На Камчатку вчера отправился спасатель Тихоокеанского флота «Саяны», который должен обеспечить дальнейшие ходовые испытания печально знаменитой атомной подводной лодки «Нерпа», сообщил хорошо осведомленный источник в штабе ТОФ.

 

А буквально перед майскими праздниками из Владивостока в Индию вернулись 20 подводников - офицеров и старшин. Они должны были вместе с российским экипажем «Нерпы» перегнать ее в воды Индийского океана. А пока подлодка ходила в море, они в апреле проходили тренировки на учебно-тренировочной станции Тихоокеанского флота – отрабатывали навыки по борьбе за живучесть. Была надежда, что «Нерпа» все же в ближайшее время будет полностью готова к передаче Военно-Морским силам Индии. Но хронические неполадки на АПЛ не дают возможности этого сделать.

 

Что же происходит с «Нерпой»? Как известно во время первых ходовых испытаний на «Нерпе», созданной на Амурском судостроительном заводе (АСЗ) в Комсомольске-на-Амуре, 8 ноября 2008 года в результате несанкционированного срабатывания системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая) в отсеки стал поступать газ фреон. Погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. Всего на борту АПЛ были 208 человек, большинство из них - специалисты АСЗ, а также эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.

 

После аварии специалисты провели ревизию всех систем и не обнаружили серьезных повреждений на АПЛ. Однако все помещения отсека, в который поступил газ из системы пожаротушения, пришлось отмывать. Был заменен фреон. Выводы специальной комиссии, которая расследовала ЧП, являются закрытым документом. Всего на восстановление субмарины АСЗ затратил 1,9 миллиарда рублей.

 

Потом были официальные заявления высокопоставленных военных о том, что после ремонта лодка успешно прошла все последующие этапы заводских и государственных испытаний.

 

Вот что докладывал президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Роман Троценко премьер-министру Владимиру Путину: «АПЛ «Нерпа», на которой в ноябре 2008 года во время первых ходовых испытаний произошла авария, сейчас завершает испытания в Тихом океане. Мы считаем, что мы выйдем по плану, в установленные сроки, к ее передаче для нужд флота. У нас это без изменений».

 

Действительно, в декабре прошлого года «Нерпа» вошла в боевой состав Военно-Морского флота РФ. Ожидалось, что уже в ближайшее время субмарина будет передана в аренду на 10 лет Индии.

 

Но нет тут было. К индийцам «Нерпа» переходить явно не желает. Из хорошо информированного источника стало известно, что особенно серьезные неполадки возникли у подводного корабля с «шумностью». Хотя по всем своим техническим характеристикам она является одной из самых бесшумных АПЛ в мире. Этот серьезный недостаток специалисты завода до сих пор устранить не могут.

 

Но все же и это не самая серьезная причина неготовности корабля, считают специалисты, по которой АПЛ не передают индийским ВМС. Оказывается субмарина, поясняет источник, никак не хочет ходить нормально под водой на рабочей глубине 80 - 90 метров. По этой причине субмарина долго стояла у причальной стенки в Большом Камне, что в Приморье. Потом «Нерпа» совершила переход на Камчатку.

 

«Дело в том, что воды Охотского и Берингового море по составу идентичны составу воды Индийского океана, где, наверное, все-таки продолжит свою службу «Нерпа», пояснили специалисты. И вот вчера, для того, чтобы обеспечить безопасность нового этапа испытаний АПЛ на Камчатку и отправился спасатель «Саяны».

 

АПЛ «Нерпа» относится к субмаринам третьего поколения. Ее водоизмещение составляет 8140/12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, максимальная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека, вооружение - четыре торпедных аппарата калибра 533 миллиметра, четыре торпедных аппарата калибра 650 миллиметров. Однако после аварии на АПЛ «Курск» в 2000 году торпеды этого калибра сняты с вооружения в ВМФ России.

 

Затянувшаяся передача

 

Еще в сентябре прошлого года на сдаточную базу «Восток» Амурского судостроительного завода в Большом Камне, что на юге Приморского края, прибыл индийский экипаж. После того, как он ознакомился с кораблем уже не по схемам и не на учебных тренажерах, а в реальной обстановке - как говорят, «в привязке знаний к пальцам», начались приемо-сдаточные испытания подводной лодки. Но на АПЛ возникли технические проблемы, и индийцы отправились встречать Новый год на родину на рейсовом самолете.

 

Напомним, что ранее «Нерпу» собирались передать Индии осенью 2009 года. Но из-за ЧП с несанкционированным срабатыванием системы пожаротушения (повторим, тогда погибло 20 человек из сдаточной команды), потребовались дополнительные ревизия и замена части оборудования. Дополнительные затраты, которые понесло предприятие на восстановление «Нерпы», оценены в 1,9 миллиарда рублей. Тогда же сообщалось, что минобороны России согласилось перечислить Амурскому судостроительному заводу за государственный оборонный заказ 380 миллионов рублей. Эти средства пошли на выплату зарплаты работникам предприятия (до этого была многомесячная задолженность) и на расчеты с предприятиями-контрагентами, участвовавшими в восстановлении подводной лодки.

 

Однако уже тогда в конструкторском бюро «Малахит» (Санкт-Петербург), где спроектировали «Нерпу» и другие корабли аналогичного проекта, выражали обеспокоенность сложившимся на заводе положением и откровенно сомневались, что «Нерпу» удастся передать заказчику осенью 2009 года. Тем более - с условием проведения практики для индийского экипажа. Так и произошло.

 

Как бы там ни было, 10 июля 2009 года многострадальная АПЛ вышла на повторные ходовые испытания. По сообщению пресс-секретаря Амурского завода Марины Радаевой, акт о готовности лодки к продолжению испытаний накануне был подписан командующим Тихоокеанским флотом вице-адмиралом Константином Сиденко и генеральным директором ОАО «АСЗ» Николаем Повзыком, незадолго до этого возвращенным в свою прежнюю должность.

 

Испытания проходили в стомильной зоне от берега в Японском море. Первый этап, завершившийся к 27 июля, был признан успешным. «Нерпа» ненадолго зашла в Большой Камень, на ней установили и смонтировали «дополнительное оборудование», как сообщалось, «для проведения регулировочных и наладочных работ». О каких-то серьезных проблемах не сообщалось. Как всегда скрывали, чтобы побыстрее сбыть «залежалый товар».

 

Между тем у истории с «Нерпой», которую в индийских СМИ уже открыто называют «Чакрой-2» (и утверждают, что Москва передаст ее Дели в лизинг на 10 лет за 650 миллионов долларов), есть своя, и весьма выразительная, предыстория.

 

Об этом мало кто знает, но в свое время Советский Союз передавал Индии в аренду на три года одну атомную подлодку 670-го проекта с крылатыми ракетами «Аметист». Этот был головной корабль в серии, и заложили его на заводе «Красное Сормово» в Горьком в 1964 году. В 1966-м спустили на воду, затем в специальном доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу перевели в Северодвинск, где осуществлялась окончательная достройка и проводились испытания. Приемный акт о передаче флоту нового атомохода был подписан к 50-летию Октябрьской революции - 6 ноября.

 

Тринадцать лет К-43 находилась в составе Северного флота. В 1980 году совершила переход Северным морским путем на Тихий океан, где еще восемь лет несла службу. А 5 января 1988 года эта лодка, переименованная в УТС-550, подняла во Владивостоке флаг ВМС Индии и с нашим экипажем под командованием капитана II ранга Александра Теренова отправилась к индийским берегам.

 

Как утверждают специалисты, к ее приходу все было подготовлено по высшему разряду: специальный пирс с 60-тонным краном, службы радиационной безопасности, крытый док-эллинг, мастерские. При стоянке в базе на борт лодки подавались вода, сжатый воздух, электроэнергия. Из трех лет лизинга S-71, или «Чакра», как окрестили лодку индусы, почти год провела в автономных плаваниях, став отличной школой для индийских подводников. В начале 1991-го трехлетний срок аренды истек, но правительство Индии всеми силами старалось его продлить или даже приобрести у СССР однотипную лодку. Однако в Москве одним экспериментом решили ограничиться. 28 апреля 1992 года К-43 своим ходом прибыла на Камчатку, а спустя два месяца была исключена из боевого состава флота.

 

Справка

 

Что за лодку мы собираемся в этот раз передавать Индии?

 

Корабли этого класса относятся к многоцелевым подводным лодкам третьего поколения. Они строились по проекту 971 («Щука-Б») санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» на ПО «Севмаш» в Северодвинске и на Амурском судостроительном заводе им. Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре. В состав вооружения входят торпеды, подводные ракеты и ракеты-торпеды «Шквал», «Водопад», «Ветер», а также крылатые ракеты «Гранат» (запускаются из торпедных аппаратов) с дальностью стрельбы до 3 тысяч километров. Водоизмещение субмарины - 12770 тонн, максимальная скорость - 30 узлов, предельная глубина погружения - 600 метров, автономность - 100 суток, экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года для подводных сил Северного и Тихоокеанского флотов построено 15 кораблей этого проекта.

 

Тем временем

 

В то самое время, пока «Нерпа» проходит заводские испытания в российских водах, в судостроительном центре индийского города Вишакхапатнам (штат Андхра-Прадеш) спустили на воду первую самостоятельно построенную Индией атомную подводную лодку с 12 баллистическими ракетами. Ей дали имя Arihant - «Истребитель врагов», а супруга индийского премьер-министра Гуршаран Каур, по существующей здесь традиции, прилюдно разбила о борт кокосовый орех.

 

Дмитрий Латыпов,

«Труд» ДВ-РОСС», 14.05.10

http://www.trud-ost.ru/?p=37064.