Комсомольчанин Александр Филимонов готов до победного конца биться за скромные права «семипалатинцев», удостоенных статуса ветерана труда.
Комсомольчанин Александр Филимонов готов до победного конца биться за скромные права «семипалатинцев», удостоенных статуса ветерана труда.
 
Александр Кириллович Филимонов намерен в итоге резонансного процесса вернуть все без исключения компенсации, предусмотренные федеральным и краевым законодательством для льготников, подвергавшихся радиационному воздействию с 1949 по 1963 год при испытаниях ядерных зарядов на Семипалатинском полигоне. Это решение также может изменить положение россиян, пострадавших от «мирного атома» в Чернобыле и при ЧС на секретном производственном объединении «Маяк» в 1957 году.
 
Возможно, уже в этом году по инициативе дальневосточника А.К. Филимонова возникнет очередной долгожданный прецедент. Высшая инстанция отечественного правосудия, как надеется правозащитник из Приамурья, заставит законодателей ряда субъектов РФ в корне пересмотреть отношение к землякам, терявшим незаметно для статистики советского Минздрава здоровье с того самого августовского дня 1949 года, когда СССР начал на практике демонстрировать миру сокрушительный «гриб», успешно наращивая ядерную мощь державы.
 
Впрочем, в августе 2014 года, видимо, целиком поглощенные комом событий в связи с напряженностью на международной арене, даже центральные телеканалы не пожелали поднять из архивов богатейшую документальную базу, значительно рассекреченную президентом Б.Н. Ельциным в 1993 году. Не предоставили прошлым «юбилейным» летом СМИ слово и тем, кто имеет самое непосредственное отношение к дате первого ядерного взрыва, заставившего ровно 65 лет назад утвердить паритет между конкурирующими системами и поубавить милитаристский пыл вероятных противников страны Советов.
 
Увы, одновременно с достойным ответом Политбюро ЦК КПСС заокеанским политическим оппонентам, пожизненными носителями коварных бэр (условное измерение дозы радиации) стали практически все жители населенных пунктов, над которыми вместе с попутным ветром пронеслась невидимая смертельная волна из эпицентра взрыва. Кстати, диссиденты сталинско-хрущевского образца не случайно окрестили территорию, прилегающую к секретному полигону, не иначе как «семипалатинской хиросимой».
 
Сегодня многие люди, более полувека носящие в своем генетическом коде отпечаток великого атомного противостояния, давно уж покинули родные края в окрестностях Семипалатинска. «Семипалатинцы», как и жертвы известных ядерных ЧС советского периода, проживают практически во всех регионах нашей страны. В мае 1991 года их, казалось бы, готов был всецело поддержать Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
 
Он гарантировал хватанувшему бэры советскому народу, кроме прочего, бесплатное приобретение рецептурных лекарств и санаторно-курортное лечение, первоочередное обеспечение жильем и 50-процентную скидку на ежегодный проезд по стране, бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, беспроцентную ссуду на индивидуальное жилищное строительство с погашением 25% за счет госбюджета, многое другое. Увы, все, что сулил данный документ, после распада СССР превратилось, по сути, в один из многочисленных «архивных раритетов».
 
Зато ключевым для заинтересованных лиц показался в начале 90-х ельцинский Указ №2228, изданный в целях обеспечения соцзащиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». Этот документ, казалось бы, признал свою ответственность переживавшего распад государства перед жертвами колоссального военного эксперимента.
 
Причем, и в ходе социально-экономических реформ 2005-2007 годов, а также в процессе «монетизации льгот» федеральное законодательство, как известно, вовсе не исключило предусмотренную Правительством РФ социальную помощь, в том числе и со стороны субъектов.
 
Однако реальное отношение региональных парламентариев к тем, кто в обозримом прошлом получил бессрочное право на льготы и компенсации, было явно неоднозначное. Соответствующие документы Правительства России, как убеждают и соответствующие законодательные акты, на уровне субъектов не всегда трактовались в пользу наших соотечественников, вполне справедливо требующих от правопреемников СССР компенсации за причиненный государством вред.
 
Ожидаемое в 2014 году решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ по делу, инициированному ветераном труда, экс-депутатом Комсомольской-на-Амуре гордумы А.К. Филимоновым, способно в корне изменить отношение региональных властей к тем, кто полвека назад принял дозы облучения на особой территории Алтайского края.
 
Собкор газеты «ПВ» встретился в конце октября с Александром Кирилловичем, показавшим на своем примере хронологию борьбы «семипалатинцев» за свои права.
 
- Судя по официальным документам, вы еще ребенком получили суммарную дозу облучения более 5 бэр?
 
- Действительно, с 1949 по 1963 год, до 14 лет я проживал в Краснощековском районе Алтайского края, где целый ряд населенных пунктов подвергся радиационному загрязнению при испытаниях ядерных зарядов на Семипалатинском полигоне.
 
Согласно статистике, 48 из них нанесли немереный вред местному населению и экологии Алтая. Прошли десятилетия. Кроме того, что я начал пользоваться федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию…», с 1995 года мне полагались также льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах».
 
Но с апреля 2006 года мне прекратили их предоставлять в связи с принятием краевого закона №254, установившем следующее: «Если гражданин одновременно имеет право на меры социальной поддержки по настоящему закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, …ему предоставляются меры социальной поддержки либо по настоящему закону, либо по иным нормативным актам по выбору гражданину».
 
Несколько лет у меня ушло на бесполезную переписку с чиновниками. Напрасно я пытался им доказать абсурдность положения, навязанного региональным законом, принятого, по моему убеждению, явно с превышением полномочий краевых законодателей.
 
Неужели льготника надо ставить перед нелепой альтернативой и буквально заставлять выбирать для себя лишь один из двух действующих законов? Вот уж точно - материализация образов Гоголя. Был бы жив великий обличитель чиновничества - обязательно написал бы новый шедевр.
 
- А если без эмоций: доказали что-нибудь ответственным управленцам?
 
- К сожалению, представители краевого министерства социальной защиты населения (МСЗН), как правило, направляли мне весьма пространные, ни к чему не обязывающие письма, где добросовестно цитировались всё те же положения. А заодно, как некое социальное достижение, отмечалась ежемесячная денежная сумма в размере 387 рублей, которые мне выплачивались как федеральному льготнику, подвергшемуся радиационному воздействию.
 
Правда, 5 лет назад меня морально поддержал и даже вдохновил ответ директора Департамента социальной защиты минздравсоцразвития России О.В. Самариной. Для принятия мер в соответствии с законодательством, она еще в 2009 году напомнила своим региональным коллегам из МСЗН следующее: «Федеральный законодатель не исключает случаев, когда возможно предоставление мер социальной поддержки по разным основаниям».
 
- А как идет подобный законотворческий процесс в других субъектах РФ?
 
- Позитивных примеров на этом направлении правозащиты в регионах страны, к счастью, уже немало. Например, депутаты Алтая еще 5 лет назад раз и навсегда определили: «Ветераны труда и труженики тыла, имеющие статус лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, должны одновременно получать ежемесячные денежные выплаты, установленные соответствующим ФЗ и законом Алтайского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».
 
Также определением Конституционного Суда Республики Татарстан в октябре 2012 года гражданину Семибратову установлены две ежемесячные выплаты: и как «семипалатинцу», и как ветерану труда на основании республиканского закона.
 
Определением Юргинского городского суда Кемеровской области прошлой весной восстановлены материальные права гражданки Л. Д. Скрябиной - и как ветерана труда, и как лица, подвергшегося радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне.
 
- Но ведь и вы, если не ошибаюсь, выиграли в качестве истца аналогичный процесс в Центральном районном суде Комсомольска-на-Амуре?
 
- Действительно, решение судьи В.А. Галенко обязало краевое Министерство соцзащиты населения восстановить мне с 1 сентября 2010 года неправомерное упразднение социальной поддержки, а также взыскать с МСЗН в мою пользу 42 574 рубля в качестве компенсации за непредоставленные мне, как ветерану труда, меры соцзащиты.
 
Однако краевая судебная инстанция это решение, небезразличное многим ветеранам труда-«семипалатинцам», прошлым летом просто перечеркнула. Даже несмотря на прецеденты в других регионах страны. Решение председательствующего И.Г. Мороз, я считаю, явно противоречит преамбуле широко известного 122-ФЗ, направленного, кроме прочего, и на ввод эффективных правовых механизмов, обеспечивающих сохранение и повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан.
 
- На что еще вы акцентируете внимание в апелляционной жалобе, направленной в Верховный Суд РФ?
 
- На «эффективный правовой механизм», буквально уничтожающий право ветерана труда Филимонова на получение его достаточно скромных, но предусмотренных федеральным законодательством прав. К тому же я не сомневаюсь в справедливом вердикте нашего главного органа правосудия.
 
Процессуальной практикой нашего государства уже не раз подтверждено: лица, подвергшиеся воздействию радиации, в том числе и вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне, наделены особым статусом, гарантирующим право на одновременное получение различных мер социальной поддержки по нескольким основаниям. Тем более эти меры совершенно отличны по форме, имеют различные цели и финансируются из разных бюджетных источников.
 
Возмещение вреда здоровью пострадавшим от радиации компенсируются государственной казной, а социальная поддержка ветеранов труда по оплате ЖКХ предусматривается региональным законом из бюджета Хабаровского края. И можно ли вообще игнорировать Конституцию России, где закреплен один из основополагающих принципов демократии: «В РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека…»?
 
Ответ именно на этот вопрос вместе со мной ожидают от Верховного Суда сотни людей, переживших вместе со страной ее ядерное становление, катастрофические издержки «мирного атома» на Чернобыльской АЭС, необратимые последствия аварии 1957 года на ПО «Маяк».
 
Интервью подготовил Юрий Ковалев.
(фото автора)