Министр Федосов (справа) - дирижеру Миргородскому: «Зарабатывать в Хабаровске вздумал?» |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Он сказал, что это его первое и, скорее всего, последнее выступление в данной должности. И что из-за разногласий с дирекцией филармонии он вынужден покинуть оркестр и город.
На тот момент Миргородский, приглашенный на эту должность министром культуры края и переехавший ради этого из Москвы, проработал дирижером «Глории» ровно месяц.
Шантажист?
Казалось бы – штатная ситуация. Творческие люди, как известно, горазды на разные взбрыки. Удивляет другое. Дирижер, работе которого сами музыканты «Глории» дали наивысшую оценку, а некоторые из них плакали прямо на сцене после его заявления, был уволен в один день.
Так что же произошло между дирижером Миргородским и дирекцией филармонии за этот один-единственный месяц?
- На самом деле я очень хотел работать на Дальнем Востоке, - признается Андрей, который сам родом из Приморья, учился во Владивостоке, Москве и Австрии. – Как органист я сотрудничаю с Приморской филармонией, участвую в проектах в Москве и Европе. Но я дальневосточник, у меня в Хабаровске много друзей, поэтому, когда появилась возможность поработать здесь дирижером, я был готов даже отозвать свою договоренность с той же Норвегией...
Естественно, музыкант серьезного уровня, с блестящим образованием, приезжая из столицы в провинцию, вправе рассчитывать на определенные условия.
- Мне пообещали квартиру, пусть не сразу… Также сразу оговаривалась определенная сумма зарплаты, причем, довольно небольшая. Я подписал контракт – там предусматривались разные надбавки, проценты. Я не стал особо разбираться… Ведь была договоренность, не мог же я сомневаться в министре?
Новому дирижеру стали снимать номер в гостинице.
- Не хотелось бы говорить о быте, но поймите меня: приготовить еду в гостинице я не мог, денег, чтобы питаться в кафе, нужно прилично. А я получил аванс, 6 тысяч рублей, только через полмесяца работы. После чего понял, что сумма моей зарплаты будет раза в два меньше обещанной…
Миргородский позвонил министру с просьбой вмешаться. Тот вроде как пообещал.
- Проходит неделя, вторая. Никаких изменений, директор филармонии на мои вопросы отвечает: мол, вы подписали контракт, идите и работайте!
5-го октября Миргородский получил оставшуюся часть заработанного за месяц (14 тысяч рублей), шестого написал заявление на увольнение (тут же подписанное директором филармонии Емельяновым), а на 7-е был назначен концерт, открывающий сезон…
- И я сказал, что если дирекция филармонии хочет, чтобы я вышел на сцену, не будучи уже штатным сотрудником, пусть оплачивает мою работу по отдельному договору: 20 тысяч за выступление. За что тут же был назван шантажистом.
Аферист?
Седьмого октября Миргородский вышел на сцену. И, по мнению публики и музыкантов, столь блестяще «Глория» не играла никогда за все время своего существования.
- Я работаю в филармонии более 20 лет, и видела многие выступления этого оркестра, - скажет позже, на встрече коллектива с министром культуры Александром Федосовым певица Любовь Крюкова. – Но в этот раз «Глория» играла на несколько уровней выше обычного. Я просто не предполагала, что наши музыканты могут так играть, понимаете?
И после этого дирижер говорит, что должен покинуть наш город!
На следующий день после концерта, в восемь утра коллектив «Глории» уже стоял в приемной министра. Ему передали письмо с просьбой разобраться в конфликте оркестра с директором филармонии Емельяновым и худруком Мосиным, которым «легче потерять ценного музыканта, чем найти решение проблемы».
Полноценная встреча министра с коллективом состоялась только 12 октября – Александр Федосов сам приехал пообщаться с музыкантами. И тут же дал понять, на чьей он стороне.
- Я рад, что эта история закончилась именно так. Я даже благодарен Миргородскому, что он так скоро показал, что приехал сюда не работать, а зарабатывать.
По словам министра, он сам «попался на удочку», пригласив Миргородского в Хабаровск.
- Я, опытный человек, поверил ему и даже не заглянул в трудовую книжку. А оказывается, у него не было опыта руководящей работы! У меня так и напрашивается сравнение с брачным аферистом!
Комментарий музыкантов о том, что Илья Дербилов стал дирижером вообще будучи студентом, и при этом отлично справляется, Александр Вячеславович проигнорировал.
Когда же вспомнили всемирно известного дирижера Людмилина, покинувшего Хабаровск по тем же причинам, что и Миргородский, министр подчеркнул:
- Нам такие люди не нужны!
Музыканты признались, что находятся в шоке после рассказа министра о непорядочном, по его словам, поведении дирижера.
- Работа с оркестром велась на высочайшем уровне, что и подтвердил концерт, - высказал свое мнение один из оркестрантов. – Этот человек нам очень многое дал, с ним мы почувствовали, что поднимаемся на более высокий уровень. Поэтому мы за него…
На что министр заметил музыкантам, что Миргородский, к сожалению, был о них далеко не столь же прекрасного мнения.
- Он сразу сказал нам, что состав оркестра слабоват, и не стоит делать на него ставку.
Непонятно только, зачем, имея такое мнение, работать с оркестром над новым, не исполнявшимся нигде по стране, репертуаром? И работать так, что дать лучший концерт за все время существования оркестра. Загадка!
Артисты для детсада
Общение музыкантов с министром, ранее встречавшихся в подобном режиме, видимо, не часто, показало, что своим поступком Миргородский, как хирург скальпелем, вскрыл огромный гнойный нарыв. И что у обеих сторон накопилась друг к другу масса претензий.
Министр смог, наконец, услышать, что думают о руководстве филармонии ее музыканты.
Что на худсоветах обсуждаются не творческие моменты, а то, «в каких бахилах ходить в здании». И что из-за мизерных зарплат и отсутствия условий, в Хабаровск не едут работать музыканты. А те, кто приезжает, как и Миргородский, – долго не держатся.
- Моя зарплата как у дворника – 9,5 тысяч, - рассказал певец Валерий Краюшкин, проработавший в филармонии 30 лет. – Но зато от меня требуют давать по пять выступлений в день по детсадам, каждое – по 12 произведений.
Заслуженная артистка РФ Вероника Касьянова призналась, что на днях уезжает «на гастроли» в поселок Чегдомын, где ей предстоит петь свой классический репертуар также в детских садах.
- Если вы посмотрите, моего имени просто нет в абонементе филармонии на этот сезон: там значатся сплошь приезжие артисты. Наше руководство объясняет это тем, что на меня «не ходят».
По словам певицы, она доказала, что это не так: на ее выступлениях в зале Новоапостольской церкви всегда аншлаг. Но именно это и явилось причиной обвинений министра в сторону певицы.
- Я считаю это абсолютно недопустимым. И мы будем рассматривать вопрос о переводе Касьяновой из штата на договор.
Уверения в том, что концерты носят сугубо светский характер, и что певица специально просила на то благословение высокопоставленного православного священника, министра не убедили.
- Более того, я скажу, что нами будут приняты жесткие меры по отношению ко всем, кто будет мешать филармонии развиваться. И я сам лично предложу им уволиться.
Но у музыкантов, видимо, несколько иное представление о развитии филармонии, нежели у министра.
- Такое впечатление, что Хабаровску просто не нужны талантливые люди: делается все возможное, чтобы выдавить даже тех, кто все-таки рискнул приехать и попробовал здесь что-то сделать, - заметила ведущая солистка «Глории» Антонина Кондратьева. - Поэтому мы собирается направить письмо о творящемся произволе столичным чиновникам.
Однако, по словам Александра Федосова, он уже успел принять превентивные меры.
- Я сообщил о ситуации губернатору и полпреду, а также позвонил в Москву, там ваше письмо уже ждут, чтобы переправить его мне на рассмотрение.
Тем не менее, выслушав музыкантов, министр, к его чести, пообещал, что «руководство нам тоже за многое ответит».
- Я прошу принять все меры, чтобы в концертной программе на сезон 2010-11 годов были имена уже преимущественно наших музыкантов. Это не дело, что приезжей певице мы платим 70 тысяч, а нашей Касьяновой – пять.
Еще музыкантам «Глории» сказали, что будет начат поиск нового дирижера. Когда же они попытались заикнуться о возвращении Миргородского, министр как отрезал:
- Этот вопрос закрыт.
Видимо, в нашем городе, по его мнению, зарабатывать имеют право только чиновники да министры. Все же остальные, посягнув на сей запретный плод, тут же клеймятся аферистами, шантажистами, и выводятся за штат.
Татьяна Владина, фото автора,
«Аргументы и факты» - «Дальинформ», № 42.