Виктор Павлович Ломакин |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
Виктор Павлович работал в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске. С 1969-го по 1984 г. — он первый секретарь Приморского крайкома КПСС. С 1984 г. — посол СССР в Чехословакии. В 1990 г. Виктор Павлович вышел на пенсию.
Виктор Павлович Ломакин награждён двумя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». Почётный житель Владивостока.
Виктор Павлович — Герой Социалистического Труда, родился в один день с вождём мирового пролетариата — 22 апреля. Окончил Куйбышевский авиационный институт, Академию авиационной промышленности.
Виктор Павлович на протяжении 15 лет руководил Приморьем. По всеобщему признанию, его заслуги перед краем неоспоримы: в период правления Ломакина была заложена индустриальная мощь региона, развивались наука и культура, сельское хозяйство.
Именно в годы его руководства был создан потенциал региона как крупного транспортного узла, центра промышленности, экономики, науки и культуры на Дальнем Востоке, а во Владивостоке и других городах края массово строились жилые микрорайоны, больницы, детские сады, школы, спортивные и выставочные залы, библиотеки, мастерские для художников, закладывались парки и возводились дороги, повсеместно создавалась инфраструктура. При Викторе Павловиче Ломакине Приморский край стал называться рыбным цехом СССР.
Правда, преемники порядком подрастеряли этот потенциал. С 1984 года Виктор Павлович Ломакин проживал в Москве, но продолжал навещать Владивосток.
Редакция портала VestiRegion.ru и редакция ДВ-РОСС выражают искреннее соболезнование родным и близким покойного. Память о Викторе Павловиче Ломакине благодарные жители Приморского края навсегда сохранят в своих сердцах.
«ДВ-Росс», 21.03.12
Партийная и государственная деятельность:
1958 — 1961 - первый секретарь Комсомольского-на-Амуре городского комитета КПСС.
1961 — 1967 - секретарь Хабаровского краевого комитета КПСС.
1967 — 1969 - инструктор ЦК КПСС.
1969 — 1984 - первый секретарь Приморского краевого комитета КПСС.
1984 — 1990 - Чрезвычайный и Полномочный посол СССР в Чехословацкой Социалистической Республике.
--------------------
Архив:
Виктор Ломакин: «В этом городе — вся моя жизнь»
У Почетного жителя Владивостока юбилей
22 апреля 2011 г. исполняется 85 лет герою Социалистического Труда Виктору Ломакину. Для приморцев эта фигура знаковая.
Более 15 лет он возглавлял Приморский краевой комитет КПСС, а сейчас живет в Москве. Корреспондент «АиФ» связался с юбиляром по телефону. К сожалению, в это время он находился на лечении, но и на больничной койке живо интересуется всем тем, чем сегодня живут край и город нашенский.
— Я не отстаю от жизни, — сообщил мой собеседник, — и знаю, что происходит в Приморье. Часто захожу на сайт саммита АТЭС-2012 и внимательно слежу за тем, как идет строительство его объектов. А еще я каждый год навещаю Владивосток, с которым сроднился. Вот и в прошлом году побывал у вас в августе. В этом городе вся моя жизнь.
О назначении и первых впечатлениях
— Виктор Павлович, как вы оказались в Приморье?
— В край я попал 14 марта 1969 года, когда начались известные события на острове Даманском. Мой предшественник Василий Чернышев — легендарный командир партизанского отряда, Герой Советского Союза, отличный руководитель, который много лет проработал в Калининграде и Приморье, сославшись на состояние здоровья, попросил освободить его от занимаемой должности. Ее предложили мне. Все произошло внезапно. Мне позвонили из ЦК партии и попросили зайти к генеральному секретарю. В приемной сидели двое — еще один Ломакин, но только Николай Андреевич — первый заместитель по партийной жизни, и первый секретарь горкома Волгограда. Помощник генсека пригласил Ломакина. Я уточняю: «Какой Ломакин нужен?» Тот ответил: «Хабаровский». Я вошел в кабинет, где сидели Брежнев, Суслов и Кириленко. Леонид Ильич подозвал меня и сказал, что надо ехать в Приморье, несмотря на то, что там неспокойно. Я попытался возразить, в ту пору мне было только 42 года, но аргументы оказались не столь весомы. Я спросил Леонида Ильича, когда отправляться, тот коротко ответил: «Прямо сейчас». Представлять меня отправился Иван Капитонов, который посоветовал позвонить жене и сообщить о новом назначении. Машина уже стояла у подъезда, и мы направились в аэропорт. Уже из Хабаровска в Приморье сообщили, что в край везут Ломакина.
— Какое первое впечатление произвел Владивосток?
— Здесь не было ни картошки, ни овощей… Я позвонил на Сахалин. Островитяне прислали нам квашеную капусту, мы ее мыли и варили щи. Постепенно наладили снабжение.
В то время в крае уровень жизни был на четверть ниже, чем в самой богатой Одесской области, и цены соответственные. Ничего не поделаешь — третий пояс. Нам предстояло найти способ заинтересовать людей. Но от переселения на Дальний Восток толку не было. По оргнабору в край ежегодно в течение десяти лет прибывало по 2,2 тыс человек, которым были положены: подъемные, квартира или дом (для них возводили двухэтажные дома в Дальнереченске и Лесозаводске) и другие льготы. А они буквально через полгода, поглядев на такую жизнь, уезжали, и к концу года оставалось не более 6,5 % из числа вновь прибывших. Как правило, это были те, кто приехал не ради «длинного» рубля. Я называл этот процесс «естественным отбором». Видимо, так исторически сложилось, но и сегодня население края сокращается, хотя власти и предпринимают все необходимые меры.
О себе и 70-х
— Говорят, что вы были жестким руководителем…
— Да. Вранья не терпел и до сих пор не выношу. Порой даже жена говорила: ты бы хоть промолчал. Я появлялся на работе только после того, как заходил в рыбный магазин. Внимательно изучал ассортимент рыбной продукции: сколько наименований сельди, какие есть консервы, а потом шел на сельскохозяйственный рынок и обходил торговок, спрашивая, сколько стоит их товар. Такое сравнение не всегда было в пользу госторговли. Хотя в то время мы только рыбной кулинарии продавали 600 тонн в сутки.
— И в то же время вас сегодня хорошим словом вспоминают!
— Я старался. По крайней мере, для меня тот 15-летний период был самым результативным и плодотворным. Мы столько создали.
— А какой объект для вас был самым значимым?
— Их было много: все заводы в районе Второй Речки, новые поселки, предприятия… В то время на севере края еще не было дорог, поэтому добытую вольфрамовую руду вывозили вертолетом. Для развития Дальнего Востока был важен порт Восточный. Я помню, как мы сидели с корреспондентом на камнях, и я рассказывал, что здесь будет.
— Вы согласны с тем, что этот период историки называют застойным?
— В те годы обозначились такие темпы роста, что говорить о застое абсурд. Скорее, он наблюдается сейчас. Когда я только приехал в Приморье, то в 1969 году мы вводили 630–640 тысяч квадратных метров жилья в год и не выполняли план только потому, что не хватало площадей для переселения. А когда уезжал, эта цифра составляла 1,25 млн квадратных метров, а население — 1,2 млн человек (больше чем в Москве, где на 9 млн населения вводилось 3 млн жилой площади). Тогда мы первыми в стране могли сносить бараки и переселяли жителей в новые дома. Я часто бываю в Приморье. В поселке Кировском и Находке наблюдал, как от свиноводческих и сельскохозяйственных комплексов не осталось и столбов. Больно на это смотреть!
О мостах и стройках
— Виктор Павлович, вы могли бы провести параллель между программой строительства Большого Владивостока, реализованной в то время, и нынешней подготовкой к саммиту АТЭС-2012?
— В период строительства Большого Владивостока на первом плане была экономика, а сегодня строят мосты, гостиницы, университет на острове Русском… И это хорошо. Ведь за 20 перестроечных лет не возведено ни одного нового крупного предприятия, которое бы производило продукцию и давало прибыль в бюджет. Промышленное производство всегда было основой основ. Мы сегодня стали экономически зависимы от импорта. Если страна закупает за границей не более 30 % продовольствия — это еще терпимо и при обостренных ситуациях можно нарастить утраченный потенциал. А что делать, если импорт составляет 60–70 %? В ущерб себе мы даем зарабатывать другим… Иногда кажется, что это стройки напоказ. Сегодня только два объекта на слуху — Сочи и Владивосток, а теперь еще и Сколково… Дай Бог, чтобы все получилось.
— На ваш взгляд, интерес государства к городу, как к стратегически важному объекту, меняется или нет?
— Разумеется.
— А в какую сторону?
— Трудно судить — пока везде разрыто, но в итоге все останется городу, людям.
О главном
— Вы родились в один день с вождем мирового пролетариата. В советские времена не было случаев, когда вас забывали поздравить с праздником?
— Нет. Это исключено. Даже сейчас звонят из Владивостока и спрашивают, когда можно подъехать.
— Я помню, вы однажды написали: «Владивосток для меня не просто город у моря — это вся моя жизнь».
— Действительно, для меня это близкое и родное — главная часть моей жизни.
Досье
Виктор Павлович Ломакин родился 22 апреля 1926 г. Окончил Куйбышевский авиационный институт, Академию авиационной промышленности. Работал в Комсомольске-на-Амуре, Хабаровске. 1969–84 гг. был первым секретарем Приморского краевого комитета КПСС. В 1984 г. — чрезвычайный и полномочный посол СССР в ЧСР. С 1990 года на пенсии. Герой Социалистического труда, кавалер двух орденов Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и «Знак Почета». В 2005 г. ему присвоено звание Почетный житель Владивостока.
«АиФ-Приморье», № 16, 20.04.11