Граффити нарисовали напротив  рыбокомплекса в портовом Крабозаводском. Фото из социальных сетей
Граффити нарисовали напротив рыбокомплекса в портовом Крабозаводском. Фото из социальных сетей
Еще в феврале этого года наш  ВЦИОМ провел опрос среди постоянно проживающих на островах курильчан с целью выяснить их отношение к притязаниям Японии. Всего было опрошено 7 695 человек старше 18 лет – это две трети от числа совершеннолетних жителей островов.
 
Специалисты ВЦИОМ посетили большинство населенных пунктов, включая маленькие поселки с общей численностью до 50 человек (например, аэродромные поселок Буревестник на Итурупе и село Менделеево на Кунашире).
 
Опрос широко освещался, а я придирчиво наблюдала за его проведением в силу моего личного неприятия подобных опросов вообще. Согласно данным последнего опроса ВЦИОМ, 96% процентов курильчан не желают уходить под юрисдикцию Японии.
 
Японцам российские социсследования не нравятся: вопросы ставятся прямолинейно, исключая двоякое толкование. К тому же, по мнению японских идеологов движения за пересмотры итогов Второй мировой войны, таких как как профессор хоккайдского университета Хироси Кимура, у нас (в России в целом) только пенсионеров опрашивают, потому что опрос же происходит по домашним телефонам. Не знаю, может, профессор из числа тех, кто думает, что в России медведи по улицам ходят (на Курилах, кстати, и правда иногда ходят) и мобильной связи в России нет, но факт - ВЦИОМ ходил по квартирам, передвижные пункты опроса стояли на улицах и шуму с этим опросом было столько, что не участвовали в нем только ленивые и принципиальные. Опрос в деревне - это редкое развлечение.
 
Японцы же свои вопросы обычно ставят витиевато: "Считаете ли вы, что Россия и Япония должны договориться на приемлемых для обеих сторон условиях?", или "Совместная экономическая деятельность будет способствовать решению территориального вопроса в будущем?" Конечно, мы считаем, что должны и что будет.
 
Японцы трактуют такой ответ, как желание достичь компромисса путем, разумеется, большого подарка от нас им, в составе которого будут: три десятка островов, которые они почему-то именуют четырьмя (схема 2+2) плюс акватория с биоресурсами, золото и супердрагоценный рений, непочатый туристический ресурс и нефтеносная территория.Мы их понимаем - самим нравится все это.
 
Двадцать лет обменов делегациями давали японцам надежду, что эти странные русские поймут все преимущества японской жизни и отдадутся. Но Васька слушает, да ест. Что мы действительно поняли, так это то, что жизнь может быть очень удобной и комфортной даже на маленьких островах в океане. Поэтому, как ни грустно японскому МИДу, но только 2% жителей России (см. опрос, проведенный REGNUM) готовы то ли продать, то и подарить часть русской территории Японии.
 
Сахалинские же информагентства накануне сообщали, что во время очередного посещения Курильских островов японской делегацией разразился скандал. К примеру, член палаты представителей и политик Маруяма Ходака заявил, что возвращение островов Японии возможно только с вмешательством военных сил.
 
А после этого на Шикотане появилось граффити, по поводу которого тут же возмутилась японская пресса, в частности, влиятельная "Хоккайдо симбун".
 
Граффити нарисовали напротив  рыбокомплекса в портовом Крабозаводском. Руководитель шикотанского рыбопредприятия рассказал журналистам, что в граффити не было никакого политического подтекста. Надпись украсила стройплощадку рядом с портом, а  само оригинальное произведение выбрано на недавнем островном детском конкурсе. Воспроизвели это местные старшеклассники, а завод оплатил лишь стоимость краски.
 
Оксана Ризнич, курильский краевед, блогер