Стенограмма интервью с Борисом Смирновым - руководителем Дальневосточного отделения национал-либеральной организации Северное Братство на радиостанции «Тихий Океан» от 10-го апреля 2007 года.  

 

Ведущий: Борис Николаевич, хочу поздравить Вас с регистрацией новой общественно-политической организации в краевых органах юстиции. И прежде, чем узнать о целях её создания подробнее, хочу задать Вам вопрос: как вам удается так умело руководить радикальными организациями, цели и задачи которых не приветствуется власть предержащими? Вы принимали самое активное участие в организации во Владивостоке «Русского марша-2006» и добились успеха,  причем Владивосток стал единственным городом в России, где марш был официально разрешен. Вы были в числе организаторов громкой и успешной акции автомобилистов-дальневосточников под лозунгом «Если будет закон о запрете правого руля – будет Дальневосточная республика!»…    

Смирнов: Спасибо за поздравление с регистрацией Дальневосточного отделения Северного Братства. Да, я уже давно участвую в радикальной политике и уже примелькался на местных телеэкранах. «Русский Марш» был запрещен в России окриком из Кремля. Но Дальний Восток далеко, тут Москва - не указ. Более того, местная элита  стоит на нашей стороне в оппозиции к метрополии. Это подтвердил и успех марша автомобилистов по всему Дальнему Востоку, который поддержало не только все население ДФО, но даже правоохранительные органы.  

 

Ведущий: Вы сейчас сказали, что местная элита стоит на вашей стороне. Однако слушатели помнят, как губернатор Приморья Сергей Дарькин высказывал недоумение по поводу факта проведения якобы запрещённого марша и грозился найти организаторов и разобраться с ними.  

Смирнов: Это обычный спектакль, рассчитанный на федеральный центр. Краевым властям организаторы марша были прекрасно известны. Известно было и то, что городская администрация марш не запрещала. Да вы и сами знаете, что никто наказан не был.  

 

Ведущий: Однако недавно был снят с должности и заключён под стражу мэр Владивостока Владимир Николаев.  

Смирнов: Действительно, причины снятия Владимира Викторовича следует искать в его стремлении к независимости от «вертикали власти». Но «Русский марш» здесь сыграл минимальную роль. Наезды федерального центра на администрацию Владивостока и приближенных к ней бизнесменов начались давно. Особенно усилились они после проведения выборов в Законодательное собрание Приморского края. Не буду особо вдаваться в подробности, скажу лишь, что туда прошли люди, которых хотел видеть Николаев, а федеральный центр видеть никак не хотел. Помимо этого, свою роль сыграло давно назревающее противостояние мэра Владивостока и губернатора Дарькина.  

 

Ведущий: В чём суть этого противостояния?  

Смирнов: Не хотелось бы сильно отклоняться от темы передачи, поэтому скажу в двух словах. Обычные земельные споры. Сейчас земля – это реальные и очень большие деньги. В общем, к сепаратизму это отношения не имеет. Тем более, что в администрации края сидят ещё большие сепаратисты, чем в администрации города.  

 

Ведущий: Борис, расскажите про это подробнее.  

Смирнов: Расскажу на примере. Пару лет назад во Владивостоке проходил форум «Стратегическое планирование в городах и регионах Дальнего Востока: ответ на глобальные и локальные вызовы». На нём специалисты Тихоокеанского центра стратегических разработок, близкой к администрации края структуры, выступили с докладом. Была предложена концепция развития региона как практически самостоятельного государства. Предлагалось более тесное экономическое сотрудничество с Китаем. Но что самое интересное, предлагалось оберегать от любых вмешательств теневой сектор экономики, чтобы свести к минимуму изъятие региональных ресурсов в пользу федерального центра. Одним из авторов доклада был Виктор Горчаков, в то время вице-губернатор края. Сейчас он занимает должность спикера краевого Законодательного собрания.  

 

Ведущий: Неужели все местные элиты поддерживают идеи сепаратизма?  

Смирнов: Местные – да. Против сепаратизма здесь выступает только полпред-татарин Исхаков, которого с этим регионом ничего не связывает.  

 

Ведущий: На своем сайте Северное Братство позиционируется как радикальное националистическое сообщество, а ведь национализм несовместим с откровенным сепаратизмом и лозунгом о создании Дальневосточной республики.  

Смирнов: Это имперский патриотизм несовместим с сепаратизмом. А задача просвещенного националиста - не дать превратить свой народ в бесправных колониальных рабов. Хотя, конечно, не всякий вариант сепаратизма нам подходит.  

 

Ведущий: Вы мне рассказывали, что поддерживаете хорошие отношения с японскими фундаменталистами и они даже подарили вам микроавтобус «Nissan» с динамиками для уличной агитации. А вы обещали передать Японии спорные Курильские острова в случае прихода национал-либералов к власти.  

Смирнов: Действительно, мы обменялись визитами с японскими националистами, соседи все-таки, и договорились друг другу помогать.  

 

Ведущий: Однако территориальные уступки – мера, не слишком популярная среди русского населения Дальнего Востока. Вспомните, какую волну протестов вызвала передача Китаю островов на Амуре несколько лет назад.  

Смирнов: Знаете, нам было очень нелегко принять такое решение. Но надо понимать, что иного выхода у дальневосточников нет. Наверняка все наши слушатели знакомы с историями, когда в семье у ребёнка обнаруживалась опасное заболевание, требующее немедленного дорогостоящего лечения, и семья продавала часть своего имущества, лишь бы спасти жизнь родного человека. Некоторые семьи даже перебирались из своих больших квартир в маленькие однокомнатные. Понятно, что делаются такие шаги от безысходности. И вопрос «Что важнее – лишняя комната в квартире или жизнь ребёнка?» даже не стоит.  

В нашем случае ситуация аналогичная. Если мы не найдём себе надёжных союзников, готовых оказать поддержку, и если не сможем изменить сложившиеся в регионе тенденции – высасывание соков федеральным центром, а также поддерживаемое Кремлём массовое заселение наших земель инородцами, вытесняющими русских, – мы не только Курильских островов лишимся, но и всего Дальнего Востока.  

 

Ведущий: А Вам не кажется, что это напоминает 1920 год, когда на японских штыках была создана буферная Дальневосточная республика?  

Смирнов: Именно. Наша цель - сделать «перезагрузку» 1920-го года на Дальнем Востоке, а если получится, то и в России вообще. Мы говорим откровенно, у нас остается последний шанс, чтобы спасти русскую нацию от гибели, и готовы заключить союз не только с японцами, но хоть с самим чертом. А с японцами у нас даже стратегические цели общие – сдерживание экспансии Китая в регионе. В общем, все предпосылки для конструктивного сотрудничества есть.  

 

Ведущий: Готовясь к этому интервью, я подробно познакомился с содержанием сайта Северного братства, но многое не понял. Не понял, что за новая группировка пришла к управлению в вашей организации, какой новый источник финансирования у вас появился и не имеет ли ваше региональное отделение отношения к этой истории?  

Смирнов: Подробности и дальнейшее развитие событий не заставят себя ждать, самое интересное только начинается.  

 

Ведущий: А какая у вас экономическая и политическая программа, что вы нового можете предложить дальневосточникам, разве что-то уже может остановить исход населения с Дальнего Востока? Говорят, через 50 лет здесь не останется ни одного русского.  

Смирнов: Во-первых, мы предлагаем концепцию демократического правового государства, в котором право личности приоритетно.  

Во-вторых, принятие конституции учредительным собранием дальневосточников  

А в-третьих, курс на создание смешанной экономики. В чем состоит преимущество смешанной экономики перед государственной экономикой? Возможность привлечения инвестиций извне, возможность разработки имеемых природных ресурсов и человеческого капитала, интеграция в мировые экономические системы.  

Это будет остров свободного предпринимательства, место, куда привлекаются наиболее действующие, думающие, перспективно развивающиеся предпринимательские структуры и сообщества, достаточно богатая территория с точки зрения имеемых ресурсов, с точки зрения привлекаемых средств — перспектива очень хорошая.  

Очень быстро набрав обороты, ДФО-ДВР станет равноправным партнером европейской России. В итоге Москва, европейская Россия и Дальний Восток сравняются в своих возможностях.  

 

Ведущий: Спасибо. Желаю успехов!

 

«Северное братство».