Село Сюльдюкар находится сегодня в таком положении, что никак не верится, что такое вообще возможно в районе, который называют алмазным краем, где ведет производственную деятельность бюджетообразующая компания республики – «АЛРОСА». Как сообщает ИА «Якутия24», добраться до этого села можно только по зимнику.
«Поскольку на левый берег реки Вилюй можно попасть только через плотину Светлинской ГЭС, нужно специальное разрешение. Иначе охрана ГЭС вас тормознет у КПП».
Улицы после дождей превращаются в болота. Местная школа стоит «с незапамятных времен» и постоянно нуждается в ремонте, о строительстве новой и речи не идет. Своим появлением этот поселок обязан развитию в западной Якутии алмазной промышленности, которая внесла существенные коррективы в жизнь и быт местных эвенков, но отнюдь не в лучшую сторону. Алмазники нарушили традиционный быт и уклад местных эвенков, но ничем практически эти утраты так и не восполнили.
Дело в том, что на территории нынешнего Мирнинского района когда-то проживало большое эвенкийское племя – люди охотились, занимались оленеводством.
«Эвенки брангатского племени кочевали по долинам рек Вилюй, Ыгыатта, Моркока и их притоков вплоть до конца 50-х годов. При том кочевали небольшими стадами, где были «красные чумы» (клуб и красный уголок в одном «лице»), медпункт, ветеринарный участок и даже библиотека. Люди с незапамятных времен жили в тайге, промышляя соболя, белок, горностая, сохатых, держали стада оленей. Ближайшим, небольшим населенным пунктом для сбора оленеводов и охотников, было село Улуу-То5о, которое в 60-х годах было затоплено водами Вилюйского моря», пишет автор публикации Станислав Алексеев.
Колхозы «Кыhыл ыллык» и «Кыhыл Север» постепенно перешли на обслуживание геолого-поисковых партий. «Огромное количество оленей было использовано в качестве гужевого транспорта для поисковых дел и строительства Вилюйской ГЭС-2, автодороги от Мухтуи (Ленск) до Мирного. Сотни выходцев из эвенкийского села, по указанию партии, превратились в наемных рабочих, каюров-проводников для экспедиций, которые вели поиски алмазов от бассейна Вилюя до Оленька».
«С началом развертывания геологических партий и увеличения численности тогда еще Сунтарского района, за счет приезжего населения, власти, буквально принудили эвенков перейти к оседлости. Таким образом, на берегу реки Вилюй появилось крохотное село Сюльдюкар. Это была вынужденная мера, так как оленеводческие пастбища и охотничьи промыслы подпадали под сферу действия алмазодобывающей промышленности, ягельные места и сенокосные угодья вокруг Улуу-То5о были затоплены с началом эксплуатации Вилюйской ГЭС».
Алмазная промышленность процветает в республике уже более полувека, а Сюльдюкар так и остался на отшибе – в прямом и переносном смыслах.
ИА SakhaNews, 23.08.10
---------
Сюльдюкар – село на отшибе
с. Сюльдюкар |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
С 2008 года, все лето, от Светлого до Сюльдюкара, курсируют катера районной администрации и совхоза «Новый». Конечно, это здорово выручило сельчан. В остальном, здесь народу живется трудно. В Сюльдюкаре нет даже мини-пилорамы, и не строят так интенсивно как в центральной части республики. Улицы после дождей превращаются в болота. Местная школа стоит с незапамятных времен и постоянно нуждается в ремонте.
Хорошо было бы построить новую школу, однако этим вопросом мало кто интересуется. Нелегко живут коренные жители Мирнинского района – эвенки, чье основное занятие - оленеводство и охотничий промысел были уничтожены цивилизацией в конце 20 века.
Эвенки Западной Якутии
Об эвенкийском племени брангат, чьи люди населяют Западную Якутию, к сожалению, имеется немного документальных и литературных произведений. Между тем, история их жизни заслуживает большего внимания.
Знаменитый этнограф и ученый, немец по национальности Ричард Маак не только живописно описал Вилюйский округ в своей одноименной книге(1860 г) но и дал подробную характеристику коренным жителям верховья второй по величине реки Якутии.
«Они не откажутся дать ничего из того, чем сами обладают, готовы поделиться с каждым», - так говорил впоследствии немец-этнограф.
В самом деле, лучших проводников и спутников в промысловых делах невозможно было найти.
Эвенки-брангаты издревле славятся как превосходные охотники и оленеводы.
У охотников радиус промысловых маршрутов простираются по долинам таежных речек. Выслеживая сохатого, они нередко идут по 30-40 км, иной раз легкой трусцой по таежным тропам и перевалам. Непосвященному в двух словах не объяснить, что представляет собою такая беготня. Не завалишь сохатого или дикого оленя - семья останется голодной. Да и храбрых медвежатников тут было немало. Пожалуй, в Сибири нет народа, который в древности без малейшего страха шел с одной только пальмой(«батас») или ножом на медведя-амикана. Опять же если на свой страх и риск не одолеешь косолапого, не получишь лечебный жир для детей и больных. Это было обыденной нормой жизни эвенков.
Эвенки брангатского племени кочевали по долинам рек Вилюй, Ыгыатта, Моркока и их притоков вплоть до конца 50-х годов. При том кочевали небольшими стадами, где были «красные чумы» (клуб и красный уголок в одном «лице»), медпункт, ветеринарный участок и даже библиотека. Люди с незапамятных времен жили в тайге, промышляя соболя, белок, горностая, сохатых, держали стада оленей.
Ближайшим, небольшим населенным пунктом для сбора оленеводов и охотников, было село Улуу-То5о, которое в 60-х годах было затоплено водами Вилюйского моря. Там, еще в 1931 году была образована начальная школа.
Цивилизация погубила детей Севера
Полвека назад цивилизация «семимильными шагами» вторглась в жизнь эвенков, проживающих на западе Якутии. В ходе промышленного освоения края было безвозвратно утеряно основное занятие - оленеводство, кануло в лету кочевое существование, места охотничьего промысла заметно оскудели.
В обход своего производства, колхозы «Кыhыл ыллык» и «Кыhыл Север» стали планомерно обслуживать геолого-поисковые дела.
Огромное количество оленей были использованы в качестве гужевого транспорта для поисковых дел и строительства Вилюйской ГЭС-2, автодороги от Мухтуи(Ленск) до Мирного. Сотни выходцев из эвенкийского села, по указанию партии, превратились в наемных рабочих, каюров-проводников для экспедиций, которые вели поиски алмазов от бассейна Вилюя до Оленька.
Называю имена таких помощников геологов. Это - «профессор тайги» Матвей Афанасьев, Иван Саввинов, Иван Иванов, Сергей Антонов, Василий Антонов, Николай Антонов, Семен Агайданов, Герасим Андреев, Яков Андреев, Егор Афанасьев, Василий Алексеев, Ивана Николаев и многие другие.
Они участвовали «в открытии века», а руководители садынских колхозов – Данил Васильев, Петр Игнатьев, Иван Саввинов, содействовали развитию деятельности 128-й партии Амакинской экспедиции. Они навсегда останутся в истории алмазного края.
С началом развертывания геологических партий и увеличения численности тогда еще Сунтарского района, за счет приезжего населения, власти, буквально принудили эвенков перейти к оседлости.
Таким образом, на берегу реки Вилюй появилось крохотное село Сюльдюкар.
Это была вынужденная мера, так как оленеводческие пастбища и охотничьи промыслы подпадали под сферу действия алмазодобывающей промышленности, ягельные места и сенокосные угодия вокруг Улуу То5о были затоплены с началом эксплуатации Вилюйской ГЭС.
Село Сюльдюкар - сегодня
Каждый населенный пункт Якутии гордится своими незаурядными талантами, трудолюбивыми людьми. Такие люди как Семен Константинов, Николай Петров, Петр Антонов, Игнатий Саввинов, Иван Саввинов, Павел Спиридонов, Валерий Жирков, Валерий Саввинов, Николай Спиридонов, Сергей Чоноев, Анатолий Иванов, Спартак Андреев внесли свою лепту в развитие Сюльдюкарского отделения совхоза «Новый».
В неприспособленных для содержания крупного рогатого скота местах, сюльдюкарцы развили активную деятельность: были обработаны под луга мари, а еще казалось бы, неперспективные травянистые речки. В отделении совхоза «Новый» были построены хотоны, базы для табунщиков.
К сожалению, здесь нет благодатных лугов под сенокос и пастбищ как в Центральной Якутии, но сюльдюкарцы ухитряются заготовлять сотни тонн сена на дальних, порой труднодоступных речках, по сути, болотах, откормить молодняк на маленьких пастбищах, «отвоеванных» от мелколесья.
А еще охотники сразу же, по первому снегу, устремляются в тайгу - на промысел соболя, ондатры, белок, других пушных зверей.
Хотя, и не слишком «густо», тайга продолжает кормить эвенков-«детей Природы».
На этих местах, нынче наблюдается увеличение популяций северного подвида соболя, за шкуру которого концерн «Сахабулт» выдает солидную сумму денег. Поэтому, охотой увлечены многие жители села, включая детей.
Это означает что обычаи и народный промысел не преданы забвению.
Не забываются эвенкийские корни
Плодотворную работу в плане сохранения традиций и обычаев, фольклора проводит опытный педагог Елизавета Игнатьева. В школьном музее народов Севера воссоздали различные аспекты культуры малочисленного народа. Энтузиасты постоянно участвуют на празднествах разного рода, демонстрируя утварь кочевого племени, его народные промыслы. Многие восхищались на прошедшем празднестве встречи лета в Арылахе замысловатой эвенкийской урасой, умело выделанными оленьими шкурами, пикантными туесами и посудой, декоративными изделиями мастериц.
Особо хочется отметить самодеятельных артистов села.
Местный ансамбль «Дылачакан» прославился и за пределами района: их зажигательные танцы стали гордостью алмазного края, своего рода «визитной карточкой».
По воле судьбы, эвенки села Сюльдюкар, утратили свой родной язык, но живы в памяти культура, духовное наследие, фольклор.
Они гордятся своими древними традициями и обычаями, и пока этот живительный задел существует, эвенкийское начало не исчезнет с лица Земли.
Станислав Алексеев. город Мирный. Фото автора.
ИА Якутия 24, 23.08.10