Пока в Хабаровске убеждают общественность, что местные писатели не заслуживают никакого места в истории и не достойны музея литературы, даже маленького литотдела, и все экспонаты бывшего Дальневосточного литературного музея, которого на самом деле вроде как никогда и не было, отправили в хранилище, в Биробиджане открывают музей литературы и журналистики.
 
Как пишет газета «Биробиджанер Штерн», новый музей будет открыт уже в этом году в филиале Центральной городской библиотеки на улице Юбилейной, 9.
 
Идею создать в Биробиджане литературный музей многие годы вынашивал известный в области журналист и краевед Ефим Кудиш. Но при жизни осуществить ее он так и не успел.
 
Спустя несколько лет инициаторами этого дела решили стать местные литераторы и журналисты, а разместить музей было решено в четвертом филиале городской библиотеки Биробиджана.
 
«Впрочем, часть экспонатов уже разместилась в обновленных стенах. Правда, пока на полу. Старая пишущая машинка, керосиновая лампа, подарки и сувениры к газетным юбилеям от ведущих предприятий области. От обувной фабрики - миниатюрный башмачок, от «Дальсельмаша» - выгравированный на металле комбайн… Но главное место здесь займут книги, рукописи, письма… Литературная жизнь области богата и своим прошлым, и настоящим», - излагает газета «БШ».  
 
Как рассказала автору Ирине Шолоховой поэтесса и сотрудник библиотеки Тамара Сафарова, самый первый раздел в музее будет посвящен Эммануилу Казакевичу.
 
- Он будет называться «Казакевич и Биробиджан». Рядом будут разделы «Писатели о Биробиджане», «Писатели 1960-1980-х лет и до наших дней», - продолжает она. - Отдельная экспозиция будет посвящена развитию средств массовой информации области. В двух нишах разместим ретроэкспонаты. Планируется у нас и раздел «Музы биробиджанских поэтов», он будет интересен всем. Перед новым годом нам удалось приобрести коллекцию старых открыток, она тоже станет частью музейных экспонатов.
 
Тамара Сафарова говорит, что сейчас полным ходом готовятся стенды и витрины для будущего музея. Деньги на ремонт и изготовление витрин выделены из городского бюджета.
 
- В основном это будут экспонаты послевоенных лет, хотя мы знаем, что большинство известных еврейских писателей проживало в Биробиджане в 1930-х - 1940-х годах, - еще реплика Тамары Сафаровой. - Но, к сожалению, подлинных документов того времени почти не сохранилось, будут представлены только книги. А вот начиная с 1960-х годов документов собрано намного больше. Недавно мы получили копию личного дела поэта Михаила Асламова, который родился у нас в области. Нам передала ее Хабаровская писательская организация.
 
Ближе к открытию музея Хабаровск пообещал передать личные дела членов Союза писателей СССР Бузи Миллера и Романа Шойхета. Свои рукописи еще тех же 1960-х годов отдала для будущего музея поэтесса Ирина Метелкина, которая сейчас живет в Москве...
 
Литературных музеев в России очень мало. Один из них находится в Омске. В Хабаровске Дальневосточный литературный музей (литературный отдел краеведческого музея) работал с 1981 по 1992 гг. Потом, отдельно стоящее здание по ул. Тургенева, 69 было сдано в аренду американцам на 99 лет, а все экспонаты музея сдали в фондохранилище, под замок.
 
В правительстве Хабаровского края заявили, что это здание никогда не принадлежало краевому музею.
 
Как пишет экс-замдиректора Гродековского музея в Хабаровске Анна Пономарева (дочь писателя Александра Грачева), отработав в музее 47 лет, смело могу сказать, что самыми интересными были последние 20 лет, когда директором музея был Н.И. Рубан. «Я на пенсии, мне незачем льстить».
 
- Начнем с того, что никогда не было такой самостоятельной организации либо филиала как «Дальневосточный литературный музей» и, соответственно, не было коллекции Дальневосточного литературного музея, - пишет Анна Пономарева. - А что же было? Был и поныне успешно существует литературный отдел краевого музея, который занимается организацией выставок и экспозиций, комплектованием коллекций, научно-исследовательской работой, пишут интереснейшие статьи на основе сборов, готовят антологии, публикации документов которые музей регулярно издает.
 
По ее словам, собранные, в основном, сотрудниками отдела материалы по истории дальневосточной литературы все занесены в Главную инвентарную книгу по мере их поступления, пронумерованы, научно атрибутированы. И они входят в следующие музейные собрания (фонды) наряду с другими источниками: фонд редкой книги, фотодокументальный фонд, фонд ИЗО...
 
И вспоминает еще любопытные факты: «Я была и.о. директора, когда открывалась экспозиция в особнячке и, фактически, руководила работой по подготовке в совершенно диких условиях - стройка, мусор, дефицит всего жуткий, сроки - 2,5 месяца, (извините, что так говорю о себе, но это правда, как и то, сто всю работу по подбору материала и выстраиванию экспозиции проводили сотрудники отдела во главе с Кларой Николаевной Зиловой. Она была для музея находкой). Когда встал вопрос о вывеске, я принесла вариант И.М. Бритту [председатель комитета по культуре и искусству администрации Хабаровского края], где все было по правилам «Литературный отдел. Экспозиция История дальневосточной литературы». «Ты что, с ума сошла?» - сказал Бритт (а нравы у нас были очень простые, он всегда был доступен, помню и обожаю до сих пор) «Будет тебе Чёрный [это первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС] открывать отдел! Пиши - Дальневосточный музей». Так впервые появилось это название».
 
- А судьба полнопрофильной экспозиции, действительно, тяжела. Ясно же, что так, как она была выстроена в том самом особнячке - а это портрет писателя, его книги, личные вещи - сегодня не имеет права на существование, это попросту неинтересно, - высказывает Анна Пономарева свое мнение. - А как сделать, чтобы было современно, не повторяя краеведческой экспозиции, интересно, привлекательно для массы посетителей, в первую очередь, учащейся молодежи (их до 70% всех посетителей)? Увы, у специалистов отдела нет ответа.
 
Но Анна Пономарева на пенсии наверное не знает, что отдела литературы в краевом музее больше нет, а есть сектор культуры и искусства, подчиненный историческому отделу краевого музея. И что именно Н.И.Рубан, как директор научно-производственного центра по охране и использованию памятников истории и культуры края (НПЦ по ОПИК), в 1993 году приложил руку вместе с высокопоставленными чиновниками к арендной сделке царского особняка, где размещался литмузей (литотдел) - американцам, так утверждает газета «Приамурские ведомости», №231 за 2 декабря 1994 года и журналист Татьяна Слепцова.
 
Почему же в Биробиджане музеи открывают, а в Хабаровске закрывают? С таким вопросом мы обратились к министру культуры края Александру Федосову, ныне повышенному в ранге до зампредов правительства края.
 
Николай Щербаков.