасло её положение: если нет реальной организации, то звонками делу не поможешь. Сегодня в ход пущены большие деньги, но для всеядной саранчи этого хватит на один зуб.
Удивительные дела: президент хлопочет о сокращении числа партии до 2 - З, а его администрация клепает целую серию так называемых “оппозиционных” движений. Судя по всему, среди них будет проведён конкурсный отбор. Не думаю что у Семигина есть шансы повалить Рогозина. Культовая партия при отсутствии реального лидера обречена на провал и никакое “народное” правительство её не спасёт. В будущих социально-политических потрясениях будут востребованы только те “оппозиционные” вожди, кто сможет залезть в душу народа, тонко и умно в очередной раз его обмануть. Но это другой случай...
Исход всей затеи с формированием официальной “оппозиции” известен. Завтра верховный главнокомандующий даст команду, а послезавтра ненужные партии исчезнуть как дым. Без денег и высоких обещаний такая “оппозиция” реально не живёт. Это тебе не коммунисты, способные работать только за идею.
Какова же судьба коммунистического движения в России?
Возможны два варианта.
Первый: регрессивный - продолжение нынешней ситуации. Будущие выборы в Государственную думу только ускорят процесс вымирания движения. Если даже КПРФ и попадёт в думу, её позиции там будут ничтожны. Современные выборные технологии “позволяют” властям сделать любой нужный им результат. Как бы не был надёжен Зюганов, но компартия никогда не получит свободы действия.
Второй, более оптимистичный: движению предстоит переболеть кадровой болезнью, пережить смену поколений в руководстве. Самой большой удачей будет устранение Зюганова с насиженного тёплого места. Партия должна выйти из-под контроля Кремля. Это создаст условия для формирования одной, единой партии коммунистов, для принятия рев программы и разумного рабочего устава. Я не удивлюсь, если новой партии по причине отсутствия реальной демократии и противодействия властей придется создавать зарубежный центр, благо сегодня немало по-настоящему революционных правительств.
При умелой наступательной работе новой партии, при нормальных политических амбициях, при её твердой поддержке интересов 80% населения страны дело коммунистов будет обеспечено.
В. Кныш, член ЦК КПРФ с 1993 по 2004г., член ЦК ВКПБ.
«Хабаровская правда», 19 января 2006, № 1.