Сахалин: Чиновники сомневаются в «целесообразности существования и полезности» ботанического сада

 

В природоохранную прокуратуру и другие инстанции на днях направлены тревожные письма из Сахалинского ботанического сада.

 

А. Таран
А. Таран

Руководство этого научного и природоохранного учреждения бьёт во все колокола, опасаясь за дальнейшую судьбу сада: над ним нависла реальная угроза. Мало того, что уже давно нет покоя от многочисленных желающих затеять строительство в охранной зоне вокруг особо охраняемой территории, теперь строятся планы насчет прокладки прямо по заповедному кусочку земли (площадь сада всего 40 гектаров) двух высоковольтных линий электропередачи, да еще вдобавок… газопровода. Причем планы, судя по всему, на ближайшую перспективу. Фактически это означает, что не сегодня-завтра сада не станет.

 

«Советский Сахалин» встретился с директором Сахалинского ботанического сада (Сахалинским филиалом Ботанического сада-института Дальневосточного отделения Российской академии наук) А. Тараном.

 

– Александр Алексеевич, что послужило причиной обращения в природоохранную прокуратуру, в Совет ботанических садов России, другие серьезные инстанции?

 

– 7 ноября в ДК «Родина» в Южно-Сахалинске прошли публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования «Городской округ Южно-Сахалинск». Организаторов и разработчиков проекта спрашивали и по поводу указанных на схеме города газопровода и двух новых ЛЭП.

 

Трасса газопровода, судя по чертежам, представленным на сайте городской администрации, пройдет через центральную часть Сахалинского ботанического сада, где сосредоточены основные коллекции. В том числе крупнейшие на Дальнем Востоке коллекции редких деревьев и растений, внесенных в Красные книги России и Сахалинской области.

 

Трасса одной ЛЭП проходит через юго-восточную часть, по заповедной зоне, в которой дико произрастают многие «краснокнижные» виды растений. Трасса другой, идущей с востока на запад, – близко к центру Сада.

 

Ботанический сад расположен на восточной окраине Южно-Сахалинска, с востока и юга граничит с производными лесными насаждениями, так что, на наш взгляд, нет никакой необходимости прокладывать эти коммуникации именно по территории сада, вполне можно обогнуть её…

 

Этот вопрос на слушаниях был задан трижды. Письменно в президиум от моего имени, устно – Д. Лисицыным, руководителем «Экологической вахты Сахалина», и директором Сахалинского филиала Дальневосточного геологического института ДВО РАН Н. Казаковым. Ответ так и не прозвучал.

 

Обращаясь в прокуратуру, я и мои коллеги особенно подчеркиваем, что Сахалинский ботанический сад является важным природоохранным объектом не только Южно-Сахалинска, но и всего Дальнего Востока. Мы настоятельно просим провести прокурорскую проверку по факту внесения разработчиками в генплан Южно-Сахалинска участков газопровода и ЛЭП, проходящих по территории Сада.

 

– Для вас эти планы стали неожиданностью?

 

– Что касается таинственного газопровода, о котором мы ничего не знаем и на слушаниях ничего не услышали, – да, полная неожиданность. А с энергетиками конфликт произошел не сегодня, об этих планах мы кое-что знаем.

 

Два последних года Ботанический сад испытывает сильное давление со стороны некоторых структур власти, заинтересованных в прокладке через территорию Сада новой линии электропередачи. Ссылаясь то на федеральную программу «Доступное жилье», то на программу экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, руководство управления газификации и перспективного развития электроэнергетики Сахалинской области, как главный инвестор проекта, «продавливает» наиболее дешевый, но абсолютно незаконный вариант прокладки ЛЭП по территории Ботанического сада. Хотя существуют и другие варианты.

 

Предыстория такова. С 1970-х годов действует одна линия ЛЭП высокого напряжения. Когда Саду выделялась земля, две опоры той линии оказались в черте территории Сада. Теперь энергетикам необходимо построить новую, современную ЛЭП, чтобы обеспечить лучшее энергоснабжение юга острова. Задача важная, стратегическая. Но зачем при этом уничтожать Сад? Почему упорно не рассматривается возможность произвести все необходимые работы, скажем, с южной стороны от Сада, за зданием Центра цунами по улице Горького? Земли, находящиеся поблизости, относятся к охранной зоне Сада, по закону здесь возможна ограниченная хозяйственная деятельность по согласованию с руководством Сахалинского ботанического сада. Согласуйте и выполняйте необходимые работы! Но нет, такой вариант отклоняется с ходу. Может быть, есть немалая толика правды в слухах о том, что эти ныне пустующие земли уже «застолбили» для своих нужд заинтересованные лица, некоторые из которых занимают видное положение в городе и области?..

 

Как бы то ни было, до сих пор нам удавалось отбиваться от посягательств. Сад юридически защищён федеральным законом об особо охраняемых природных территориях и Земельным кодексом РФ. В последнем, например, прямо сказано о запрете на строительство ЛЭП в пределах границ особо охраняемых территорий. Весной я был вынужден обратиться в природоохранную прокуратуру и 23 апреля получил официальный ответ за подписью прокурора Ю. Хщеновича. Этот документ – предостережение о недопустимости нарушения закона. Природоохранная прокуратура исключила согласование строительства двух новых опор ЛЭП на территории Сада. Более того, черным по белому написано, если администрация Ботсада согласует такое строительство, то будет привлечена к административной, а возможно, и к уголовной ответственности…

 

– Казалось бы, с такой «охранной грамотой» вам и беспокоиться не о чем…

 

– Мне тоже так казалось, какое-то время документ нас выручал. Но, как говорится, рано обрадовались. Руководство управления газификации нацелилось, очевидно, решать вопрос «не мытьем, так катаньем». При большом желании наш российский чиновник способен на невероятные вещи, эту бы энергию – да в мирных целях! Вот и в нашем случае воспользовались тем моментом, что Сад вместе с десятками подобных учреждений в России проходит процедуру внесения в госреестр. «Ах, так значит, вы ещё не в реестре? Значит, и закон на вас не распространяется!» – рассудили заинтересованные должностные лица. Другой нюанс – формально Сахалинский ботанический сад является филиалом Ботанического сада-института ДВО РАН во Владивостоке, хотя при этом финансирование, отчётность у нас самостоятельные. Руководство названного управления получило согласование от директора БСИ ДВО РАН Александра Галанина на строительство двух опор ЛЭП, причем в самом неблагоприятном варианте – ЛЭП пройдёт вблизи от центра Сада!

 

Мы узнали об этом согласовании, полученном ещё в июне, окольными путями только в августе. Сахалинскому ботаническому саду Галанин ничего не сообщил! Тотчас последовали действия: руководство вышеупомянутого управления попыталось приступить к инженерно-геодезическим и геологическим изысканиям на территории Сада. Мы категорически запретили. Тогда проектировщики попытались тайком, забравшись в Сад через забор, выполнить свою работу. Нам пришлось обращаться в экологическую милицию!..

 

– Это уже здорово похоже на партизанские действия, как бы до открытых столкновений не дошло… Вы говорите о согласовании, которое получено во Владивостоке. Имел ли право руководитель Ботанического сада-института ДВО РАН принимать такое решение?

 

– Я считаю, он нарушил закон, ведь фактически он совершил то самое действие, насчёт которого предостерёг нас природоохранный прокурор. Мы оспариваем это решение, направили письма в ряд инстанций, но, пока происходит разбирательство, наш Сад успеют, образно говоря, «закатать в асфальт».

 

Есть и ещё одно соображение на сей счет. Владивостокский Ботсад-институт, безусловно, находится под охраной государства, на него распространяется закон об особо охраняемых природных территориях, стало быть, наш Сахалинский сад, будучи его филиалом, также защищен от подобных посягательств. Чем руководствовался Александр Галанин, принимавший решение, разберутся компетентные органы. Могу лишь привести пример из другого региона, из Самарской области. Несколько лет назад директор национального парка «Самарская Лука» затеял нечто подобное на территории этого охраняемого природного объекта. Завершилось тем, что он потерял своё место, в отношении его было возбуждено уголовное дело.

 

– Нелишне напомнить некоторым чиновникам о том, что сделано для города, области, науки за время существования Сахалинского ботанического сада.

 

– Перечислять можно долго, отмечу лишь некоторые важные вехи. Научными сотрудниками Сада подготовлена одна из лучших в стране региональных Красных книг (растения). В Южно-Сахалинске, пожалуй, не осталось ни одной улицы в центре города без красивого природного уголка, созданного руками сотрудников Сада.

 

Стратегически важная, большая по объёму работа проведена по инвентаризации зеленых насаждений. Впервые за долгие годы – спасибо студентам Сахалинского университета, они оказали неоценимую помощь – обследовали состояние тысяч деревьев в Южно-Сахалинске. По каждому проблемному случаю даны рекомендации городским властям, редкие, «краснокнижные» деревья взяты на особый контроль.

 

Другое направление – в Сахалинском ботаническом саду ежегодно проходят практику студенты двух факультетов СахГУ и вузов Владивостока и Хабаровска. Благодаря тому, что в Саду действует экологическая тропа, есть возможность проводить занятия со школьниками и воспитанниками детских садов. Нередко Сад посещают иностранцы, нам есть что показать. Решением мэра города Сад включен в пятерку главных туристических объектов, имеющихся на территории Южно-Сахалинска. Сейчас развивается сотрудничество с обществом слепых. Люди с ограниченным зрением у нас постоянные гости. Они с удовольствием знакомятся с миром растений, наслаждаются ароматом цветов, гладят, ощупывают листья… Для них такие встречи с природой очень важны, люди как будто заряжаются доброй энергией. Постоянные посетители – люди, находящиеся на реабилитации после серьезных операций, пенсионеры, они говорят, что здесь отдыхают душой. Это не говоря уже о масштабной научной работе, о том, что в Саду одна из крупнейших коллекций растений на российском Дальнем Востоке. О том, что научные связи налажены с ботаническими садами практически во всех странах мира. На Сахалине не осталось, пожалуй, географической точки, где не побывали сотрудники Сада в экспедициях. Сейчас «осваиваем» Курилы…

 

И после всего этого особенно неприятно и обидно читать такие соображения госпожи Тихоньких, возглавляющей управление газификации и перспективного развития электроэнергетики Сахалинской области, цитирую: «…Целесообразность существования и функционирования учреждения (имеется в виду Сахалинский ботанический сад. – Прим. А. Тарана), а также его полезность и эффективность может быть поставлена под сомнение и признана нелегитимной».

 

Это цитата из письменного ответа на запрос «Экологической вахты Сахалина». Нужно отдать должное экологам, они безусловно поддерживают Ботанический сад и оказывают большую помощь по.

 

– Каковы ваши дальнейшие действия?

 

– На местном уровне мы предприняли уже всё, что можно. «Бьём в колокола» и на уровне Российской академии наук, поставили в известность и получили живой отклик от всемирно известного эколога и защитника живой природы члена-корреспондента РАН А. Яблокова. Благодаря его усилиям в сентябре во все ботанические сады и дендропарки России из Совета ботанических садов России по запросу департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности минприроды пришло указание предоставить сведения для создания соответствующего кадастра. На его основании всем ботсадам, включая сахалинский, будет подтвержден статус особо охраняемых природных территорий федерального значения. Сейчас документы предоставлены, в минприроды идёт оформление кадастра. Этот процесс займет время, как бы не опоздать…

 

Есть и другие рычаги и способы обороны. Например, Сахалинский ботанический сад с 1990-х годов входит в Международный совет ботанических садов. Это очень влиятельная организация, у которой есть опыт отстаивания садов в разных государствах. Возможно, обратимся и в эту инстанцию, представительство которой есть в Москве, но пока сдерживает нежелание «выносить сор из избы», не покидает надежда, что всё можно решить миром в пределах собственного отечества.

 

Я. Сафонов,

«Труд»- ДВ-РОСС»,

Южно-Сахалинск, 20.11.09

 

P. S. Когда материал уже был готов к публикации, в адрес Сахалинского ботанического сада поступило письмо от А. Галанина. Директор БСИ ДВО РАН просит оперативно сообщить, какова стоимость в рублях компенсационных затрат для проведения посадок деревьев, вырубленных при строительстве ВЛ 110 кВ… Не торопит ли события уважаемый доктор биологических наук?.