«Узкое место» чревато бедой
«Узкое место» чревато бедой
Более 300 транспортных средств к ночи с 10 на 11 марта оказалось в снежном плену на одной из ключевых автотрасс 27 региона. Главная дорога Солнечного района, соединяющая центральные территории Хабаровского края с десятками населенных пунктов и крупными производственными объектами на севере губернии, около 15 часов держала в ледяной ловушке сотни водителей и пассажиров.
 
SOS из «пробки»
 
На второй день разгула стихии телефон краевого информагентства разрывался. Водители и пассажиры, звонившие с разных участков трассы от поселка Хальгасо до обширной мари у речки Хальваси, сильно нервничали, наблюдая полный паралич движения вдоль бамовской ветки. Ближе к вечеру 10 марта многие из «пленников», застрявших среди бескрайних снегов, начали переживать жажду, голод и холод.
 
Особенно нелегко пришлось гражданам в автомобилях, которые пришлось глушить, чтобы оставить в баках минимум топлива - хотя бы на несколько десятков километров до ближайших заправок, либо у поселка Хурмули, либо на въезде в Комсомольск. О том, каково пережидать многочасовую морозилку маленьким детям и старикам, следующим после выписки из городских больниц, граждане рассказывали журналисту, чуть ли не плача в трубку.
 
- Хорошо, что здесь хоть связь еще есть, - ищет позитив в ситуации 67-летняя Нина Александровна из Березового. - Хотя по номеру «112» мы уже второй час безуспешно пытаемся связаться с экстренными службами. Через несколько километров за марью начинается «мертвая зона». Там вообще нет никакой сети. Так хоть дочка на проводе морально поддерживает. И хорошо, что я после тяжелой хирургической операции могу прилечь на заднем сидении микроавтобуса.
 
- Добираемся уже 17-й час из Хабаровска в свою деревню с годовалым младенцем на руках, - жалуется по мобильнику молодая мать Елена. - Мы все легко одеты, без валенок и тулупов, а на улице ветер до 15 метров в секунду. Вода и питание на исходе, как и бензин в баке. Уже полдня стоим мерзнем, а реальной помощи со стороны МЧС, властей нет, информации никакой! Только уазик неотложки за гусеничной машиной вперед через валы прополз. Как вообще можно было допустить такое в цивилизованном мире? У нас в крае вообще кто-то из должностных лиц несет ответственность за автодорожный коллапс?
 
- Где-то впереди, говорят, большегрузы, доставляющие флотационный концентрат с золоторудного месторождения, завязли в снежных наносах и перегородили путь, - делится около 10 часов вечера сведениями с «шоферского телеграфа» профессиональный водитель из Хурмулей Александр Трубицин. - Машины с малым клиренсом вообще не способны пробивать такой слой снега, его ведь полтора суток мело. Сколько еще наша колонна простоит? Ответить не решаюсь. Стоим уже 7 часов. Но экскаватор пока только начал действовать в начале «пробки».
 
Только следующим утром респонденты из Солнечного района сообщили первую обнадеживающую новость:
 
- К рассвету на микрогрузовике добрались до Горина. Но иномарки без функции «4 WD» так и буксуют за речкой Хальваси. Хотелось бы спросить через прессу наших дорожников: почему в последнее время они почти не чистят накат, сужающий проезжую часть до опасных пределов, в связи с чем перестали освобождать насыпные трассы Хабаровского края от снежных валов, как положено, «елочкой»? Дороги - словно желоб для бобслея. Дожидаемся новых ДТП и ЧП с тяжкими последствиями?
 
Этот наболевший вопрос журналист тут же делегировал по телефону П. К. Ядыкину. Уже 18 лет Петр Кириллович возглавляет «Солнечный ДРСУ» и, соответственно, несет ответственность за состояние 423 километров дорог от ПГТ Горного до районного центра, от поселка Солнечного до района имени Полины Осипенко и границ Верхне-Буреинского района.
 
Откровение Ядыкина
 
Руководитель местного филиала краевого государственного унитарного (КГУП) «Крайдорпредприятия» известен в своем районе как эксперт по ремонту и содержанию дорог еще с советских времен. Во время записи телефонного разговора репортеру не пришлось задавать Петру Ядыкину наводящих вопросов. Комментируя тревожную ситуацию, Петр Кириллович эмоционально, но компетентно изложил свою точку зрения:
 
- …Влажность, мороз, пороша - даже в солнечный день. Идут машины и закатывают колесами слой за слоем. Но мы обязаны обеспечить бесперебойное движение при любых метеоусловиях. Только делать это приходится ДРСУ зачастую на голом энтузиазме. Финансирование не предусматривает сегодня уборку накатов и валов. У нашего краевого начальства, судя по всему, уже перефинансирование по многим видам работ, необходимых для цивилизованного обслуживания дорог.
 
А такого снега, действительно, не было в наших краях лет 50. На улице - стихия, между валами как в трубу несет. И какая-нибудь заднеприводная «букашка» все равно лезет в пургу, в переметы. Она становится поперек и через 20 минут ее заносит снегом. Все! Непреодолимое препятствие на часы! Направляем технику, но в соответствии с нормативами невозможно справиться с задачей. 10 марта в 22 часа доставили туда бульдозер, и таскали в этом месиве хаотично застрявшие машины. Железнодорожное полотно у мари - вплотную к автодороге. Только к часу ночи вроде всех растащили. Но где-нибудь городская иномарка затормозит - и снова стопор. Опять бульдозер возвращаем, бьём дорогу.
 
А техника филиала - на нормативном содержании. Нашему ДРСУ нужно 8 миллионов рублей на месяц. Итого, необходимо 96 000 000 в год, чтобы нормально содержать дорогу силами дорожно-ремонтных пунктов (ДРП), которые находятся в Джамку, Березовке, Горине, Хурмулях и Солнечном. За прошлый год мы освоили только 26 выделенных нам миллионов, а на фоне мощнейших циклонов за 2 зимних месяца - лишь 7 миллионов 290 тысяч рублей. Мы - добросовестные подрядчики, сколько нам дают денег, столько мы и осваиваем.
 
С каждым годом наше краевое начальство наращивает не интенсивность автодорожного обслуживания, а темпы оптимизации средств на содержание дорог. Расценки при этом никто не пересматривает. Ставки специалистов сократили донельзя. Еще 3 пятилетки назад в ДРСУ работало 243 человека, теперь осталось 100. Было 18 единиц техники, осталось 12. Мы бы и с эти парком справлялись, но «нормативного содержания» на стихию не хватает. Лимит на 1 квартал 2015-го израсходован.
 
На март денег нет. Об этом официально уведомлены новый руководитель Крайуправтодора Воронин, начальник Крайдорпредприятия Матушкин, гендиректор Дальстроймеханизации Глушков, от которого с недавних пор зависит объем работ наших трудовых коллективов. Дело в том, что раньше у нас были годовые планы, была контрольная цифра. На этот год плана нет, набор работ неизвестен. Управление автодора с февраля возглавил новый руководитель, и там, видимо, очередная «революция» вместо работы. Реформаторов - пруд пруди, толку все меньше. Дорожники ждут от краевого правительства наведения порядка в этой сфере.
 
Расценки на дорожные работы просто неадекватны с учетом резкого подорожания топлива и расходных материалов. Надо сопоставить их с реальными накладными расходами, заняться всерьез содержанием дорожно-ремонтных пунктов, где оплата предусмотрена для полслесаря и полтокаря. Я возглавляю ДРСУ 18 лет, раньше мы имели возможность гасить убытки за счет ремонта и строительства. Нам оставили только содержание, а оно, как известно, всегда убыточно, прибыли никакой. Экономикой заниматься надо серьезно. Я об этом говорю на всех уровнях. Никто не слышит.
 
КГУП «Крайдорпредприятие» силами всех ДРСУ Хабаровского края заработало за последний отчетный период 32 миллиона рублей. Это ничтожно мало на фоне наших общих задач. Только на зарплату уходит 24 миллиона. Как распределял заказчик в последние полтора года бюджетные средства - нам неизвестно. И это уже не мой вопрос. Это вопрос для СКР, счетной палаты и прокуратуры. Предыдущий шеф Крайуправдора, просидев полтора года в кресле, растворился вместе с назревшими проблемами.
 
Пока идет наблюдение
 
На фоне комментария Петра Ядыкина кратко напомним читателю ситуацию в управленческих структурах автодора Хабаровского края. В прошлом году бывшего директора КГУП «Крайдорпредприятие» Алексея Оплечина обвинили в незаконном распоряжении по ремонту асфальтового покрытия моста через Амур вблизи Комсомольска (без заключения госконтракта и проведения аукциона).
 
15 января 2015 года арбитражный суд решил ввести на «Крайдорпредприятии» процедуру наблюдения. Согласно вердикту, наблюдение продлится до 6 июля под началом Олега Юдина, кандидатуру которого предложил и.о. министра промышленности и транспорта Сергей Ивашкин. Кстати, Геннадий Матушкин, возглавивший КГПУ с осени 2014 года, недавно даже завел свою страницу в Твиттере (аккаунт @Matushkin_GV) и теперь новости о краевом госпредприятии каждый желающий может узнавать, как говорится, из первых уст.
 
Как известно, предбанкротное состояние, как уже сообщало региональное СМИ, не позволило Матушкину участвовать в открытых торгах и аукционах на заключение профильных госконтрактов. В связи с этим ограничением генеральным подрядчиком по содержанию региональных трасс стало ОАО «Дальстроймеханизация», выигравшее в прошлом году конкурс на 1,5 миллиарда рублей. Часть подрядных работ была передана по договору «Крайдорпредприятию».
 
Между тем, начальник «ДРСУ Солнечное» Петр Ядыкин, заявляя СМИ позицию своих коллег на правах старейшего автодорожника края, убежден:
 
- Если мы хотим окончательно угробить дороги - надо все хозяйство отдать в руки частникам. Они ведь не будут работать себе в убыток. Глава региона должен быть хозяином всех автотранспортных артерий региона. Если этому мешает закон о торгах, значит, законодателям надо его срочно поправлять. Например, губернатор Магаданской области Печеный во всеуслышание заявил о том, что он уже наелся этих конкурсов и готов по-хозяйски мобилизовать Магаданавтодор на достойное содержание, ремонт и строительство дорог. Это добрый почин и поддержать его стоит всем регионам.
 
Дорожный факультет престижного вуза, который и меня выпускал еще в 1976 году, и сейчас готовит десятки инженеров. Они куда идут? Как правило, в торговлю. А в нашей сфере всё острее дефицит молодых специалистов. Почему? Зарплата мизерная, ответственность большая, техника старая.
 
Если ничего кардинально не менять в автодоре Хабаровского края, то так и будут по всей губернии снежные завалы тормозить движение. Ведь любой специалист в нашем деле знает: брать снежные валы таких размеров надо бульдозером поперек. Мы называем это «елочкой». Но мне не оплачивают эту «елочку», ведь расценки утверждены в расчете на уборку рыхлого снега грейдером. Ответ управленцев один: «В пределах финансирования».
 
Трудно посчитать - сколько в ДРСУ Хабаровского края за последние годы уже накопилось неоплаченных трудов. Этой зимой столько снега, что дорожным службам, обделенным нормальным финансированием, до июля его не убрать. Это не оптимизация автодора. Это нечто иное - в компетенции прокуроров и следователей. Пагубной «экономии» пора положить конец, тогда и народ с малыми детьми перестанет подавать SOS c закупоренных дорог.
 
Юрий Ковалев (фото автора)
 
«Приамурские ведомости», 13.03.15
ст. Экономия на «елочке»
http://www.priamurka.ru/society/5464/