Такие дома из лиственницы финской архитектуры строили в Болони в предвоенное время.
Такие дома из лиственницы финской архитектуры строили в Болони в предвоенное время.
Когда в Болони хозяйничала большая вода, его жителей удивляло не то, что пришлось переселиться в вагоны и к своим домам выбираться на лодках. В краевых новостях, который транслировал телевизор в пункте временного размещения, среди пострадавших городов и поселков фигурировали Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре, Дубовый Мыс и Новый Мир, Елабуга и Бельго. В общем, в числе подвергшихся затоплению населенных пунктов края Болонь не упоминалась.
 
Дозвонились на горячую линию МЧС, где был ответ, что местная власть о затоплении Болони не сообщала. До сих пор неизвестно, где выдавали желаемое за действительное, - в администрации поселения или в администрации Амурского района?
 
Тот же телевизор демонстрировал, как воду и хлеб подвозили жителям частного сектора, перебравшимся на чердаки. Такие принципиальные граждане, которые не оставляли затопленных домовладений, были и в Болони, но бутилированную воду и свежеиспеченные буханки они не получали. Позже, когда вода ушла, родилась молва, что гуманитарная помощь была, но ее разделили меж собой работники администрации.
 
Я думаю, пересуды вызваны неприятием позиции главы поселения Евгения Евсеева, который убежден, что лучший вариант для жителей Болони после небывалого разгула стихии - уехать. Например, в Эльбан и Амурск, где им будут предоставлено жилье со всеми удобствами.
 
- Восемьдесят процентов жилфонда поселения официально признаны непригодными для проживания. Это и муниципальные дома, и частный сектор. Зачем оставаться в старых стенах, когда государство берется предоставить новые квартиры бесплатно? - подтвердил свое мнение по телефону Евсеев, но от встречи отказался, вероятно, предполагая, что заявят о себе неприятные частности.
 
- Этим летом я приглашала специалистов БТИ из Амурска. Они определяли техническое состояние дома, который построен в 1957 году и принадлежит мне. Износ составил 41 процент, - рассказывает Любовь Сергеевна Сошина. - Комиссия, которая осматривала дом после наводнения, подняла износ до 75 процентов. Хотя дом не перекосился, фундамент и крыша в порядке, окна и двери открываются, полы ровные. Правда, побелка осыпалась там, где была вода…
 
Здание Российских железных дорог в Болони
Здание Российских железных дорог в Болони

 
Сошина не верит в объективность комиссии и убеждена, что цифра износа натянута, дабы признать дом непригодным, а значит, лишить его владельца средств на ремонт. Я был в этом доме, который выглядит снаружи, как пасхальное яичко ко христову дню. Внутри просторный зал, небольшая комната и кухня. Позволю себе заметить, что в Хабаровске на проспекте 60-летия Октября двухэтажки в неизмеримо худшем состоянии, однако снос откладывается, больше того, их периодически ремонтируют.
 
- Вот огород, - Любовь Сергеевна показывает на заснеженные грядки у дома. - Выращиваем овощи, картошку. Всегда было тридцать три сотки, хотя после наводнения насчитали четырнадцать соток. А личное подсобное хозяйство записали как огородничество. Интересно, сколько на мне сэкономили?..
 
Пристрастность Сошиной очевидна: вместе с мужем она работает на железной дороге. Ехать куда-либо означает одно - потерять работу. За пореформенное время город Амурск и поселок Эльбан лишились соответственно двадцати тысяч и семи тысяч жителей. Главная причина - безработица.
 
… Лягу под бульдозер
 
Антонина Сергеевна Долгих с семьей из шести человек квартирует в муниципальном бараке. Зарабатывает на железной дороге от пяти до семи тысяч рублей в месяц, держит корову, свиней, кур, не говоря про огород, и на жизнь не жалуется.
 
- Приезжал какой-то начальник из Амурска, обещал сравнять барак с землей бульдозером, делится она. - Я сказала, что сама лягу под тот бульдозер…
 
Дочь Антонины Сергеевны была в Амурске, где ей заявили, что семье гарантирована благоустроенная квартира площадью 120 квадратных метров.
 
- Где мы возьмем деньги на оплату коммуналки? - задается вопросом Долгих. - Дочь недавно родила: вряд ли она на работу устроится. Да и мне на большую зарплату трудно рассчитывать. В Болони мы хорошо живем, потому что у нас хозяйство и огород...
 
У Татьяны Колесовой та же беда. Муниципальный дом, в котором она проживает с мужем, грозятся снести. Молодая женщина опасается, что в Амурске не избежать нищеты.
 
- Здесь на огороде у меня картошка и капуста, свекла и морковка, баклажаны и перец, тыква и кукуруза. Короче, хватает всего, - не без гордости говорит Татьяна. - И это бросать, чтобы жить в городе?.. Не хочу и не буду!
 
Ей тоже на бумаге урезали огород с десяти соток до четырех, когда оформляли компенсацию за утрату урожая. Откуда такая страсть к экономии бюджетных ресурсов в глубинке, если в Хабаровске раздавали по двадцать тысяч рублей даже тем, кто в наводнение не претерпел какого-либо ущерба? («Вот такая загогулина…», «ПВ», 23 октября с.г.).
 
- Это я был в Болони и объяснял, какие муниципальные дома подлежат сносу, - сказал мне по телефону замглавы Амурского района Сергей Медведев. - Откладывать этот процесс невозможно: на основании списков проживающих в муниципальном жилье, которое признано непригодным, формируется программа строительства.
 
В фильме «Покровские ворота» энергичная Маргарита Павловна, вторично выйдя замуж, пытается удержать бывшего супруга, а историк по образованию и сосед по коммуналке Костик, роль которого исполняет Олег Меньшиков, напоминает ей подзабытую истину: «Осчастливить против желания нельзя». У меня такое впечатление, что власть намерена осчастливить жителей Болони против их желания. Но это чревато пустой тратой бюджетных средств, что подтверждает судьба микрорайона, возведенного в Петропавловске-Камчатском по программе сейсмоусиления. Квартиры пустуют, обитатели бараков отказываются переселяться. Почему? Мне представляется, женщины из Болони высказались по этому поводу достаточно ясно.
 
Татьяна из Бельго
 
Это сравнение прям-таки напрашивается! Прежде всего потому, что село Бельго Комсомольского района, как и Болонь, после наводнения было признано не подлежащим восстановлению. Когда-то в Бельго был рыболовецкий колхоз, который не выдержал рыночных новаций. У Болони почти аналогичная судьба, поскольку железнодорожное ведомство сокращает там свое присутствие.
 
Что предприняла глава Бельго Татьяна Самар, когда узнала, что проживающим в селе будет предложено переехать в Комсомольск-на-Амуре либо в поселения Комсомольского района? Татьяна Ивановна побывала едва ли не в каждом доме, собрала заявления о нежелании менять место жительства. Эти заявления легли на стол главе Комсомольского района Александру Коломыцеву, который не только информировал губернатора о позиции жителей Бельго, но и поддержал ее.
 
- Вопрос о переселении с повестки дня снят, - с радостью сообщила мне по телефону Татьяна Ивановна. - В правительстве края рассматриваются варианты восстановления села…
 
В общем, нанайскую женщину по фамилии Самар можно назвать спасительницей Бельго. И разве не правы те жители Болони, которые считают главу поселения Евсеева предателем? Почему он не сделал то, что сделала она? Наконец, почему не подал в отставку, освобождая место для того, кто способен противостоять административному жиму в отстаивании общественных интересов? Суть их очевидна - сохранение поселения, которое для большинства его жителей - это малая родина. И ее не меняют на коммунальные блага. «Два чувства дивно близки нам,/В них обретает сердце пищу,/ Любовь к родному пепелищу,/Любовь к отеческим гробам». Эти пушкинские строки будто про жителей Болони, которые не желают оставлять подвергшиеся удару стихии дома и могилы.
 
Глава Амурского района Иван Масько на заседании краевой комиссии по чрезвычайным ситуациям в Комсомольске-на-Амуре поставил в известность губернатора об умонастроениях в Болони. «Пусть остаются», - резюмировал губернатор, конечно же, имея в виду жителей этого поселения. Однако его слова, которые были восприняты в Болони с облегчением, похоже, не подвигли к совместным действиям местные власти и региональные ведомства.
 
Если в селе Ачан Амурского района возведение коттеджей для пострадавших стартовало, если восстановление села Бельго Комсомольского района, по словам Татьяны Самар, скорей всего, начнется с отсыпки двухметрового слоя грунта, если в Нанайском районе завершается подбор стройплощадок, то болонские визитеры позиции не поменяли. Они настаивают на смене места жительства, а значит, ликвидации поселения.
 
Странная складывается картина: национальные села в поле зрения, станционный поселок, в котором в большинстве своем русские, в упор не видят. Может, чиновникам требуется окрик Жириновского?
 
В классе на доске
 
Болонь - опорная станция легендарной линии ВолК: Волочаевка-2 - Комсомольск-на-Амуре. Первый поезд на линии, связавшей строившийся город с Транссибом, прошел в ноябре 1936 года. В постоянную эксплуатацию ветка была введена в августе 1940 года, когда в Болони действовали паровозное депо и дистанция пути, службы сигнализации и связи, энерго- и водоснабжения, когда там выросли дома, школа, клуб, больница. Однако надежды на лучшую жизнь не сбылись.
 
В первые недели войны были мобилизованы почти все поездные машинисты и кочегары. Их заменили женщины и подростки. В декабре 1942 года машинист Дегтярь, стахановец и орденоносец, провел к Сталинграду состав с первой продукцией введенного в эксплуатацию Комсомольского НПЗ.
 
Сорок четыре человека потеряла Болонь на фронтах Великой Отечественной. Если верить православным канонам, их души безмолвно и невидимо парят где-то рядом, внимая деяниям сегодняшнего дня. Что скажут погибшим братьям Плотниковым, Константину и Петру, неистовые ликвидаторы Болони? А машинисту Хатнянскому, путейцу Огневу, счетоводу Муравлеву, которые вернулись домой с орденами и трудились на «железке» до гробовой доски?
 
Болонь - место поразительной гармонии человека и природы, о чем свидетельствуют ее жители.
 
- Я жила в Комсомольске, подалась в «челноки», поскольку других путей прокормить себя и дочерей в злополучные 90-е годы не представлялось. Переживала за девочек, ведь они дома оставались одни, за товар, который могли забрать силой, - вспоминает предпринимательница Ольга Карпович. - Отправилась в Болонь, чтобы передохнуть, и ощутила такое умиротворение, что сразу купила дом, перевезла детей. А как помогли мне учителя местной школы!..
 
В Болони Ольга Константиновна вышла замуж и чувствует здесь как никогда счастливой. Она не понимает, зачем стирать с лица земли поселок, где людям хорошо живется.
 
Возвратилась на малую родину Наталья Важговская, которую в школе помнят как примерную ученицу. Теперь она сама мама, причем, многодетная, но это обстоятельство не обременяет, а придает силы. Наталья нагружает себя по максимуму, что позволяет ей обеспечивать себя и шестерых детей.
 
- Техническое обследование моего дома проводилось, видимо, по фотографии. По крайней мере никто не приходил, в подполье не спускался, - уверяет Важговская. - Похоже, решения о непригодности жилья в Болони просто штамповали…
 
Если народ в массовом порядке начнут переселять, тогда закроется и школа. Дети чувствуют напряженную обстановку дома и в поселке. «Болонь forever!» - пишут они в классах на доске. Хочется надеяться, что рожденный беспокойством ребячьих сердец призыв «Болонь навсегда!» услышат в хабаровских и амурских кабинетах.
 
Михаил Карпач
Хабаровск-Болонь.
Фото автора.
«Приамурские ведомости», 11.12.13.
*навсегда (с анг.)
* * *
 
Кстати
 

Село Бельго в Хабаровском крае построят на искусственных насыпных «платформах»


 
В министерстве строительства Хабаровского края состоялось очередное заседание градостроительного совета. На нем рассмотрели варианты застройки села Бельго Комсомольского района, которое было полностью затоплено в результате крупномасштабного наводнения. В совещании приняли участие представители правительства края, проектных институтов, администрации Комсомольского района.
 
Как рассказали в пресс-службе губернатора и правительства Хабаровского края, в Бельго оказались полностью затоплены все 97 жилых домов, здание школы и административного центра. Практически все жители села приняли решение не переезжать в другие места проживания. В связи с этим губернатор Вячеслав Шпорт поручил проработать несколько вариантов застройки населенного пункта.
 
На градостроительном совете, исходя из предложений жителей села, было представлено два варианта застройки. Планировочные решения подготовили специалисты КГУП «Хабаровскгражданпроект».
 
Первый вариант предусматривает строительство 130-140 домов на склоне сопки в двух километрах от села в районе бывшего пионерского лагеря. В ходе обсуждения специалисты отметили высокую стоимость строительства. По их мнению, из-за расположения на сопке будут сложности с устройством фундаментов, прокладкой инженерных сетей, подъездных путей.
 
Более предпочтительным члены совета посчитали второй вариант застройки. Согласно ему, дома предлагается разместить на намывной территории на месте затопленного села. В этом случае школа и недавно построенный социально-культурный центр останутся вблизи жилых домов. Дома будут находиться на искусственных насыпных «платформах», а подверженные затоплению образовательное учреждение и административный центр окружат защитной дамбой.
 
Для насыпи потребуется более 1 млн кубометров грунта. По оценкам специалистов, в окрестностях села есть необходимые залежи песка, гравия и глины, поэтому произвести намывку возможно без существенных расходов на транспортировку. По предварительным расчетам, затраты на сооружение насыпи и застройку села по второму варианту составят более 600 млн рублей.
 
- Это пока предварительные данные. Объем работ, стоимость и сроки еще предстоит просчитать. Все станет ясно после инженерных изысканий и разработки проекта, - отметил и.о. заместителя министра строительства - главного архитектора края Александр Селеменев.
 
По словам главы села Бельго Татьяны Самар, большинство жителей также поддерживают второй вариант застройки села. На заседании совета было решено, что специалисты краевого минстроя и проектировщики до конца года приедут в Бельго и представят свои расчеты на сельском сходе.