В марте месяце этого года я однажды предпринял авантюрный забег до Нергена из Ачана и обратно. В одну сторону порядка 15 км. Я надеялся одолеть без проблем эту дистанцию, учитывая, что накануне уже бегал марафон по Хабаровску. Однако не принял во внимание тогда осложняющее обстоятельтво: я бежал по трассам от "бурана", и снег не везде был твердый. Бежать по рыхлому снегу - лишний расход энергии. До Нергена добежал нормально, а вот на обратном пути начались проблемы. Температура стояла не сильно холодная - порядка -12. Но постоянно дул сильный ветер, который, на протяжении 5 часов, методично точил силы. Учитывая, что я собирался пробежать налегке и без еды, в конце я почувствовал сильную усталость. Можно было бы сделать небольшой привал, но абсолютно негде - я находился на протоке, открытый для пронизывающего ветра. Назад просто плелся по тропе. Оставалось километра три до Ачана. Прямо по курсу протока "Сий", сопка и финишная прямая - думаю, там можно было привалиться и отсидеться под сопкой. Но я плохо соображал и внутри себя начал сдавать. На мое счастье навстречу выехал рыбак на "буране" - начал махать ему рукой, он остановился. Он сразу все понял, куда мне нужно, указал садиться за ним, мы повернули, и через пару минут я грелся в машине русских рыбаков. Потом меня довезли до ачанского клуба, где я подкинул дров в печь, залез под одеяло и вырубился. После 5 часов мытарства непонятно где, наевшись снега, больше ничего не хотелось от жизни. Позже весь Ачан уже знал о происшествии, но что самое интересное, рыбак, подвозивший меня, оказался глухонемой. Человек, который не слышит, читает по губам, с трудом говорит сам, за две секунды понял, что мне нужно, а потом еще всем рассказал в деревне. Чудеса!
Второй мой визит в Верхний Нерген состоялся этим летом во время этно-круиза "Наследие Мангбо". Посмотрели деревню изнутри, пообщались с жителями и отыграли большой концерт. Зал маленького клуба был битком. Здесь очень добрые люди, как и во всех национальных селах.
Добрался в этот раз быстро, без эксцессов. Но сперва мучила неопределенность. Пока находился в Вознесеновке, директора культурного центра долго не было. Появилась она на следующий день и пообещала решить вопрос, кто меня повезет. Появилась ненадолго и уехала опять по своим делам. Работники центра сеяли сомнения:
- Да она про тебя забыла. Звони ей снова.
- Да ты прозевал утром автобус, который бы тебя на трассу отвез.
Через какое-то время у меня стали интересоваться мои другие знакомые, где я нахожусь. Стали искать машину по другим каналам. Встали на уши. Но через некоторое время глава центра вернулась и быстро все порешала на месте - водитель нашелся, который меня отвез до поворота на Нерген и после поворота еще километров 8, пока я не пересел на встречающий меня грузовичок.
Большую роль в транспортировке играет теперешний род моих занятий. Людям становится интересно, хотят общаться и везут до самого места. Попутно я рассказываю про себя, оставляю все свои координаты.
Концерт прошел очень хорошо в теплой дружеской обстановке несмотря на очень холодный зал ДК. Люди собирались не сразу, подходили постепенно - всего около 20 чел. В целом Нерген не подкачал. Чем-то похоже получилось на выступление в Халбах, хотя не было табуна малышни. Программа снова была урезанная на час с небольшим. Директор клуба сетовала, что все уехали на рыбалку, и народу в зале было мало. Но мне есть с чем сравнить, чтобы дать хорошую оценку сегодняшнему концерту.
Собираюсь завтра домой, пожалуй. Джари выпадает из графика, и образуется окно. Следующий концерт только в воскресенье - Сикачи-Алян.
Фотогалерея: