Г. Карлов.
Г. Карлов.
Многие воспринимают Курильские острова исключительно как предмет постоянного территориального спора между Россией и Японией. На уровне политиков и дипломатов переговоры действительно идут десятки лет, но, на мой взгляд, в тени этих обсуждаемых в прессе процессов совершенно незаслуженно оказался один очень важный аспект.
 
Курильский архипелаг - прежде всего уникальный в масштабах планеты природный и исторический памятник. Убедительные доказательства этого нам предоставляют ученые, посвятившие многие годы своей жизни изучению феномена Курильских островов.
 
Я с большой радостью узнал о том, что за авторством двух наших выдающихся историков, Александра Василевского и Натальи Потаповой, в свет вышла новая книга о Курилах.
 
Еще будучи студентом исторического факультета и поработав под началом Александра Александровича на археологических раскопках, я смог лично убедиться в том, насколько интересна и богата на события история нашего региона.
 
А еще полевая и архивная работа открыла для меня всю невероятную сложность труда профессионального историка.
 
Знания, кропотливо собранные буквально по крупицам, помогут читателям этой книги без труда совершить путешествие в прошлое и, что особенно важно, осознать ценность дальневосточных островов для России и мира.
 
Г. Карлов,
депутат Госдумы от Сахалинской области.
* * *
 
Действительно, выход в свет первого тома книги «Очерки истории Курильских островов. История Курильского архипелага с древнейших времен до Санкт-Петербургского договора 1875 года» стал значимым событием в островном краеведении, отечественной и, быть может, даже мировой исторической науке.
 
Авторы научного издания - доктора исторических наук, профессора Сахалинского государственного университета Александр Василевский и Наталья Потапова. Еще в 2011 году они поставили перед собой грандиозную и интересную по замыслу задачу: написать правдивую историю дальневосточного архипелага (от древнейшей истории до новейшей!), основанную на подлинных общеизвестных и малоизвестных фактах, открытиях, суждениях.
 
Инициатива издания книги принадлежала известному археологу, автору многих научных трудов Александру Василевскому. С его точки зрения, история Курил на самом деле - тайная история.  И не так-то просто было открыть то, что скрывалось за семью замками. Но тем интереснее работалось на этом направлении.
 
Профессором написаны первые десять очерков книги. Живо, интересно, увлекательно он рассказал, какими были Курильские острова в эпоху камня, палеометалла и средневековья, как они заселялись родом Homo и народами островного и прибрежного мира Охотского и Японского морей.
 
Следом эстафету подхватила Наталья Потапова. Одиннадцать ее очерков дают представление о Курильских островах в новое время (XVII - XIX вв.). В тот период на архипелаг распространялось российское и японское влияние, шло освоение островов, сюда снаряжались экспедиции русских и иноземных мореплавателей.
 
Профессора изучили множество артефактов, первоисточников, архивных документов. Опираясь на мощную доказательную базу, осмыслили огромный объем научного материала. Как оказалось, его хватило не только на 400-страничное исследование с богатым иллюстративным материалом, и тогда творческий тандем замахнулся на трехтомный труд.
 
Впрочем, интерес исследователей к прошлому островов подогревался отнюдь не амбициями. В предисловии они написали о сокровенном: «Эта книга - памятник людям, посвятившим свою жизнь островным землям дальневосточных морей».
 
Авторы не ошиблись с выбором жанра. Каждый очерк - это и отдельное исследование, и «кирпичик» в общую концепцию издания. Это и контур темы, которая в дальнейшем может расширять свои границы, и изыскание, где слышен живой голос историка. Еще одна особенность такого жанра: «Очерки…» можно читать в любой последовательности - хоть с начала книги, хоть с конца.
 
В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока (г. Владивосток) Наталья Потапова обнаружила уникальные, еще не введенные в научный оборот рукописные документы, связанные с историей архипелага третьей четверти XIX века. Пришлось немало потрудиться, чтобы расшифровать  и проанализировать записи.
 
В свете новых фактов у исследователя сформировалось представление, что несмотря на то, что Курилы появились на карте административно-территориального объединения Российской империи в 1730-х годах, государство в силу объективных причин оказалось не в состоянии наладить эффективное управление дальними территориями. Решение этого вопроса в основном возлагалось на частную инициативу и на Российско-Американскую компанию (РАК).
 
Однако после продажи Аляски в 1867 году компания прекратила свою деятельность. Острова перешли в непосредственное управление государственного института, но системы управления и финансирования так и не появилось, не было и штатных единиц. Местное начальство не имело четкого представления ни о географии архипелага, ни даже о количестве островов в нем. Вопросы организации жизни местного населения, снабжения продовольствием и товарами первой необходимости решались в порядке частной инициативы (к примеру, благодаря деятельности 1-й гильдии камчатского купца Александра Филиппиуса).
 
В одном из документов, обнаруженном Натальей Потаповой в архиве, сообщалось, что этого купца называли патриархом здешних мест. Филиппиус постоянно просил у власти поддержки в борьбе с браконьерами, прежде всего американскими, те хищнически истребляли животных, спаивали спиртным население, торговали оружием.
 
К сожалению, неспособность административных структур государства управлять Курилами предопределила их дальнейшую судьбу. Согласно Санкт-Петербургскому договору 1875 года они отошли Японии в обмен на Сахалин.
 
Для более детального изучения событий, происходивших на Курилах до середины XIX века, Наталья Потапова обращалась к японским и англоязычным первоисточникам в библиотеке Хоккайдского университета. Там же обнаружились оригиналы некоторых русскоязычных документов.
 
Находки подтверждали: в то время у Российской империи не было ни возможности, ни желания управлять Курилами, а у японцев не было желания и возможностей продвигаться по архипелагу севернее Итурупа.
 
Третий этап работы над курильской темой пришелся на 2015-2017 годы. Наталья Потапова изучала неопубликованные материалы из фондов Российского государственного исторического архива Санкт-Петербурга, анализировала экспедиционные документы различных исследователей островов и нашла свежие подходы к теме, ее новые аспекты.
 
Автономно друг от друга Н. Потапова и А. Василевский пришли к выводу, что Курильские острова географически и исторически оказались «контактной» зоной, транзитной территорией, своеобразным цивилизационным «перекрестком», на котором произошла встреча традиционной культуры аборигенного населения, российской и японской цивилизаций.
 
Через острова издревле проходили важнейшие торговые пути. Айнские вожди играли важнейшую роль посредников в торговле между японцами и русскими, американцами и корейцами… В дальнейшем под натиском двух империй айны стали объектом капиталистической эксплуатации, что постепенно разрушило привычный уклад жизни коренного населения.
 
К XIX веку архипелаг стал, по сути, территорией конфликта и буферной зоной, которая граничила с двумя державами, соперничающими за укрепление сферы влияния. Попытки урегулировать отношения результата не дали, ситуация оказалась не в пользу Российской империи. Острова лишились самостоятельности (субъектности), превратились в объекты экономики, политики, геополитики двух соперничающих государств. История архипелага окончательно стала частью истории России, Японии и российско-японских отношений.
 
Как считают авторы, путь к истине легким не бывает. Работа над первыми очерками приоткрыла новые грани прошлого Курил, но многие аспекты еще не исследованы. В связи с этим историки решили не останавливаться на драматическом рубеже 1875 года, когда Курилы ушли от России, а население выехало на Камчатку и Шикотан.
 
Во втором томе объектом изучения станет период 1875-1991 годов. А в основу очерков третьего тома для полноты картины войдут воспоминания очевидцев, тех, кто управлял Сахалинской областью с 1991 по 2017 год. Завершенное исследование будет иметь важное значение для понимания истории островного региона.
 
По информации директора областной универсальной научной библиотеки Валентины Малышевой, после оцифровки первого тома «Очерков истории Курильских островов» полнотекстовой вариант книги появится на сайте библиотеки и будет доступен ученым и краеведам всего мира.
 
Л. Степанец.
«Советский Сахалин», 12.03.18
http://sovsakh.ru/fenomen-kurilskih-ostrovov-kraevedenie/