Открытие  «Монумента Памяти и Славы»
Открытие «Монумента Памяти и Славы»
Эти воспоминания написаны Анатолием Филипповичем Щеглюком (1934-2016) - первым секретарем Ульчского райкома КПСС с декабря 1975 года по октябрь 1985 года.
* * *
На улице стояла осень 1983 года. В это время районный центр Ульчского района с. Богородское смотрится особенно нарядно и красочно. Обилие ярких цветов в палисадниках вдоль улиц жилых домов. Разукрашенные в яркие желтые и оранжевые краски листья тополей, берез и кленов. Их чередование с мощной зеленью хвойных деревьев всегда удивляли и вызывали восторг у туристов, посещавших район в те годы довольно большими группами.
 
Из окна моего кабинета в райкоме КПСС было видно, как, бросив якорь, к дебаркадеру «Богородское» пришвартовался теплоход «Г.И. Невельской». Это мой любимый теплоход. На нем две навигации работал первым штурманом. В 1961 году с капитаном Пономаренко Н.Н. открывали туристическую линию «Благовещенск - Хабаровск - Николаевск - Благовещенск». Как и тогда, предусмотренная расписанием, стоянка в Богородске равнялась 30 минутам.
 
Неорганизованно, небольшими растянувшимися группами и поодиночке, туристы выходили на берег, на улицу Набережную, непосредственно у здания речной пристани и мимо столовой-ресторана «Амурские волны» поднимались по довольно крутому спуску главной улицы районного центра Партизанской в село.
 
Постояв у окна, понаблюдав за туристами, не выдержал и пошел им навстречу на теплоход. Очень захотелось встретиться с капитаном «Г.И. Невельского» А.А. Четыриным. Только начал спускаться на набережную, как меня остановила незнакомая пара из числа туристов мужчина и женщина.
 
- Как пройти к райкому партии? - спросила женщина.
 
- Да вот, видите угол двухэтажного дома с шиферной крышей, на улице Победы. Это и есть райком.
 
- А вам кого там надо? - спросил я.
 
- Хотели встретиться с первым секретарем райкома Анатолием Филипповичем. Нам о нем рассказывал и рекомендовал к нему обратиться капитан «Невельского», - продолжала отвечать женщина.
 
- Будем считать, что вам повезло. Анатолий Филиппович - это я и, если у вас есть ко мне вопросы, то приглашаю вас в кабинет.
 
Познакомились. Уже немолодая пара были туристы из Западной Украины из города Львова. Она - Луиза Иосифовна Штеренштейн - хорошо сохранившаяся в свои пятьдесят восемь лет высокая, статная женщина с громким, если не сказать грубым мужским голосом. Скульптор-монументалист, доцент Львовского государственного института прикладного и декоративного искусства, член Союза художников СССР, руководитель кафедры монументальной скульптуры. Спутника она представила просто, назвав его Юликом и добавила: «Мой муж».
 
С большим восхищением они поделились впечатлениями от увиденного в рейсе от Благовещенска до Богородского. А это без малого две тысячи километров. Люди искушенные в туризме проехали и проплыли добрую половину рек Европы и Азии но таких красот, как на Амуре, говорят, что не видели. Особенно понравился участок реки от Пашково до Екатерино-Никольска, где Амур пересекает горный хребет Малый Хинган.
 
Впервые, своими глазами увидели с борта теплохода города и села Китайской Народной Республики, увидели город Айгунь, где граф Муравьев, впоследствии названный Амурским, подписал исторический мирный договор с Китаем о государственной границе между странами, по которому все Приамурье с тех пор принадлежит России.
 
С особой теплотой отозвались о людях Приамурья - дальневосточниках. Их открытость, уверенность в суждениях по любому вопросу, приветливость и доброжелательность во взаимоотношениях, как выразилась Луиза Иосифовна, перехлестывали через край и не имели предела.
 
Постепенно перешли к обсуждению возможности применения таланта скульптора на Ульчской земле и в Хабаровском крае.
 
Пришлось напрячь все свои знания об этом предмете, весь запас слов, идей и фантазий. Действительно, и в крае, и в районе работы для скульптора в канун сорокалетия Победы в Великой Отечественной войне был непочатый край, как говорят, «здесь конь не валялся».
 
В Хабаровске уже строился мемориал Памяти, во всех районах края думали, что сделать к этому дню. На сельских сходах жителей решали, где взять денег на строительство обелиска павшим на войне односельчанам.
 
Первым желанием было заказать памятник Г.И. Невельскому для установки его между монолитными бетонными парусами, которые были залиты и как памятник торжественно открыты в день 125-летия со дня основания села Мариинское на том самом месте, где высадился Г.И. Невельской с матросами, следуя из Де-Кастри на Амур. Памятник открыли, но он был не закончен. По проекту между парусами должна была стоять фигура Невельского, а скульптора не нашли и наспех сделали стилизованную фигуру человека из брусьев лиственницы. Так она и стоит сегодня. Тогда я был уверен, что деньги на окончание работ по памятнику генеральный директор Объединения «Нижнеарурлес» А.Ф. Грабовский найдет.
 
Хотелось сделать что-то и в районном центре к сорокалетию Победы, но были только желание и идея, а не было ни средств, ни исполнителя.
 
Провожая Луизу Иосифовну со спутником на отходящий теплоход, я подарил им небольшую, но очень интересную книжицу хабаровского писателя - краеведа, доктора исторических наук Александра Ивановича Алексеева «Хозяйка Залива Счастья» о жене Г.И. Невельского Екатерине Николаевне Невельской, в девичестве Ельчаниновой. Договорились, что о моих предложениях они подумают, и на обратном пути мы встретимся вновь.
 
Я не был уверен, что гостей из Львова мои предложения серьезно заинтересуют. Однако, через два дня Луиза Иосифовна с Юликом снова были у меня. И не с пустыми руками. Они принесли сделанные из пластилина эскизные наброски трех памятников.
 
Один - это памятник Г.И. Невельскому, совсем отличный от того, что стоит в Николаевске-на-Амуре. Его фигура выполнена в другой позе, другой манере и выглядела более мужественной.
 
Второй эскиз - композиция. Геннадий Иванович и Екатерина Николаевна Невельские, как единое целое. Причем, целое как внешне, так и по внутреннему содержанию. Здесь все. И любовь, и верность, самопожертвование ради великой цели- служения Родине. Мужественный, целеустремленный, уверенный в правоте своего дела адмирал и кроткая, хрупкая, ростом на голову ниже своего мужа молодая Катенька. Я не видел нигде такого решения памятника двум конкретным историческим лицам, связанным судьбою и идеей в единое целое.
 
Третий эскиз - было предложение по решению памятника к сорокалетию Победы в селе Богородском.
 
Все три эскиза мне понравились и я как мог проявлял заинтересованность в том, чтобы Луиза Иосифовна взялась за работу и не скупился на обещания. Видимо почувствовав мой настрой и готовность к сотрудничеству, они приняли решение не продолжать рейс до Хабаровска и попросили устроить их в гостинице на двое-трое суток.
 
Довольно приличный двухместный номер со всеми городскими удобствами в гостинице райцентра был всегда в резерве первого секретаря и я распорядился предоставить его гостям.
 
На следующий день в райком КПСС были приглашены Бондаренко В.С. - председатель райисполкома, Привезенцев Г.И. - районный архитектор, Купцов П.С. - председатель районного Совета ветеранов войны и труда и еще несколько работников из аппаратов райкома и райисполкома.
 
Надо было решить несколько основополагающих вопросов, ибо от этого зависел успех дела. Во-первых, приняли решение: «Памятник» строить. Во-вторых: средства на строительство собрать за счет пожертвований населения и определенных добровольных взносов предприятий района. В-третьих: для установки Памятника выбрали место слева от пристани на берегу Амура так, чтобы он был виден с проходящих по Амуру судов, чтобы мимо него проходили все приезжающие и отъезжающие из Богородска пассажиры, чтобы вблизи за памятником было можно спланировать и разбить «Сквер памяти», засадив его деревьями и цветниками.
 
Под такое место подходила площадка, занимаемая ветхим одноэтажным неказистым домом, в котором располагался райвоенкомат.
 
Для работы скульптора очень подходил освободившийся спортивный зал старой школы, используемый по прямому назначению очень редко в связи с тем, что в новой школе, построенной в этом году, спортзал был лучше. Это было еще одно решение.
 
В заключение, мне поручили подготовить и опубликовать в районной газете «Амурский Маяк», «Обращение к жителям района, к ветеранам Великой Отечественной войны и труда, к руководителям леспромхозов, рыболовецких колхозов и других предприятий», с просьбой о перечислении средств на строительство памятника. Причем не в Госбанк, а на личный счет председателя Совета ветеранов - Петра Степановича Купцова - в Сберегательной кассе. Это обращение «сработало». В итоге мы собрали денег в два раза больше, чем планировали. Их нам хватило, еще на то, чтобы заказать изготовление гранитных брусков с выбитыми на них фамилиями погибших на войне жителей района.
 
Обсуждение эскиза памятника проходило уже с участием его автора - Луизы Иосифовны Штеренштейн (1926-2015).
 
По представленному эскизу было видно, что памятник предлагается как солидное сооружение из пересекающихся в виде креста железобетонных стел, к которым крепятся фигуры выполненные величиной в две с половиной натуры из крепкого бетона. На центральной стеле фигура женщины, олицетворяющая образ Родины-Матери. Она, воздавши руки к небу, держит в руках лавровый венок - венок Победы.
 
На горизонтальной стеле, поднятой над землей, как бы два крыла, две стороны войны - фронт и тыл, их единение, их общая преданность Родине.
 
На правом крыле фигура сидящей в траурном платке скорбящей женщины. На левой стороне - коленопреклоненный образ воина-победителя с отложенным в сторону автоматом и полезащитной каской, положенной на колено.
 
Макет обсуждался долго. Я тогда не мог согласиться с формой памятника в виде креста, ибо это не вязалось с идеологией, а также повисшие на стелах образы как бы парили в воздухе, не имея опоры на землю. Когда горизонтальную стелу опустили на землю, все стало на место. Автор согласилась, что ничего не потеряно и стало даже лучше. На этом и порешили.
 
Возникла другая проблема. От памятника не пахло «ульчским духом». Все три фигуры предлагались как русские. С этим тоже согласиться было нельзя.
 
Решение пришло как-то само собой. Все вопросы решались, если ввести в ансамбль памятника четвертую фигуру - юной девочки-ульчанки. Пионерка поставлена перед скорбящей русской женщиной. Пионерским салютом она отдает честь Родине и олицетворяет преемственность жизненных ценностей. Переданных малочисленным народностям Севера, в т.ч. ульчам, от русских переселенцев. Как Мать и Дочь. Как старшее поколение младшему.
 
На следующий день состоялось внеплановое заседание бюро райкома партии с приглашением всех членов исполкома районного Совета, на котором были утверждены к исполнению, обсуждённые накануне вопросы по строительству «Монумента Памяти и Славы».
 
В этот день обсуждался и такой вопрос. Как правильно назвать то, что мы задумали строить? Вооружившись Толковым словарём Русского языка под редакцией Ожегова, нашли, что: Обелиск это памятник, сооружение в виде сужающегося кверху гранённого каменного столба.
 
Памятник это скульптурное или архитектурное сооружение в память кого - чего нибудь. Памятник А.С. Пушкину. Надгробный памятник. Археологический памятник.
 
Мемориальный памятник (ансамбль) - архитектурно-художественный комплекс, воздвигнутый в честь павших героев, выдающихся деятелей. Мемориальная доска.
 
Монумент - большой памятник.
 
После дискуссий остановились, что при открытии памятника мы его назовём «Монументом Памяти и Славы». Так он был назван в выступлении на митинге, посвящённом сорокалетию Победы Советского народа в Великой Отечественной войне, при открытии Монумента 9 мая 1985 года в присутствии практически всех жителей районного центра и многочисленных гостей из населённых пунктов района.
 
В этот же день, вместе с Луизой Иосифовной и заведующим отделом пропаганды и агитации райкома партии Г.К. Бондаренко, назначенным ответственным за сооружение Монумента, побывали на Ульчском райпромкомбинате, где взяли образцы глины, из которой делали кирпичи, заехали и посмотрели предложенное для работы над Монументом помещение спортивного зала в старой деревянной школе.
 
Глина по своим свойствам вполне подходила для работы. В неё нужно было только добавить определённую порцию технического солидола.
 
Замечаний к спортивному залу не было вообще. Лучшей мастерской, как сказала Луиза Иосифовна, у неё никогда не было. Потребовалось изготовить несколько стремянок-лестниц и разборные переносные леса.
 
Договорившись о цене всей работы, был подписан договор, основным условием которого было - срок окончания работ и торжественное открытие «Монумента Памяти и Славы» должны состояться в день сорокалетнего юбилея Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 9 мая 1985 года.
 
Так, планируя задержку в Богородске на два-три дня, львовские гости пробыли у нас две недели и уехали в Хабаровск на последнем теплоходе с тем, чтобы съездить домой, и вернуться весной следующего года для работы. Слово свое они сдержали.
 
Работа началась с подготовки глины. Полный самосвал её на промкомбинате размололи, просеяли, а затем смешали с двумя бочками солидола. За выполнение этой работы отвечал директор Промкомбината А.Б. Базгутдинов. Глина получилась хорошей. При работе она не липла к рукам и при сушке не трескалась. На все фигуры Монумента потребовалось три полных самосвала. И вся она была переработана одной парой женских рук. Первой начали делать центральную фигуру. Для этого она на чертеже была разбита на три части. Начали с самой не сложной, но трудоёмкой нижней - по сути юбки. Затем средняя часть. После её делались голова и руки.
 
Когда наступила пора начинать работу над фигурами Скорбящей женщины и Девочки-пионерки, возникло предложение воплотить в этих фигурах скульптурные портреты жительниц районного центра.
 
В спортивный зал, к месту работы скульптора была приглашена одна из старейших жительниц села Ульяна Максимовна Пархомюк. Крепко её потрепала жизнь. Муж её Леонтий Петрович Пархомюк в страшные тридцатые годы был признан кулаком, репрессирован и расстрелян. Старший сын Михаил Леонтьевич, будучи сыном врага народа не попал по официальному призыву в армию, а добровольцем ушёл на фронт и погиб в боях под Сталинградом в августе 1942 года. Младший сын - Пётр в 1945 году участвовал в войне с Японией. Закончил Высшее Военное училище, стал кадровым офицером. Служил на Сахалине, в Чехословакии, Белоруссии, Украине. Отслужив, вышел в отставку в звании подполковника.
 
Более устроенная судьба младшего сына немного сгладила горечь утрат, однако во всём облике этой пожилой женщины, во взгляде, в чертах лица навсегда затаилась пережитая боль, тоска и печаль. Скульптору удалось очень тонко это подметить, и скульптурный портрет сделан очень удачно.
 
По решению руководства Богородской школы-интерната позировать при изготовлении фигуры девочки-пионерки была приглашена Жанна Хатхил - отличница учёбы, активная общественница, заводила многих хороших дел в классе и школе. Эта красавица очень хорошо в торжественном пионерском салюте вписалась в ансамбль фигур Монумента. Сегодня Жанну можно увидеть на работе за прилавком магазина районного центра.
 
Процесс изготовления фигур довольно сложный и трудоёмкий. В начале изготавливается фигура из глины. Затем наступает длительный период сушки. Когда глина хорошо просохла, её шпаклюют и шлифуют. После чего на всю подготовленную поверхность наносят пятисантиметровый слой гипса. Снова длительная просушка и начинается выбивка глины из засохшей гипсовой «скорлупы». Так получилась опока. В неё заливается жёсткий очень прочный бетон-смесь просеянного песка и цемента. Когда бетон «станет» его освобождают от опоки и получают нужный результат - готовое изделие, которое можно устанавливать на место.
 
Однако, оно не долговечно и разрушается под воздействием влаги, ветра и перепада температуры.
 
Луиза Иосифовна решила усложнить себе задачу. Облегчить всю конструкцию, заменив все бетонные фигуры на медные, выполненные методом выколотки из листовой меди. Не поддержать такое предложение было равноценно преступлению. Но где взять медь? Ни у нас, ни в Хабаровске ее было не найти.
 
Выручил нас Юлик - муж скульптора. Он предложил услуги по приобретению меди у своих друзей в г. Львове, куда и был срочно командирован. С задачей он справился быстро и вернулся, но уже не один, а с сыном Эдиком тоже скульптором. А через несколько дней самолетом нам доставили листовую медь в нужном количестве.
 
Двое мужчин под руководством Луизы Иосифовны в течение двух месяцев по двенадцать часов в сутки одевали готовые к установке скульптуры в медные одежды. Медные листы были раскроены и разложены по фигурам. Затем, с помощью резиновых молотков и газовых горелок, эти листы прижимались к бетону, облегая фигуры очень плотно. Если где-то металл рвался, то его сваривали, заливая трещины расплавленной медью.
 
Когда все фигуры были одеты в медь, начался следующий этап работы; освобождение медных одежд от бетона, их заполняющего. На эту тяжёлую работу направлялись молодые инструкторы райкома и комсомольцы средней школы. Они то могут подтвердить, на сколько прочен был бетон, и как не легка была их работа. Оставалось только изготовить и установить внутри каждой фигуры крепление из арматурной стали, различных полос металла и уголков.
 
В начале марта, с потеплением, начали готовить площадку для установки Монумента. Снесли старое здание райвоенкомата, убрали другие постройки, произвели разметку основания Монумента.
 
Ответственным за изготовление и установку стел был назначен архитектор района Г.М. Привезенцев, который не был официально утвержден, но фактически был и есть архитектором монумента. Ему в помощь выделялись комсомольцы из райкома комсомола и рабочие Комбината коммунальных предприятий и благоустройства.
 
Изготовление стел началось с самой большой - центральной. На ровной площадке сначала разметили, затем застелили её плотным деревянным полом, по периметру выставили ограждение. В получившуюся форму залили бетон. Когда он окреп, стелу перевернули и увидели, что лицевая сторона не гладкая. На ней проступают следы досок опалубки, а штукатурить ее нельзя. Пришлось много потратить сил, чтобы отшлифовать поверхность.
 
После центральной стелы по очереди заливали боковые, но уже с учетом полученного опыта. На пол опалубки постелили крепкую полиэтиленовую пленку, а под нее сетку рабицу. Стелы получились хорошими. Плёнка и положенная под неё сетка рабица сделали стелы гладкими с довольно чётким рисунком этой сетки. Устанавливали стелы большим авто-краном без навешенных ещё на неё фигур
 
В это же время пришлось много подумать над тем, что будет написано на монументе. Луиза Иосифовна отказалась в этом участвовать.
 
- Я свою работу сделаю, а слова и тексты - это ваше дело.
 
На горизонтальной стеле есть место и очень хотелось занести туда имена всех погибших на войне жителей района. Однако точных списков погибших, ещё не было и времени на изготовление гранитных брусков с их именами тоже не было. Мы не успевали с заказом этих брусков во Львове, хотя предварительная договорённость была и мы их получили, но уже после праздника.
 
Другим обсуждали предложение занести не Монумент Памяти и Славы названия населённых пунктов, которые были на территории района в предвоенные годы. О большинстве из них многие поколения ныне живущих не знают. Даже следов от них не осталось. Хотелось привлечь внимание молодого поколения краеведов, историков, школьников к изучению и написанию истории своего района, отдельно каждого села, каждой улицы в поселке. Еще не поздно. Еще можно найти живыми бывших жителей тех сел: Дидбиран, Большемихайловское, Койма, Покровка, Пат, и другие. История должна быть восстановлена и должна жить вечно.
 
С позиций сегодняшнего дня, считаю, что эта часть надписей на стеле сделана удачно. Чего не скажу о длинном предложении вверху Монумента, хотя все написанное на нем по смыслу связано и говорит о цене, которую заплатили жители национального Ульчского района за ту Великую Победу.
 
В начале мая работы над Монументом шли полным ходом. Устанавливали на фундамент стелы, крепили к ним медные фигуры, накладные буквы и цифры наклеивались в строгой последовательности. Одновременно выполнялось благоустройство площадки, выравнивались уклоны подходов, производилась отсыпка песком, укладка железобетонных плит, устройство подпорной стенки вдоль дороги по ул. Ленинской. Несколько дней крепили откос у берега Амура, укладывали дерн.
 
Так, ко дню празднования Дня Победы Монумент был готов и закрыт белым покрывалом.
 
Закончилась, длившаяся восемнадцать месяцев стройка. Её не было в плане. Не было проектной документации. Не обеспечивалась финансированием и материалами. Но она была нужна людям. В год сорокалетия Победы, когда ещё было много участников войны, она волновала всех жителей района и ветеранов и молодых. Это они вложили не только деньги, но и души в этот Монумент. Они выразили в нём безмерную благодарность землякам, павшим в боях и вечную им память.
 
Все участники возведения Монумента могут гордиться тем, что сделали. Такого памятника нет ни в одном райцентре Приамурья.
 
После окончания строительства надо было открыть Монумент.
 
На торжественное открытие его были приглашены председатели сельских советов района, и руководители предприятий сел, из которых можно было добраться до Богородска в этот период весенней распутицы. Прибыл, приглашенный из краевой студии кинохроники кинооператор со своей аппаратурой. Несмотря на то, что день начинался ветреный и довольно прохладный, практически все жители районного центра в этот день вышли на улицу. Часть колонны построилась по улице Школьной, другая на площади перед райисполкомом у памятника В.И. Ленину.
 
Движение колонны проходила по улицам 30 Лет Победы, Кирова и Ленинской.
 
Такой многолюдной и такой красочной колонны Богородск до этого не видел. Духовой оркестр из учащихся музыкальной школы с руководителем Блиновым и всех соратников В. Василькова смотрелся и звучал довольно прилично.
 
За знаменами района и оркестром шли ветераны Великой Отечественной Войны. Следом за ними трудовые коллективы предприятий и организаций районного центра, учащиеся средней школы и школа-интерната. Всего в колоннах, а затем и на митинге было более трех с половиной тысяч человек.
 
Когда все поднялись на возвышенность к Монументу, то там, на площадке для всех места не хватило, большая часть людей осталась на проезжей части улицы, и заполнила все сухие места вдоль дороги.
 
В это время с Амура дул холодный ветер. Ночью произошла первая подвижка льда и к зданию пристани, надавило громадные ледяные глыбы.
 
На площадке, сбоку от Монумента, для ветеранов были устроены скамейки, ибо уже тогда значительная их часть была в почтенном возрасте и долго стоять на митинге не могла.
 
Митинг, посвященный празднику сорокалетия Победы в Великой Отечественной Войне, и окончанию строительства Монумента открывал председатель райисполкома В.И. Шашков. Ленточку, сдерживающую покрывало на Монументе, разрезали: от партийной организации района - я, Щеглюк А.Ф., от райисполкома - Шашков В.И, от ветеранской организации Купцов П.С. и автор-изготовитель Монумента - скульптор Луиза Иосифовна Штеренштейн.
 
На крутом обрыве, чуть позади Монумента, был выстроен сборный отряд из мужчин, владеющих оружием, с ружьями и карабинами. Среди них все работники РОВД, КГБ, охотники промысловики.
 
В момент, когда спало державшаяся на разрезанной ленточке покрывало, и оркестр заиграл гимн Советского Союза, на обрыве по команде начальника РОВД Карнауха В.Х. прозвучал троекратно довольно внушительный салют.
 
И, как по заказу в эту минуту на Амуре затрещало, зашумело, огромные льдины задвигались, поползли на берег и друг на друга в два и три яруса. Стала быстро пребывать вода. Огромное ледяное поле от острова Калабана медленно и страшно надвигалось на берег, лед не выдержал, затрещал по всей длине и двинулся вниз по реке. Началась подвижка льда, быстро перешедшая в сплошной ледоход.
 
Кинооператор, снимавший открытие Монумента несколько раз поворачивал объектив кинокамеры на Амур, снимая начало ледохода. Многие участники митинга тоже повернулись лицом к берегу, громко обсуждая случившееся. Пришлось несколько сократить выступления на митинге. Быстро возложили к Монументу Памяти и Славы большую гирлянду из хвойных веток, украшенные цветами. Многие жители села положили к нему живые цветы.
 
В заключении торжества, все ветераны Великой Отечественной Войны, большую часть из них Вы видите на снимке в этой газете, были приглашены в ресторан «Амурские волны» на торжественный обед, где долго звучали воспоминания и тосты: За Победу, За Память, За Мир на Земле.
 
Анатолий Щеглюк.