Свою коллекцию потомственный казак Владимир Крюков начал собирать, по его словам, «с чердака», как только открыл дедовский сундук.
Свою коллекцию потомственный казак Владимир Крюков начал собирать, по его словам, «с чердака», как только открыл дедовский сундук.
Заглянуть в гости к атаману теперь запросто можно в православной деревне Беловодье под Хабаровском. Здесь открылся казачий музей с уникальными экспонатами времен освоения воинами-земледельцами Дальнего Востока России.  
 
Известный дальневосточный писатель и член-корреспондент РАЕН РФ, Почетный атаман Амурского казачьего войска Владимир Крюков сделал «нескромный» подарок музею. Он передал сюда почти сотню раритетов -  старинные иконы, церковные книги, оружие и предметы казачьего быта: утюг на углях, хомуты, швейную машинку, прялку, старинную посуду и многое другое. И, конечно же, старые фотографии.  
 
Самым главным местом в горнице атамана считался Святой угол. Без молитвы домочадцы не садились за стол и не брались ни за какое важное для семьи дело.
 
Важным предметом в казачьем быту была и кровать. Обязательным было обилие перин и подушек с украшенными наволочками, подзорами и покрывалами.
 
В казачьих городках мальчика готовили к военному делу с колыбели. Посвящение в казаки проходило в несколько этапов, начиная с младенчества.
 
На первом году жизни малышу подрезали классический казачий чуб, а старший в семье казак мог подарить ребенку первое оружие. После 3 лет казачка приучали к верховой езде и обучали всем премудростям рукопашного боя. Процесс обучения был сложным, ребенку регулярно устраивали испытания.
 
После 5 лет отцы забирали мальчиков в сменные полки, сотни, увозя их с собой даже на войну. По достижении 7-летнего возраста казачок учился стрелять, а чуть позже и рубить шашкой.
 
Сначала дети тренировались на водной струе, отрабатывая правильную постановку клинка. Далее отрабатывали силу удара на лозе, а достигнув определенного мастерства, упражнялись уже в седле.
 
В опасных условиях приграничной жизни сформировался не только воин-казак, но и особенный тип женщины - казачка.
 
Так как мужчины чаще находились в военных походах, немалая доля заслуг за плечами казачек.
 
Женской половине приходилось ухаживать за скотиной, самостоятельно собирать урожай, выращивать пышные сады, делать зимние заготовки, стряпать на стариков и детей, обшивать членов семьи, ткать, вязать, врачевать и даже торговать.
 
Случалось, что на казачьи селения нападал враг. Женщины отвечали за укрытие детей и скота, перезаряжали мужу ружья, помогали строить укрепления, тушить жары, спасали раненых. А если главного защитника дома не оказывалось, казачка, не задумываясь, хваталась за мужнину саблю, защищая собственный дом.
 
В 1641 году 800 казачек наравне с мужчинами защищали от турок крепость Азов, проявив в тяжелых боях небывалую храбрость. Эта героическая операция известна в истории как «Азовское стояние».
 
Свою коллекцию потомственный казак Владимир Крюков начал собирать, по его словам, «с чердака», как только открыл дедовский сундук. Из всех «трофеев» его больше всего заинтересовал непонятный медный предмет, чем-то напоминающий турку для приготовления кофе. Он обращался ко многим, но никто не смог объяснить, что же это такое. И только после долгой переписки со специалистами наконец узнал: в его руки попал… полковой ладан.
 
Он также отметил мастерство наших предков: они очень добротно умели делать все, как самовары, так и шашки. Например, более современные клинки весили около полутора килограммов, а старые были сбалансированнее и легче - до 900 граммов.
 
Некоторую часть своей коллекции Крюков выкупал на собственные деньги. Но многие друзья ему просто дарили порой даже неожиданные находки. Как, например, знаменитую тогда албазинскую посуду, - ее обнаружили после размытия берега и прислали Крюкову.  
 
Товарищ атамана Амурского казачьего войска Александр Ковальчук привез в музей еще целую библиотеку. Она издается с 2005 года.
 
В книгах раскрывается история амурских казаков, история освоения Дальнего Востока и Хабаровска, а также публикуются стихи и проза казаков Приамурья. Вся литература, напечатанная под редакцией В. Крюкова, рассчитана не только на казаков, казачат и кадет, но и на людей, интересующихся историей своего родного края.
 
Здесь же, в Беловодье, казаки помогают возводить храм.  Они пришли на помощь местным жителям, заложившим церковь Святой Новомученицы Екатерины Арской в живописном месте предгорья Хехцира рядом с дальневосточной столицей. Иначе возведение храма превратилось бы в долгострой. Деревянная церковь, высотой в 27 метров, украсит православную деревню и привлечет прихожан.
 
- История освоения Дальнего Востока - это, прежде всего, история открытий, самоотверженного подвижнического труда и славных дел русских землепроходцев, мужества и отваги русского народа. Со времен интенсивного освоения новых просторов на востоке России исключительно значение приобретали легенды о далеких землях. Одной из наиболее притягательных для русского крестьянства была легенда о Беловодье - стране древнего благочестия. Для нас же поиск своего Беловодья - это, прежде всего, путь к Богу. Именно поэтому проект «Беловодье» начинается со строительства храма, - рассказал директор некоммерческого партнерства крестьянских хозяйств «Беловодье» Олег Казаков.
 
Силами амурских казаков также постоянно пополняются и другие экспозиции. 650 раритетов Владимир Крюков подарил городскому музею Хабаровска.
 
В краеведческом музее подшефного нанайского села Сикачи-Алян благодаря ему появился бронзовый дух-оберег сэвэн - один из трех имеющихся в мире. Казаки помогают возводить храмы, ставят Поклонные кресты, поддерживают детские военно-патриотические клубы.
 
А недавно помогли восстановить Памятник морякам-амурцам - главный символ краснофлотцев «Бронекатер-302», экипаж которого встретил День Победы у стен рейхстага, а 30 лет спустя навсегда «бросил якорь» в дальневосточной столице.
 
- Мы свято чтим память своих предков. Ведь именно сословие воинов-земледельцев сыграло огромную роль в открытии, защите и развитии всего Дальнего Востока России. Казаки стали первооткрывателями и основателями всех городов за Уралом. И дело отцов и дедов следует продолжать с такой же самоотверженностью их прямым потомкам, - рассказал Владимир Крюков.  
 
Он подготовил свыше десятка историко-литературных исследований, почти сотни статей, образовательных программ и других научных трудов и всегда помогал простым казакам познавать обычаи, традиции, духовность и веру их  дедов и отцов, которые они завещали.
 
«Только при их соблюдении мы сможем создать единые казачьи общества, с четкой вертикалью подчинения и сохранения основных понятий, положений и устоев российского казачества. Без сохранения прошлого нет будущего», - подчеркнул он.
 
Вадим Решетняк.
Фото из архива Амурского казачьего войска