И. Матвеев. Судя по приказу, мордобой в частях ВВ в Приморье процветал. Но военное следствие и прокуратура избирательно подошли только к Матвееву |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
По словам Лидии Левиной (общественный защитник Матвеева, член Хабаровского регионального отделения общественного движения «За права человека»), Игорь Владимирович духом не падает. Параллельно в Москве действует рабочая группа по «делу Матвеева», созданная при президентском совете по правам человека и развитию гражданского общества, — она должна вынести свое заключение. В сентябре в прессе проходила информация о том, что в отношении Матвеева возбуждено новое уголовное дело по факту превышения должностных полномочий с применением насилия и мошенничества, однако, по словам Левиной, данная информация не соответствует действительности: дело на текущем этапе не возбуждено, идет доследственная проверка.
Тем временем в распоряжении редакции «Новой во Владивостоке» оказался весьма любопытный документ. Это приказ главкома ВВ МВД России генерала армии Николая Рогожкина № 310 от 31.08.2011 г. под названием «О состоянии правопорядка и воинской дисциплины в войсковой части 6890 ВРК ВВ МВД России и наказании виновных». В/ч 6890 — это штаб 107-й бригады ВВ, расположенный во Владивостоке на Магнитогорской. На данную часть «замыкаются» другие фигурировавшие в скандале с Матвеевым приморские части ВВ — 3411 (Чугуевка) и 5960 (Владивосток — «БАМ»).
Судя по тексту пространного приказа, обвинения, с которыми выступал Матвеев на ресурсе YouTube, разоблачая злоупотребления различных должностных лиц, подтвердились. Это, конечно, само по себе еще не доказывает невиновности Матвеева, но, по крайней мере, позволяет понять, почему командование так обозлилось на майора-правдоруба, аттестовывая его в каких-то уж совсем антрацитовых тонах. Получается, слишком многих задели его откровения. И злоупотребления, как следует из приказа главкома, не остались безнаказанными.
Приведем несколько цитат из десятистраничного приказа. Оказывается, в стенах в/ч 6890 выявлены «серьезные недостатки в служебно-боевой деятельности». Так, в первом полугодии 2011 года выявлено 60 правонарушений, что означает шестикратный рост. Количество зарегистрированных преступлений по сравнению с первым полугодием 2010 года выросло в 5,3 раза, причем «шесть преступлений совершены командным составом», а «пять были сокрыты командирами воинских частей». Индекс преступности составил 12,53, что выше среднего индекса по Восточному региональному командованию (ВРК) ВВ МВД РФ — 4,80. «Системный характер приобрели сопряженные с причинением травм… факты рукоприкладства… совершаемые, как правило, в присутствии командиров и сослуживцев… с последующей фальсификацией материалов расследования и принятием по ним командованием заведомо незаконных решений, направленных на освобождение виновных лиц от… ответственности», — указывает главком Рогожкин. Он подробно перечисляет случаи неуставщины и сокрытия травм, резюмируя: «Во многом перечисленные выше негативные тенденции… обусловлены отсутствием личной примерности в исполнении служебного долга и принципиального подхода… со стороны командира бригады полковника В. И. Султанбекова».
Правда, заметим, почему-то общественности неизвестно, чтобы за все эти многочисленные случаи рукоприкладства виновные получали реальные сроки. Известно только о случае самого Матвеева…
В приказе называется много фамилий военнослужащих. Упоминается и прецедент, произошедший между майором Матвеевым и прапорщиком Луканиным, из-за которого майор получил четыре года. Показательно, что в приказе Рогожкина, отнюдь не обеляющем майора, сделан особый акцент на том, что «уголовное дело в тношении И. В. Матвеева было возбуждено только по истечении трех месяцев после совершения преступления».
Старший лейтенант Балахонов из в/ч 5960 «неоднократно совершал хищение продуктов с продовольственного склада части, о чем был проинформирован командир бригады полковник Султанбеков», однако «проверка… им своевременно назначена не была». Командованием в/ч 3411 «были необоснованно затянуты» сроки проведения разбирательства по факту хищения продовольствия на сумму более 1 млн рублей начальником продсклада части прапорщиком Герцогом. «Подтвержден факт подмены путем переклеивания этикеток консервов «Говядина в собственном соку» кормом для собак консервированным «Белка и Стрелка». Далее, «командир в/ч 5960 подполковник С. Ю. Филиппов… допустил проживание на территории парка… граждан иностранного государства» (речь — о тех самых то ли китайских, то ли корейских гастарбайтерах на «БАМе»). Можно цитировать еще долго, но в основном оценки главкома, что интересно, совпадают с оценками Матвеева.
«Состояние воинской дисциплины в в/ч 6890… оценивается «неудовлетворительно», — отмечает генерал Рогожкин и делает вывод: полковник Султанбеков «не организовал эффективный контроль за работой подчиненных должностных лиц, не принял действенных мер по поддержанию уставного воинского порядка в войсковых частях 3411, 5960». Досталось и командующему ВРК — генерал-лейтенанту Виктору Стригунову, который «своевременно радикальные меры по оздоровлению обстановки в воинском коллективе не принял». Главком приказал «за неудовлетворительную организацию… непринятие действенных мер… командира в/ч 6890 полковника Султанбекова Валентина Ильфатовича… рассмотреть на заседании аттестационной комиссии ВРК ВВ для определения перспектив его дальнейшего служебного использования». А в прессе проходила информация, будто бы освобождение Султанбекова от должности комбрига связано с его повышением и направлением в академию. Может быть, на деле это не совсем так?
Заместителю командующего ВРК по тылу полковнику Евгению Валькову главком объявил строгий выговор «за низкую требовательность к должностным лицам структур и подразделений тылового обеспечения». Первому заместителю командующего ВРК генерал-майору Олегу Борукаеву — выговор «за низкий должностной контроль за организацией пропускного режима на территории воинских частей». Еще одному заместителю генерал-майору Игорю Горбачу — тоже выговор «за формализм в организации практической работы комиссий по безопасности военной службы». Последнее, кстати, частично объясняет то непостижимое рвение, с которым генерал Горбач из Хабаровска месяцами дежурил у владивостокского суда во время процесса Матвеева, активно контактируя то со свидетелями обвинения, то с журналистами. Хотя его в суд как раз не вызывали.
Выговор получил и командующий войсками ВРК генерал-лейтенант Стригунов — «за ослабление контроля за работой своих заместителей…».
Рогожкин также приказал всем командирам частей ВВ «из допущенных в войсковой части 6890 правонарушений и недостатков в работе должностных лиц ВРК ВВ, в/ч 6890, 3411, 5960 извлечь уроки и сделать необходимые выводы». Так что, может, Матвеев пострадал не совсем напрасно? Командующему ВРК Стригунову Рогожкин приказал ввести в практику при проведении проверок «совместные внезапные выезды с представителями органов военной прокуратуры».
Выходит, даже если мы согласимся с тем, что Матвеев виноват, то другие, как следует из приказа главкома ВВ, виноваты куда больше. Правда, они отделались выговорами, а Матвеев сидит в тюрьме. Однако он по-прежнему не признает себя виновным и добивается пересмотра приговора, который считает несправедливым.
Авченко Василий,
«Новая газета» во Владивостоке», № 110, 10.11.11