Для начала — потерпите — пара цитат.
Есть федеральная программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», внутри нее — подпрограмма «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе». Внутри подпрограммы — много чего, в том числе «Схема размещения и архитектурно-градостроительная концепция объектов делового центра саммита АТЭС-2012», утвержденная президентом РФ В. В. Путиным 15 января 2008 года № Пр-74. В рамках схемы есть проект дороги Аэропорт — деловой центр саммита.
Никаких упоминаний или прямого названия дороги объездной в «Схеме размещения и архитектурно – градостроительной концепции…» не содержится. Возможно, и не должно. Между тем, мы уже привыкли к часто повторяемому губернатором тезису: объекты саммита АТЭС строятся не только для международной встречи, сколько для развития Владивостока.
Наш единственный выезд из Владивостока разгружать надо. Давно надо.
Магистраль поселок Новый — полуостров Де-Фриза — Седанка — Патрокл подразделяется на две части: скоростную в той части, что условно можно назвать пригородом Владивостока, и городскую магистраль регулируемого движения. Она по схеме, подписанной председателем правительства Путиным, должна была бы соединить с Седанкой новый, еще строящийся микрорайон для военных, названный (почему-то) «Снеговой падью» (сама падь географически относительно далеко), Зеленый Угол, в котором после авторынка по проекту должно быть построено жилье, бухту Тихая и выйти на Патрокл.
До Седанки все строится, как было задумано в подписанной Владимиром Путиным «Схеме…». Но на участке Седанка — Патрокл дорога вдруг вильнула в сторону и задумала стать объездной. Таким образом, автовладельцам обжитых районов — Снеговой, Баляева, 71-го микрорайона для выезда из города по-прежнему будет удобнее воспользоваться проспектом 100 лет Владивостоку и испытывать те же проблемы с транспортом, что и сейчас, нежели воспользоваться новой, но проходящей далеко объездной магистралью.
— Я предупреждал о нежелательности такого варианта строительства магистрали еще в прошлом году, — говорит Валентин Аникеев. — Строительство объездных трасс обычно для городов с большим транзитным потоком, например для Уссурийска, Артема, но в районе бухты Тихая нет транзита. Вообще произошедшее привело к подмене стратегической градостроительной цели: вместо создания крайне необходимой для транспортного обслуживания и развития города магистрали будет построена обычная автодорога с неясным назначением — кого она будет обслуживать?
«Новая» посчитала, что владивостокцы должны знать причины и аргументы того, почему чиновники посчитали, что Владивосток обойдется без «решения наиболее острых проблем развития улично-дорожной сети Владивостока и строительства на ней крупных транспортных сооружений», и публикует выдержки из переписки профессора Аникеева с директором департамента дорожного хозяйства администрации Приморского края Сергеем Филем.
Сергей Филь — Валентину Аникееву: «…учитывая высокую стоимость искусственных сооружений: путепровода в районе Второй Речки (район мусоросжигательного завода), путепровода через долину Первой Речки (район ул. Снеговой) и эстакады в районе ул. Сахалинской, позволяющих решить транспортную проблему города, предложен альтернативный вариант…» Предложенный «вариант трассировки сохраняет основное генплановое назначение автомобильной дороги — транзит автотранспорта с острова Русского, с городского района на полуострове Голдобина, улиц Луговой и Сахалинской через Седанку и полуостров Де-Фриза на федеральную автомобильную дорогу М-60... Проходя по границе застроенной части городской территории, предлагаемая автомобильная дорога не нарушает перспективу развития городской застройки, определенную в генплане, и обеспечивает требуемый скоростной режим.
Валентин Аникеев — Сергею Филю: «…функция магистрали — транспортное обслуживание города круглый год, а не кратковременный пропуск VIP-кортежей на Русский остров. <…> Единственная причина замены городской магистрали на объездную дорогу — та, что «сметная стоимость по разработанной проектной документации превышает стоимость, предусмотренную программой». Более чем странная логика — высшие органы страны решили, что для развития Владивостока крайне необходимо построить магистраль (как раз она отвечает «основным целям проекта!»), а чиновники на месте решили, что главная цель — не строительство городской (!!! — Прим. «Новой») магистрали, а «освоение» выделенных денег. <…> Стоимость строительства таких объектов, как эстакада Де-Фриз — Седанка, развязка на Седанке, путепроводы на пересечении долин речек Второй, Первой и Объяснения, весьма велика и «не под силу» краю и городу. Но ведь без этих объектов развитие города невозможно! Поэтому главной задачей было привлечь федеральные средства, чтобы построить именно эти «неподъемные» для города сооружения <…> и создать «скелет» этой магистрали.
…Объездная дорога уходит от трех главных путепроводов, следовательно, они не будут построены в обозримом будущем. А значит, существенного облегчения в транспортном обслуживании Владивостока не будет, какие бы «сладкие» заверения ни делались.
О, как! У нас должны были появиться путепроводы через наши Первую (видимо, чтобы разгрузить Рудневский мост и перекресток и ж\д переезд у ДСК), Вторую (всем надоела пробка на Багратиона) и Объяснения речки (дабы ликвидировать толкотню на Луговой-Спортивной)?! Значит, нам еще невесть сколько стоять в пробке на Спортивной, материться, ожидая въезда на Рудневский мост, все проклинать, переезжая перекресток и железнодорожный переезд у ДСК и двигаться черепашьим ходом по улице Русской, которая скоро, будучи и так перегруженной, станет основной въездной магистралью в микрорайон «Снеговая падь».
К слову, у «Новой», наблюдающей за строительством объездной дороги, сложилось еще одно мнение о причине того, почему высокая стоимость первоначального проекта стала причиной появления «дешевого» объездного варианта. Дорогу в районе улицы Катерной сейчас строят так, чтобы, не дай бог, не снести какой-никакой барак или не задеть чей-нибудь огородик, дабы не пришлось ветхое жилье, коего там немало, сносить и покупать горожанам квартиры: дорога проложена между нижним краем Морского кладбища и жилыми бараками. Едва-едва уместилась.
Ольга Журман,
«Новая газета» во Владивостоке», 29.04.10.