Е. Звеняцкий |
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-127969-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-127969-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script")[0]; s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");
|
«Что за праздники? - спросит досужий читатель. - Даты-то не особенно круглые…» Но это, скажем мы, подход не диалектический. Театр дарит нам праздник круглый год - праздник драмы и комедии, праздник высокого искусства. И сегодня мы празднуем вместе с театром!От младших - старшим!
Мы знакомы с прошлого века. На самом деле интересно: он из Амурзета, я - из Казахстана, а работаем в Приморском крае! Мы разные по возрасту, по характеру, по жизненным интересам... Но он больше и дольше в театральном деле. У него, у Ефима Семеновича Звеняцкого, есть чему поучиться. И да хранят и помогают господь Бог и власть Звеняцкому и Театру. Пусть присутствует успех, ведь его нужно поддерживать своим непростым трудом. Силы Вам и долгих творческих лет. Искренне Ваш собрат, Театр молодежи.
Главный режиссер Виктор ГАЛКИН
О моем однокурснике
Звеняцкий - это эпоха.Не знаю другого среди режиссеров, кто бы еще столько лет бессменно управлял крупным театром на провинции. Полагаю, его ожидает статья в «Книге рекордов Гиннесса», но еще не скоро, потому что он, судя по всему, намерен жить и творить еще очень долго…
Он, как великий кормчий, перевел утлую театральную ладью по бурным волнам перестройки восьмидесятых и перестрелки девяностых, сменив жанр идеологических спектаклей и интеллектуальной драмы на мюзиклы и зарубежные коммерческие хиты, умудряясь для души вставлять между ними этапные постановки Чехова, Островского, Шекспира, Пушкина.
…Он поставил легендарную и суперпопулярную русско-еврейскую дилогию «Биндюжник и король» - «Поминальная молитва», собравшую все призы зрительских симпатий. Он создал уникальный для России эстрадно-театральный феномен «Шоу Ефима Звеняцкого», стартовавший в августе 91-го, во времена былинного ГКЧП, и обновляющийся по сей день. 35 лет тому назад он сплотил вокруг себя группу начинающих артистов, ныне сплошь народных и заслуженных, и прошел с ними все этапы своего пути, оставаясь верным им и безошибочно надеясь на их любовь и преданность.
Театральные люди за глаза называют его Фимой. Замечено, что так вот, ласково-фамильяно, величают тех руководителей, которых не только любят, но и побаиваются: Гога, например… Зяма…Фима… Он ласков и улыбчив, но ссориться с ним обычно не рискуют.
Его обаяние не знает преград. Он - медийное лицо, узнаваемое и любимое политиками и бизнесменами, домохозяйками и интеллигентами, полицейскими и студентками…
Он учился режиссуре у Евгения Симонова, посещал репетиции Анатолия Эфроса, занимался в лаборатории Георгия Товстоногова. При этом выработал свой, особенный и неповторимый постановочный стиль, по которому всегда узнаешь своеобразного и крупного мастера сцены.
Подозреваю, что, как и у любого успешного человека, у него имеются завистники и тайные недоброжелатели. Но и восхищаются им многие - я в том числе…
Лет 10 тому назад в рейтинге приморских знаменитостей он занял первое место, опередив, страшно сказать, самого губернатора, причем тот даже не обиделся…
Он еще в XX веке понял, каким будет век XXI, и в новых условиях отстоял в российском театральном искусстве достойное место для Приморского театра имени Горького, который сделал академическим и которому верно служит уже 45 лет - начиная с первого выхода на сцену еще в студенческие годы.Я не знаю, что можно ему еще пожелать, кроме здоровья. Будь здоров, Фима!
Виктор БУСАРЕНКО, главный режиссер Приморского театра кукол
Народный артист России Владимир СЕРГИЯКОВ:
- Большая часть моей жизни как артиста связана, конечно, с Ефимом Звеняцким. И думаю, что я очень хорошо знаю его и как человека, и как художника.
Я искренне завидую его неиссякаемому оптимизму, его бьющей ключом энергии. Я восхищаюсь его умением слышать и понимать людей; поверьте, это дано далеко не каждому.
С другой стороны, я не менее высоко ценю его способность отстаивать свои убеждения до конца, его неукротимое желание добиваться наилучшего результата, его решимость и способность сказать твердое «нет!» в той ситуации, когда ничего говорить уже нельзя.
Он много лет работал главным режиссером, последние годы является художественным руководителем академического театра. Но это всё - только титулы, слова… Главное - то, что он уже более тридцати лет является нашим лидером. Человеком, который абсолютно точно знает, куда, к каким целям он ведет театр.Дорогой Ефим Семенович! Спасибо вам огромное за всё! А главное - за то, что не уволили меня после того, как я однажды уехал на рыбалку (вы-то помните, как и когда это было) и не успел вовремя вернуться, а вы вместо меня отыграли спектакль!..
Народный артист России Александр СЛАВСКИЙ:
- В 1977 году я окончил Институт искусств, и моей первой главной ролью стала роль в спектакле «История одной любви» по повести Анатолия Тоболяка. Это был первый спектакль, поставленный Ефимом Звеняцким в качестве режиссера на сцене театра имени Горького. Ровно 35 лет прошло с тех пор, все эти годы не единственным, но, безусловно, главным режиссером для меня остается Ефим Семенович.
…У нас не очень большая разница в возрасте, тем не менее для меня он - любимый учитель в профессии, я говорю эти слова абсолютно искренне и честно. Это человек неуемного таланта и кипучей энергии. И вместе с тем очень рисковый. В 32 года, сразу после окончания Высших режиссерских курсов, он стал главным режиссером театра в Комсомольске-на-Амуре. Позвал меня, еще целый ряд коллег, буквально вчерашних выпускников. И мы поехали к нему, потому что верили в него и в его талант.
В 37 - главный режиссер Приморского краевого театра имени Горького. Он тогда уже был мудрым, опытным, знающим человеком. Мы вернулись во Владивосток вместе с ним.
…Он мне давал такие роли, о которых я и мечтать не мог: Клавдий, Понтий, Годунов, Иванов. Каждая из них кажется потолком, но он всякий раз ставит новые задачи, старается поднять планку еще выше…
…Считается, что режиссер, художественный руководитель - это по определению диктатор. Так вот я хочу сказать, что Звеняцкий - человек удивительно терпеливый и терпимый. Самая главная, на мой взгляд, его черта как художественного руководителя состоит в том, что он не просто и не только любит актеров, что само по себе уже очень важно, но и с не меньшей любовью относится к вспомогательным театральным службам, к работникам наших цехов - музыкантам, костюмерам, гримерам, декораторам, осветителям…
…Я не уверен, что сумел бы стать тем, кем я стал, с другим режиссером.
…Ну и возвращаясь к тому, о чем я уже говорил - о мудрости и терпении Звеняцкого. Дорогой и любимый Ефим Семенович, спасибо, что до сих пор не уволили! За всё…
Заслуженная артистка России Лариса БЕЛОБРОВА:
- Всю свою актерскую жизнь я проработала с одним главным режиссером и художественным руководителем - Ефимом Звеняцким. Может быть, с другим было бы лучше? Не знаю… Есть такая пословица - «От добра добра не ищут». И я благодарна судьбе, которая свела меня с этим человеком. С этим удивительным источником таланта, юмора, энергии. Уверена, что и мне, и моим коллегам очень повезло.
…Коллеги вспоминают разные смешные и нелепые случаи, которые иногда случались в жизни и которые могли привести к увольнению… Хотя кто же уволит таких блестящих артистов, которые собраны сегодня в академическом театре имени Горького? У меня подобного, пожалуй, не было, хотя однажды тоже чуть не опоздала на спектакль: в тот день я, наверное, поставила рекорд по бегу от фуникулера до театра… Но был другой случай.
Я была еще совсем молодой актрисой и была беременна первой дочкой. У меня был сильнейший токсикоз, который выражался в том, что мне все время хотелось соленых семечек. А надо вам сказать, что семечки в театре, тем более возле сцены, - это один из самых страшных грехов, которые только возможны в нашей профессии. Я же не могла удержаться даже между репетициями… Звеняцкий ничего не сказал…
С ним вообще всегда очень комфортно, потому что он умеет понимать, чувствовать, слушать и слышать. Я безмерно благодарна ему за последние спектакли - «Товарищ» и «Жена, любовница, сиделка», в которых он доверил мне главные роли.
Хотя за все время работы чего только не бывало! И ругались, и спорили, и ссорились. Но главное чувство одно - бесконечная благодарность!..
Заслуженная артистка России Светлана САЛАХУТДИНОВА:
- Я искренне поздравляю любимого режиссера, с которым в этот театр мы пришли одновременно. Я безмерно благодарна ему за годы нашего творческого союза. Именно он сформировал меня как актрису, он, фактически, построил тот академический краевой драматический театр, который сейчас существует и, надеюсь, радует нашего требовательного и искушенного зрителя.
…Недалеко от кабинета художественного руководителя театра висит дружеский портрет Звеняцкого, подаренный ему на один из прошлых юбилеев. Если смотреть издалека - портрет и портрет. Но если подойти поближе, то видно, что на самом деле это своеобразный пазл, мозаика, где каждая деталь - это, в свою очередь, портрет одного из актеров его театра. И не просто фотография, а рисунок той или иной роли.Я думаю, это самый точный образ.
Потому что главный режиссер, художественный руководитель - это, прежде всего, его актеры, которых он вырастил и которые воплощают на сцене все его замыслы. Спасибо вам огромное, дорогой Ефим Семенович, за все, что вы сделали для театра, для каждого из нас! И отдельное спасибо за то, что не уволили меня из театра, когда я однажды сильно опоздала на спектакль, а в репертуаре стояла «Поминальная молитва» (вы не представляете, какой я испытала ужас!), потому что в тот день переводили часы, а я не уследила за этим безобразием…
«Новая газета» во Владивостоке», №159, 25.10.12